Найти в Дзене
Clin_psychology

Умственная отсталость: факторы, критерии оценки, обучение и адаптация

Согласно МКБ-10 (Международной классификации болезни), умственная отсталость (F70-79) - состояние задержанного или неполного развития психики, характеризующееся нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Трудности адаптации наблюдаются всегда, но их выраженность зависит от условий и степени социальной защищенности.

Перечень причин данного заболевания разделяют на 2 категории:

  1. Мегафенные факторы (различные влияния, вызывающие повреждения и мутации генов или грубо повреждающие мозг, серьезно нарушающие его развитие, резко изменяющие внешний облик, приводящие к тяжелым формам умственной отсталости: внутриутробные механические травмы плода, облучение, отравление ядами, алкоголем, наркотиками, лекарственными веществами, имеющими тератогенный эффект, гипоксия, вирусные и бактериальные инфекции, дефицит питания у беременной, несовместимость по резус-фактору плода и матери, острые и хронические стрессовые состояния, психотравмы, изоляция от общества);
  2. Микрофенные факторы (наследственные и ненаследственные биологические и семейно-культурные факторы, тормозящие развитие при неплохом исходном генетическом потенциале, например, грубая социально-педагогическая запущенность).

Тяжелые формы умственной отсталости (или олигофрении) обнаруживаются уже в раннем возрасте, наиболее легкие формы -позднее. Пик выявляемости данного заболевания в основном приходится на начало школьного обучения в связи с резким повышением требований к интеллектуальным возможностям ребенка в этот период.

Для наиболее типичных форм олигофрении характерны тотальность (т.е. недоразвитие всех психических сфер) и иерархичность (страдают все координаты развития - как низлежащие системы не получают нужных воздействий со стороны более высоких уровней и, следовательно, задерживаются в своем развитии, так и первичные, примитивные системы не обеспечивают высшие центры обработки информации необходимыми стимулами извне; в результате не образуются полноценные межуровневые взаимодействия).

-2

В МКБ-10 умственная отсталость подразделяется с учетом степени психического недоразвития на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Одним из диагностических критериев в данном случае служит коэффициент интеллекта (IQ), определяемый в ходе патопсихологического обследования (об этом подробнее читайте в предыдущей статье "Тест Векслера").

Легкая умственная отсталость (F70) (IQ от 69 до 50). В раннем возрасте характеризуется нерезким отставанием в развитии психических функций. В 2-3года уже очевидны трудности в формировании навыков самообслуживания, недоразвитие речи. В дошкольном возрасте проявляется недостаточность интеллектуальной деятельности, низкий познавательный интерес. При подготовке к школе наблюдаются трудности в освоении навыков чтения и счета. Игра лишена творческого начала, проста и примитивна в исполнении. В старшем возрасте все более явен дефицит высших форм мышления. Они конкретны и буквальны в понимании, им доступны простые обобщения и логические построения. Речь бедна, аграмматична. Но иногда встречается и достаточно неплохое речевое развитие,маскирующее недостатки мышления. Эмоциональная сфера характеризуется сохраняющейся непосредственностью, наивностью, низкой способностью к самоконтролю, иногда с явной расторможенностью поведения и влечений.

Обучение детей с легкой формой умственной отсталости проводится по программе школ 8 вида, основанной на конкретно-наглядной методике обучения. Программа массовой школы им недоступна даже в адаптированном виде. В дальнейшем такие дети способны освоить профессии ручного труда. Социальная адаптация, как правило, благополучна.

Умеренная умственная отсталость (F71) (IQ от 49 до 35). Возраст умственного развития не превышает 6-8 лет. Предпосылки интеллекта гораздо хуже, чем при легкой форме, но можно отметить достаточно неплохую механическую память, которая способна помочь адаптироваться в доступных сферах. Знания скудные, чаще всего отмечается заученность без осмысления. Абстрактное мышление отсутствует. Доминируют мыслительные операции на уровне конкретных, ситуационных сравнений или заученные штампы. Речь отличается недоразвитием. Отмечаются трудности как в ее использовании, так и понимании. В эмоциональной сфере наблюдаются непосредственные реакции Личность примитивна, преобладают базовые, инстинктивные потребности. Характерологически возможны проявления грубой агрессивности или, наоборот, излишней робости и подчиняемости.

Обучение детей с умеренной умственной отсталостью сводится к овладению навыков 1-2 класса - чтением, письмом, элементарным счетом на наглядном материале. В плане социальной адаптации они способны освоить навыки самообслуживания, безопасности или элементарные трудовые под внешним руководством, могут самостоятельно передвигаться по знакомым местам. Но жить без посторонней помощи не способны.

-3

Тяжелая умственная отсталость ( IQ от 34 до 20). Возраст умственного развития не более 3-5лет. Выражена крайняя дефицитарность интеллекта, мышление сугубо конкретное, хаотичное, бессистемное. Затруднения вызывают даже самые простые бытовые задачи. В плане речи встречается полное или практическое отсутствие экспрессивной части и затруднения в понимании. В других случаях речь крайне аграмматична, косноязычна, включает в себя звуки и отдельные словосочетания. Пассивный словарь связан больше с основными потребностями (еда, сон, туалет и т.п). Эмоции примитивны и связаны с естественными потребностями. Иногда прослеживается стремление к сотрудничеству, элементы привязанности.

Обучение таких детей сводится к элементарному развитию речи, навыков самообслуживания и гигиены, помощи в простых бытовых делах. Социально дезадаптированы, не могут обходиться без посторонней помощи.

Глубокая умственная отсталость (F73) (IQ ниже 20). Возраст развития не выше 2-3х лет. Предпосылки интеллекта не развиты. Способность к мышлению отсутствует. Имеются значительные ограничения в понимании и выполнении требований и инструкций. Осмысленная деятельность, даже игровая, недоступна. Речь либо отсутствует, либо в виде отдельных звуков или слов. Восприятие речи ограничено набором простых команд. Эмоции элементарны, в основном связаны с выражением удовольствия/недовольствия. Возможны колебания настроения от полной эйфории до апатии, беспричинной агрессии и гневливости. Нередко наблюдаются извращения влечений - самоповреждения, открытая мастурбация, копрофагия (поедание фекалий). Осознание собственной личности отсутствует. Обучение сводится к развитию простых зрительно-пространственных навыков. Социальная адаптация невозможна.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить класс!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео!