Напишу сегодня про цирк. В память о Юрии Никулине, в день его рождения.
К цирку очень двоякое отношение у меня. В детстве любила безумно. "С утра я рад, чего-то жду, ура-ура, я в цирк иду!" - пел по радио Юрий Никулин, и я безумно ему завидовала. Цирк был волшебным миром. Правда, акробаты всякие меня особо не привлекали, я ждала клоунов и номера с животными.
Животные всегда были моей страстью. Особенно собаки. Настольная книга - Юрий Яковлев "У человека должна быть собака" - зачитана от корки до корки. Собаку нельзя было до 14 лет (мама считала, что тогда я уже смогу взять ответственность на себя; надо ли говорить, что как только исполнилось 14, я притащила щенка?). А еще у меня была бабушка Галя, мамина тетя, с которой мы вместе проводили лето на даче, и бабушка эта подкармливала всех соседских цепных собак, а я радостно увязывалась за ней. И бабушка Галя, мой проводник в звериный мир, не выносила цирк, считала его верхом жестокости. А у меня был когнитивный диссонанс.
Который во многом сохранился и по сей день. Как фотограф-документалист я делала проект о лошадях. Проект был опубликован в одном из известных московских изданий под моей реальной фамилией (признаюсь, Тоня Пушкина - самый первый и любимый псевдоним, взятый в память о другой моей любимой бабушке, Антонине Ивановне, вырастившей меня и действительно происходившей из рода Пушкиных: уж не знаю, тех самых, связанных с Александром Сергеевичем, или других, но факт остается фактом, фамилия эта наша родовая, реальная). Так вот, проект назывался "Хорошее отношение к лошадям", и в основе его лежал вопрос, мучивший меня всю жизнь, - каким должно быть хорошее отношение к животным и вправе ли человек держать их в неволе. Тема оказалась непростой, работать было интересно, подробно рассказывать сейчас не буду, но скажу, что ответ для себя я нашла.
Снимала я в том числе и в Московском цирке на Цветном бульваре. Познакомилась с симпатичным, обаятельным внуком Юрия Никулина, мы много говорили и с ним, и с Анастасией Стыкан-Федотовой, удивительной девушкой, выступавшей на арене с лошадьми. Её номер назывался "Свобода лошадей. Эльфория": Настя всегда работала без уздечки, седла и шпор. Светлый человек, искренне любивший лошадей и считавший их своей семьей, Анастасия умерла от рака в октябре 2022 года, ей было всего 35.
Я видела чистейшие конюшни, видела, как лошади встречают "своего человека", видела, как человек относится к ним. И в этом тоже была правда. Хотя правда есть и в другом - лишь после циркового сезона лошадей вывозят в поля на месяц-полтора. Остальное время - короткие прогулки по асфальту в небольшом цирковом дворе.
У каждой медали две стороны. У каждой ситуации - множество точек зрения. Здесь, в Дзене, есть хороший канал про канадскую пуму Месси, смотрю его каждый день. Ребята взяли из контактного зоопарка кроху пуму, родившегося с такой кучей болячек, что он не смог бы выжить не только на воле, но и там, где появился на свет. Про Сашу и Машу (спасителей пумы) есть документальный фильм, где Александр очень интересно рассказывает, как надо вести себя с животными, неважно, пума это или обычная домашняя кошка, насколько важно знать их повадки, понимать и находить общий язык (результат его опыта - в многочисленных роликах блога). Говорит он и о хейтерах, и о том, что легко осудить, не вникая в ситуацию.
Все зависит от человека, который находится рядом с животными, вот что я думаю. И все-таки последние годы с бо́льшим удовольствием я смотрю в цирке номера не про зверей. Любуюсь красивыми постановками, игрой света и цвета.
Ну и клоунов люблю до сих пор. Вот только хороших мало. Дважды ходила в Москве на Дэвида Ларибле, он чудесный, тонкий, смешной. Очень красивые музыкальные номера. Смотрела и вспоминала Олега Попова и Юрия Никулина.
А Юрий Владимирович Никулин действительно любил животных.
"Со всеми кошками, собаками, со своими игрушками я мог разговаривать часами, потому что верил, что они меня понимают и им это интересно. Только они ответить не могут" (цит. по книге Ю.В. Никулина "Почти серьезно").
Я вот тоже разговариваю со всеми собаками, кошками, попугаями, да и с игрушками порой, если уж совсем честно. И верю, что они понимают.