Найти тему
Кирилл Максимов

Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным

Шведы вообще всегда отличались неординарным подходом к проектированию самолётов. Draken - это истребитель с крылом "двойная дельта" - совершенно самобытный агрегат, который делали без оглядки на мировую тенденцию проектирования ЛА. Кстати, в Австрию этот самолёт поставлялся вплоть до 2005 года, что говорило о высокой востребованности продукции Saab.

Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным
Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным

Наверное, если бы этот самолёт делали в Англии, то он разошёлся бы тиражём не сотней а в тысячью экземпляров. Но Шведы не отличались большим экспортным потенциалом, их покупатели ограничивались ближайшими странами.

В середине 50-х годов ВВС Швеции задумались об увеличении флота недорогими истребителями, которые будут эффективно работать как вспомогательная единица ПВО. Британия в этом случае пошла по пути наименьшего сопротивления и стала разрабатывать тяжёлый истребитель на основе P.1. Так появился English Electric. Шведы создавали самолёт с нуля и на выходе у них получился прекрасный однодвигательный реактивный самолёт, однако успеху этого самолёта помешала политика.

Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным
Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным

Draken появился, как достойная замена Saab J29. В 1949 году были сформулированы основные требования к новому самолёту: он должен был перехватывать околозвуковые бомбардировщики противника, иметь максимальную скорость M=1,4-1,5. Разработки велись хоть и активно, с большим привлечением финансовых средств, но проект был предназначен на долгосрочную перспективу, так как совсем недавно, в 1948, поднялся в воздух J29. К тому времени ни одна страна, кроме Швеции не имели на постоянном вооружении самолёты со стреловидным крылом. Например, к этому времени американский F-86 Sabre и МиГ-15 только поступали на вооружение.

Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным
Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным

Кроме возможности преодоления звукового барьера, от Draken требовались высокие показатели скороподъёмности и возможность базироваться на тех же аэродромах, что и Saab J29. Кроме того, самолёт должен иметь возможность приземляться на прямые автодороги длиной 2000 метров и шириной 15 метров. По сути это доказывало, что для ВВС требовался реактивный самолёт с укороченным разбегом и пробегом - прецендент на европейском военном авиационном рынке.

Проблему достижения высокий скоростей решили уменьшением площади поперечного сечения и использованием крыла с минимальной толщиной профиля. В качестве силовой установки был выбран турбореактивный двигатель с форсажными камерами Rolls-Royce Avon.

Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным
Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным

Поиск компоновочного решения шёл долго и кропотливо. В итоге двигатели установили под фюзеляжем, за кабиной. Основные стойки шасси и топливные баки установили за воздухозаборниками. Внешне самолёт напоминал французский Dassault Mirage III, с крылом типа простая дельта, с воздухозаборниками вписанными в носок крыла. Чуть позже конструкторы в результате экспериментов и технических расчётов, площадь крыла сочли сликом избыточной, поэтому вместо уменьшения хорды крыла (дело в том, что уменьшение хорды было невозможно, так как рядом начинались крепления основных опор шасси), была проведена работа по разработке схемы "двойная дельта".

Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным
Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным

Дело в том, что изначально инженеры во всём мире ещё не изучили особенности дельтовидного крыла, не говоря уже об "двойной дельте". В результате испытаний в аэродинамической трубе, крыло не показало никаких особенностей в пилотировании по сравнению с обычным дельтовидным крылом. Первый макет назывался Saab 210 Lilldraken (Маленький дракон). Вот так и получается, что сами шведы пришли у успеху своих разработках исключительно в результате эксперимента.

Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным
Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным

В марте 1952 года было решено построить первые полноразмерные макеты J35. Год спустя был заключён контракт на разработку трех прототипов и трёх предсерийных машин. Первый полёт прототип совершил 23 октября 1953 года с двигателями Rolls-Royce Avon. С 1955 года Avon стали производить в Швеции по лицензии "Svenska Flygmotor". Эта компания на основе Avon разработала более мощный двигатель с форсажными камерами - RM6B.

В остальном Draken был вполне обычным самолётом, хотя в небольшом количестве использовались алюминиевые сотовые панели, а все отклоняемые поверхности оснащались гидроприводами. В августе 1956 года было подписано дополнительно соглашение на выпуск 65 серийных самолётов, включая 3 предсерийные машины.

Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным
Шведы даже не знали, что такое "двойная дельта", но Saab Draken получился успешным и эффективным

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.