Конфабуляция (от лат. confabulatio - беседа, разговор) – ложные воспоминания о вымышленных или реальных (но не имевших места в указанное время) событиях, фактах. Синоним – галлюцинации воспоминания. Иными словами, конфабуляция представляет собой нарушение памяти, при котором пробелы в памяти заполняются выдумками. Склонный к конфабуляции человек, находясь в ясном сознании, сообщает о событиях, в действительности не имевших места в период, о котором идет речь. Подобные фальсификации иногда объясняются действием защитных механизмов либо внушением. (Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо.
С. С. Степанов. 2005.)
Человек с нарциссическим расстройством личности может прибегать к конфабуляциям постоянно. Сэм Вакнин пишет, что они служат для залечивания эмоциональных ран или предотвращения их нанесения в первую очередь. Они поддерживают самооценку, регулируют его (или ее) чувство собственного достоинства и укрепляют его (или ее) образ самого себя. Они служат организующими принципами в социальных взаимодействиях.
Пример из жизни: новая подруга-нарцисс говорит, что у неё шикарное образование, она музыкант с красным дипломом, её приглашали играть в оркестр, а когда вы спросили, на чем же она играет, она в одном случае назвала один инструмент, во второй раз – другой, а вживую послушать исполнение мне не удалось бы никогда, потому что это была просто выдумка для поддержания её образа.
Или еще один пример. Как говорится, любые совпадения случайны. На вакансию начальника отозвался нарцисс, и он изо всех сил «продавал себя» на собеседовании. И на той работе он отличился, а в этой конторе стал незаменимым начальником среднего звена, и процессы он знает, и общаться в коллективе умеет, ну просто не кандидат, а золото! Правда, он потребовал поднять его зарплату, и над этим было решено подумать, ведь такого опытного человека днем с огнем не сыщешь. Но стоило начать гуглить его ФИО и наводить справки у знакомых из тех самых контор, сразу выяснилось, что на работодателей произвели впечатление выдуманные или сильно преувеличенные истории и достижения.
Грань между реальностью и фантазией редко полностью теряется, но такие различия никогда не всплывают на поверхность. Вот чем нарцисс отличается от других (от «нормальных» людей): само его «я» – это часть вымысла, придуманная для того, чтобы парировать боль и взращивать грандиозность нарцисса. Он не проходит свой «тест на реальность» – способность отличать действительное от воображаемого. Нарцисс горячо верит в свою непогрешимость, гениальность, всемогущество, героизм и совершенство. Он не осмеливается противостоять правде и признаться в этом даже самому себе.
Более того, он навязывает свою личную мифологию самым близким и родным. Супруги, дети, коллеги, друзья, соседи – иногда даже совершенно незнакомые люди – должны следовать рассказу нарцисса или столкнуться с его гневом. Нарцисс не терпит разногласий, альтернативных точек зрения или критики. Для него конфабуляция ЕСТЬ реальность.
Очень распространенный вид конфабуляции – это отрицание нарциссическими родителями страшных вещей или слов, которые имели место в ранние годы их детей. Дети запоминают случаи жестокости или несправедливого обращения, напоминают об этом будучи взрослыми своим родителям, а те ничего из этого не помнят и отрицают произошедшее. И тут невольно начнутся сомнения: может быть, этого и не было? Но это во вселенной нарцисса этого не было, теперь это его не красит и не вяжется с его грандиозным образом, поэтому «не говорите глупостей и будьте благодарны за то, что вас еще вырастили, и вы были сыты-обуты-одеты. И вообще, кто старое помянет – тому глаз вон.»
Нарцисс лжет как попало, без нужды и почти непрерывно. Он лжет, чтобы избежать разрыва грандиозности: когда пропасть между фактом и нарциссическим вымыслом становится слишком зияющей, чтобы ее можно было игнорировать. Нарцисс лжет, чтобы сохранить видимость, поддержать фантазии, поддержать небылицы о своем Ложном Я и извлечь нарциссический ресурс из ничего не подозревающих источников, которые еще не знают его. Для нарцисса болтовня – это не просто образ жизни, а сама жизнь.
Мы все приучены позволять другим предаваться их излюбленным заблуждениям. Нарцисс использует нашу социализацию. Мы не осмеливаемся противостоять ему или разоблачать его, несмотря на дикость его заявлений, неправдоподобность его рассказов, ложность его мнимых достижений и завоеваний. Мы просто подставляем другую щеку или кротко отводим глаза, часто смущенные.
Более того, нарцисс с самого начала ясно дает понять, что это его путь или линия поведения. Его агрессия – даже склонность к насилию – на поверхности. Он может быть обаятельным при первой встрече, но даже тогда есть явные признаки склонности к насилию. Его собеседники чувствуют эту надвигающуюся угрозу и избегают конфликта, соглашаясь со сказками нарцисса. Таким образом, он навязывает своей среде свою личную вселенную и виртуальную реальность – иногда с катастрофическими последствиями.
Скорее всего, тот нарцисс-соискатель из примера выше, придя на место начальника, развалил бы всю работу, поскольку у него нет никаких настоящих умений и достоинств, чтобы справиться с возложенной ответственностью.
А с какими нарциссическими конфабуляциями сталкивались вы? Интересно будет обсудить эту тему в комментариях.