Шведы вообще всегда отличались неординарным подходом к проектированию самолётов. Draken - это истребитель с крылом "двойная дельта" - совершенно самобытный агрегат, который делали без оглядки на мировую тенденцию проектирования ЛА. Кстати, в Австрию этот самолёт поставлялся вплоть до 2005 года, что говорило о высокой востребованности продукции Saab.
Наверное, если бы этот самолёт делали в Англии, то он разошёлся бы тиражём не сотней а в тысячью экземпляров. Но Шведы не отличались большим экспортным потенциалом, их покупатели ограничивались ближайшими странами.
В середине 50-х годов ВВС Швеции задумались об увеличении флота недорогими истребителями, которые будут эффективно работать как вспомогательная единица ПВО. Британия в этом случае пошла по пути наименьшего сопротивления и стала разрабатывать тяжёлый истребитель на основе P.1. Так появился English Electric. Шведы создавали самолёт с нуля и на выходе у них получился прекрасный однодвигательный реактивный самолёт, однако успеху этого самолёта помешала политика.
Draken появился, как достойная замена Saab J29. В 1949 году были сформулированы основные требования к новому самолёту: он должен был перехватывать околозвуковые бомбардировщики противника, иметь максимальную скорость M=1,4-1,5. Разработки велись хоть и активно, с большим привлечением финансовых средств, но проект был предназначен на долгосрочную перспективу, так как совсем недавно, в 1948, поднялся в воздух J29. К тому времени ни одна страна, кроме Швеции не имели на постоянном вооружении самолёты со стреловидным крылом. Например, к этому времени американский F-86 Sabre и МиГ-15 только поступали на вооружение.
Кроме возможности преодоления звукового барьера, от Draken требовались высокие показатели скороподъёмности и возможность базироваться на тех же аэродромах, что и Saab J29. Кроме того, самолёт должен иметь возможность приземляться на прямые автодороги длиной 2000 метров и шириной 15 метров. По сути это доказывало, что для ВВС требовался реактивный самолёт с укороченным разбегом и пробегом - прецендент на европейском военном авиационном рынке.
Проблему достижения высокий скоростей решили уменьшением площади поперечного сечения и использованием крыла с минимальной толщиной профиля. В качестве силовой установки был выбран турбореактивный двигатель с форсажными камерами Rolls-Royce Avon.
Поиск компоновочного решения шёл долго и кропотливо. В итоге двигатели установили под фюзеляжем, за кабиной. Основные стойки шасси и топливные баки установили за воздухозаборниками. Внешне самолёт напоминал французский Dassault Mirage III, с крылом типа простая дельта, с воздухозаборниками вписанными в носок крыла. Чуть позже конструкторы в результате экспериментов и технических расчётов, площадь крыла сочли сликом избыточной, поэтому вместо уменьшения хорды крыла (дело в том, что уменьшение хорды было невозможно, так как рядом начинались крепления основных опор шасси), была проведена работа по разработке схемы "двойная дельта".
Дело в том, что изначально инженеры во всём мире ещё не изучили особенности дельтовидного крыла, не говоря уже об "двойной дельте". В результате испытаний в аэродинамической трубе, крыло не показало никаких особенностей в пилотировании по сравнению с обычным дельтовидным крылом. Первый макет назывался Saab 210 Lilldraken (Маленький дракон). Вот так и получается, что сами шведы пришли у успеху своих разработках исключительно в результате эксперимента.
В марте 1952 года было решено построить первые полноразмерные макеты J35. Год спустя был заключён контракт на разработку трех прототипов и трёх предсерийных машин. Первый полёт прототип совершил 23 октября 1953 года с двигателями Rolls-Royce Avon. С 1955 года Avon стали производить в Швеции по лицензии "Svenska Flygmotor". Эта компания на основе Avon разработала более мощный двигатель с форсажными камерами - RM6B.
В остальном Draken был вполне обычным самолётом, хотя в небольшом количестве использовались алюминиевые сотовые панели, а все отклоняемые поверхности оснащались гидроприводами. В августе 1956 года было подписано дополнительно соглашение на выпуск 65 серийных самолётов, включая 3 предсерийные машины.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.