Редкий день проходит без огорчения. Согласны?
Впрочем, небольшие огорчения вполне терпимы, а вот большие – это уже проблема. Не говоря уже о тех огорчениях, которые очень долго не дают нам возможности успокоиться и постепенно забыть о них.
В одном из своих писем игумен Никон (Воробьев), учитель известного богослова А.И. Осипова, особо останавливается на таких случаях.
И дает четкую духовную формулу, которая помогает диагностировать внутренние причины слишком больших переживаний.
Эта формула звучит так:
«Слишком огорчаться внешними трудностями – признак маловерия; слишком огорчаться внутренними – признак гордости»
Давайте разберем эту формулу.
Как правило, сначала нас атакуют внешние трудности. Разного рода хлопоты, заботы, дела, проблемы. Проблемы по работе, проблемы с людьми, проблемы с близкими, проблемы со здоровьем.
Ни одному человеку еще никогда в жизни не удавалось справиться с ними окончательно и бесповоротно. Как только улажены одни – сразу же встают другие.
Более того – и не нужно с ними справляться окончательно. Ибо жизнь – это и есть постоянное преодоление тех или иных проблем.
А иные трудности специально посылаются нам от Бога, чтобы мы не могли с ними справиться.
Ибо продолжительное преуспеяние и спокойствие, как правило, ведет к духовной спячке и даже спеси – внутренней гордыне.
Вот в эти-то моменты, когда мы сталкиваемся с большим количеством таких «неразрешимых» проблем, или одна из них становится для нас «неразрешимой» - в этот момент и проявляется степень нашей веры промысел Божий.
Глубоко верующий человек будет в эти моменты смиряться, признавая свою немощь и неспособность своими силами решить ту или иную проблему.
Он или усилит молитву или отступится от той или иной проблемы, понимая, что она ему не по силам. И не будет при этом сильно огорчаться.
Наоборот – поблагодарит Бога за вразумление.
А вот если в такие моменты - столкновения с неразрешимыми внешними трудностями – верующий человек «слишком сильно огорчается», более того, начинает внутренне роптать.
Вот это как раз и будет свидетельствовать, по словам игумена Никона, о его маловерии.
Он действительно слабо верит в то, что над ним совершается промысел Божий. Ему кажется, что дела должны идти по-другому, он не доверяет Божественному предопределению.
И конечно – в душе огорчение. Настолько сильное – что оно может привести к двум одинаково опасным состояниям – потери веры в Бога и потери веры в себя.
Если все так плохо – то Бога нет.
Если все так плохо – то нет меня для Бога, я слишком никчемный и плохой.
И выход из этих усугубляющихся состояний не дастся без сугубой и сознательной борьбы против них и сильного молитвенного подвига.
В общем, с первым – внешними трудностями – разобрались.
Теперь давайте разберемся с внутренними. Слишком большое огорчение от них, по словам игумена Никона, свидетельствует о гордости.
Каким образом?
А все просто – у человека появляется внутреннее ощущение, что он достоин чего-то хорошего, чего-то большего и высокого, а тут – бах! - и какая-то грязь, с которой он не может справиться….
Как правило, такие ситуации возникают от длительного внутреннего благополучия, когда человек давно уже не боролся с собой.
Собственно, это состояние только внешне кажется благополучным, на самом деле оно как раз и свидетельствует о глубоком внутреннем неблагополучии.
Верующий человек долго живет внутренне спокойным, без особых проблем, как ему кажется в гармонии с собой и миром…
Но в том-то и дело, что если бы он был святой – то это было бы для него естественным состоянием.
А нам, грешным, такое состояние будет свидетельствовать только о внутренней спячке духа, о его «гашении», и не горении.
И Господь Бог, зная о нашей способности впадения в такую спячку, часто и посылает нам неразрешимые на этот раз внутренние трудности.
Как и внешние – они тоже направлены к тому, чтобы смирить нас, побудить уповать на Бога, а не на самих себя.
Как правило – это какие-то кажущиеся нам «постыдными» и «низкими» страсти.
У кого-то – это чревоугодие, у кого-то – блудные искушения, у кого-то – зависть, у кого-то – гневливость и раздражительность… Ну и так далее.
И, несмотря на все наши старания, – мы с ними не можем справиться.
И это – тоже важный показатель нашего внутреннего состояния. Если мы опять же будем впадать в «слишком сильное огорчение» - это, по словам игумена Никона, есть верный признак нашей внутренней гордыни.
Как же, как же – я достоин или достойна большего! Я столько лет верующий(ая), я и исповедуюсь, и причащаюсь… Не должно быть со мной такого!.. Это позорно!.. Это меня дискредитирует в глаза других!.. Да это и несправедливо в конце концов!
Такой ход мыслей и будет выдавать нашу гордыню.
Гордыня в том, что мы считаем себя лучшими знатоками самих себя, чем создавшего нас Бога. Мы сами намечаем себе ступеньки духовного развития и думаем, что автоматически по ним поднимаемся, просто живя внешне христианской жизнью.
А когда Бог вмешивается в эту нашу ложно-иллюзорную внутреннюю жизнь, когда Он корректирует наши глупые планы во внутреннему обустройству – мы с этим не согласны.
Мы начинаем возмущаться, не в силах вынести этого невыносимого для нас «слишком сильного огорчения».
Последствия – опять же – могут быть печальны.
Если мы не осознаем нашу внутреннюю гордыню, то она разрастется настолько, что мы вообще потеряем все внутренние критерии различения добра и зла.
И тогда мы перестанем огорчаться внутренними трудностями не потому, что они прошли или мы их преодолели, а потому, что просто перестанем их замечать.
Мы превратимся в тех самых фарисеев и книжников, которых безуспешно обличал Иисус Христос, именно потому, что их внутренняя гордыня уже победила их самих и сделала слепыми к добру и истине.
Так что же нам делать? Как попытаться пройти между внешними и внутренними трудностями без впадения в их «огорчительные» ловушки?
Игумен Никон в письме к одной своей духовной дочери дает следующий совет:
«Очень сочувствую, что Вам приходится трудно не только изнутри, но еще больше и извне. Мужайтесь. Не заглядывайте далеко вперед, а прошел день хорошо – ну, и слава Богу, а вечером – «баньку» (покаяние в совершенных за день грехах) устроить маленькую…»
Да, не заглядывая далеко вперед, – каждый день мужественное молитвенное предстояние и «банька».
Глядишь – и справимся.