Найти в Дзене
ALFAVIT

Влияние Citroën SM на модельный ряд Maserati

Citroën SM – купе класса Gran Turismo, выпускавшееся французским автопроизводителем с 1970 по 1975 год. Эта модель в 1971 году заняла третье место в европейском конкурсе «Автомобиль года», и выиграла награду «Motor Trend Car of the Year» 1972 года в США.

Citroën SM
Citroën SM

Двумя годами ранее премьеры - Citroën приобрел компанию Maserati, намереваясь войти в сегмент роскошных спортивных седанов, совмещая продвинутые технологии от обеих фирм в одном проекте.

Уникальная французская подвеска и итальянский двигатель в новой строгой обложке должны были гарантировать коммерческий успех. Новый автомобиль имел уже ставшее громким имя Quattroporte (с индексом АМ 123) и был, по сути, четырехдверным вариантом SM под маркой Maserati.

Maserati Quattroporte (АМ 123)
Maserati Quattroporte (АМ 123)

Никого не смущало, что до этого, в 1971г. – SM, в угоду будущей родственной модели, «убил» другой потенциальный Quattroporte II, имевший индекс АМ 121.

Maserati Quattroporte (АМ 121)
Maserati Quattroporte (АМ 121)

Происхождение названия модели «SM» не совсем ясно, но одна из версий озвученная в канве событий, связанных с Мазерати, предполагает, что SM означает «Systeme Maserati» или «Série Maserati».

Пресса того времени отмечала, что часть профиля авто, от передней стойки до заднего бампера, имеет в определённой степени сходство с Maserati Mistral.

Maserati Mistral
Maserati Mistral

Взаимное влияние брендов можно отследить начиная с двигателей. В начале 1968 года Citroën дал Джулио Альфьери, главному инженеру Maserati, шесть месяцев на разработку нового легкого компактного двигателя для своей будущей модели SM: Джулио потребовалось всего три! Альфьери собрал новый V6, удалив два цилиндра из более раннего V8 (от Tipo 107).

Результатом стал 2,7-литровый двигатель C114 с четырьмя верхними распредвалами и двумя клапанами на цилиндр. Этот мотор и применили во французском купе. Позднее рабочий объём увеличили до 3 литров, и заодно использовали его в Maserati Merak.

Maserati Merak
Maserati Merak

Однако данный силовой агрегат, в варианте с мощностью 210 л.с., был недостаточен для перспективного Quattroporte II. Поэтому весной 1974 года Citroën попросил Maserati разработать новый двигатель V8 с большей мощностью.

Он родился из 3,0-литрового V6 от Merak добавлением двух цилиндров. По итогу получилось 3 953 куб. см. объёма, 280 л.с и 340 Нм.

Citroën SM V8
Citroën SM V8

Этот силовой агрегат под капотом прототипа SM V8 прошёл около 18 000 км тяжелых испытаний на автодромах Модена и Монца, а также в личном использовании Джулио Альфьери. Но затем, в мае 1975 года, Maserati была продана и проект V8 закрыли.

Силовой агрегат Citroën SM V8
Силовой агрегат Citroën SM V8

Итак, кроме Мerak (который использовал и коробку передач SM), тот же двигатель применялся в некоторых модификациях модели Biturbo.

Maserati Biturbo
Maserati Biturbo

Интересный факт: поскольку изначально SM имел двигатель меньшей мощностью (174 л.с.), чем конкуренты - некоторые продвинутые владельцы устанавливали под капот своего автомобиля форсированный мотор в 215 л.с. от Maserati Merak SS.

Схема гидравлики подвески Maserati Quattroporte (АМ 123)
Схема гидравлики подвески Maserati Quattroporte (АМ 123)

Что касается других элементов конструкции, то в Quattroporte II (АМ 123), было очень большое количество узлов и технологий, используемых уже серийно в Citroën: гидропневматическая подвеска, система самоцентрирующегося рулевого управления DIRAVI с переменным усилием, дисковые тормоза с антиклевковой системой, поворачивающиеся фары, электрика и фурнитура приборной панели, элементы интерьера…

Citroën SM V8
Citroën SM V8

После банкротства Citroën в 1974 году Peugeot стал владельцем этого концерна и в мае 1975 года продал Maserati другой итальянской фирме - De Tomaso. Тогда же Peugeot и решил прекратить производство SM.

Поскольку при обслуживании этого инновационного купе требовался набор двух команд специалистов - Citroën, которые широко распространены в Европе, и более редких техников Maserati, чтобы поддерживать двигатель в здоровом состоянии. Как только потенциальные покупатели начали осознавать это, продажи резко упали.

В итоге линии жизни двух брендов разошлись окончательно и каждый остался со своей индивидуальностью, что в перспективе пошло им обоим только на пользу.