Найти тему

Типы привязанности ребёнка к маме. Влияние на учебу, отношения, жизнь в целом. Тест на определение типа привязанности

Оглавление

Редко теория меняет законодательства всех развитых стран. Исследования и выступления психолога Джона Боулби в 1950-60 гг. привели к таким серьезным изменениям, в том числе в СССР.

Вообще у СССР были очень интересные взаимоотношения с психологией. В начале XX века психоанализ захватывает умы, и в СССР открываются психоаналитические детские сады!

Сложно себе представить, но были идеи воспитать детей как можно лучше, используя всё передовое и прогрессивное. Потом психология выявила некоторые резкие факты и многое запретили на долгие годы.

Возвращаясь к теории привязанности:

благодаря ей мамы могут до 3-х лет быть со своими детьми и не выходить на работу, могут быть с малышом в больнице.

Джон Боулби, доктор медицины, психиатр и психоаналитик, специалист в области психологии развития,  основоположник теории привязанности.
Джон Боулби, доктор медицины, психиатр и психоаналитик, специалист в области психологии развития, основоположник теории привязанности.

Но я не пойду глубоко в историю вопроса, а только расскажу, как итог, выводы о 3-х типах привязанности ребёнка к матери:

  • надежная,
  • амбивалентная.
  • избегающая.

Я пишу и далее буду писать про маму для краткости, но это может быть любой "СВОЙ" взрослый, который заботится о ребенке (бабушка, папа, тетя, старшая сестра при большой разнице в возрасте и т.д.).

То есть первые годы жизни ребенок развивается в паре, и ему нужен именно СВОЙ взрослый, с которым у него складываются отношения привязанности.

Свой взрослый защищает, утешает, вообще заботится о благополучии ребёнка, как бы является гарантом его выживания. И это именно психологическая, эмоциональная связь.

Д. Боулби показал, что даже при хорошем уходе в плане еды, одежды, внешних условий, при отсутствии своего взрослого развитие детей нарушалось вплоть до очень печальных исходов. Официально причиной становилась "простуда", говоря нашим бытовым языком. Сейчас генетики уже находят гены, работа которых меняется, почти отключая иммунитет.

В СССР получили те же данные, что и Д. Боулби, которые не так активно публиковались, но и игнорировать их было нельзя.

Тест на определение типа привязанности

(или тест незнакомой ситуации М. Эйнсворт)

Тест состоит из 3-х фаз:

1) Сначала малыш с мамой находятся в незнакомой комнате (незнакомой ситуации) с другим взрослым.

Приблизительно так это выглядело:

Прошу прощения за качество, это фотографии с лекции. Мне кажется, что суть ситуация понятна. Пишите, если не видно или возникают вопросы, поясню или попробую поискать другие фото.
Прошу прощения за качество, это фотографии с лекции. Мне кажется, что суть ситуация понятна. Пишите, если не видно или возникают вопросы, поясню или попробую поискать другие фото.

Незнакомый взрослый, это, конечно же, не первый встречный с улицы, а высококвалифицированный детский психолог, который умеет строить контакт с ребёнком.

Сначала он не подходит к ребёнку, а потом пытается установить контакт, предлагает взаимодействие.

-3

2) Потом мама выходит.

3) Мама возвращается.

-4
-5

Реакции ребёнка во всех 3-х фазах и являются основанием для выводов о типе привязанности.

Надежная привязанность

  • Ребёнок проявляет интерес к игрушкам, взаимодействует с ними,
  • улыбается (в первую очередь родителю, но и чужому человеку может улыбнуться),
  • свободно контактирует, когда возникают какие-то вопросы, связанные с деловым взаимодействием (приносит игрушку, просит показать как с ней действовать при затруднении, если что-то сломалось).
  • К незнакомому взрослому проявляет осторожный интерес.

2 фаза (мама выходит)

До 3-х лет, как правило, ребёнок дает негативную эмоциональную реакцию на уход своего взрослого. Ребёнок показывает, что ему неприятен уход матери, особенно в возрасте до 1,5-2-х лет.

Слезы появляются, но плач можно остановить довольно быстро. Через 5-10 секунд снова готов к взаимодействию с миром.

В отсутствии своего взрослого откликается на предложение незнакомого взрослого, охотно с ним общается (принимает игрушки, разговаривает, если уже говорит).

3 фаза (реакция на воссоединение со своим взрослым)

Радость и готовность к взаимодействию.

-6

Амбивалентная привязанность

Ребёнок лезет на колени к матери, берет её за лицо, отворачивает её от незнакомого взрослого.

Почти не проявляет интереса к игрушкам. Делового взаимодействия нет, исключительно эмоциональное. Игрушка используется для привлечения внимания и не более того.

Уже не касаясь именно теста, а в жизни, если мама разговаривает по телефону, ребёнок хватает вырывает телефон, запрещает ей говорить. Требует, чтобы мама полностью фиксировала внимание на нем.

Ольга Александровна Карабанова (профессор МГУ, зав. кафедры возрастной психологии МГУ) рассказывала случай из консультирования.

Пока мама беседовала с психологом, ребёнок (с амбивалентным типом привязанности) всё время лез к маме, а она не реагировала. У неё была широкая юбка с оборками, и он сел в эту юбку, закутался в неё и только тогда успокоился.

Ольга Александровна акцентировала, что понимаете, вот надо подержаться, нужен телесный контакт, чтобы обязательно чувствовать человека.

2 фаза (мама выходит)

Реакцию на сепарацию образно называют "душераздирающее зрелище". Может упасть на пол, слезы текут, крик не прекращается.

На незнакомого взрослого может отреагировать негативно, но может и вступить в контакт. По-разному бывает.

Ключевое:
Используются все возможные средства борьбы за возвращение матери.

3 фаза (реакция на воссоединение со своим взрослым)

В этой фазе видим противоречивость реакций (амбивалентность):

  • ребенок бежит к матери,
  • но когда она берет на руки, начинает её бить, кричать, щипать, дергать за волосы.

То есть одновременно идет

  • и выражение радости возвращению мамы,
  • и протеста, недовольства ситуацией, что она уходила, пытается её наказать.

В привязанности присутствует сразу гамма противоречивых чувств:

  • гнев
  • и радость,

поэтому и название "амбивалентная".

Избегающая привязанность

Очень простой по виду тип, но очень трудно диагностируемый.

Ольга Александровна рассказывала характерный эпизод, как пришла мама и принесла ребёнка. Она его принесла, посадила и пошла сама села на стул.

И как мама ребёнка посадила, так он на этом месте и сидел, даже головой не повернул, хотя оказался спиной к маме. А она сидит, спокойно разговаривает.

Если мама зовет – ребёнок подходит, общается.

Если мама не зовет – ребёнок не подходит, поэтому и избегающий тип.

2 фаза (мама выходит)

Когда мама уходит и громко говорит "я ушла" - ребёнок никак не реагирует.

Может казаться, что ему всё равно. На самом деле, если понаблюдать, то видно, что он меняется, как головка уходит в плечики, потом плечики опускаются, весь съежился, скукожился.

Прекращается деятельность, становится ещё более пассивным.

Как кукла. И не плачет, и не возмущается.

Незнакомый взрослый если будет звать – подойдет.

Можно сказать, золотой ребёнок!

3 фаза (реакция на воссоединение со своим взрослым)

Сам к матери, без её приглашения, подходить не будет. Отсюда и название избегающая.

Сложность в том, что если сторонний наблюдатель смотрит на эту картинку, то скажет "Какой воспитанный ребёнок! Такой маленький, а уже такой послушный, не капризный!"

Но за таким очень часто кроется проблемное развитие.

Нет активности, нет исследовательской деятельности, нет инициативы.
Четкое следование распоряжениям другого человека: сказали - делаю.
Так спокойнее. Так не будет неожиданных проблем.

Используя терминологию курса "7 шагов к стройности", это потеря себя "как Деятеля". Подробно разбираю на шаге 1.

И если с амбивалентным типом родители будут обращаться к психологу, потому что жить трудно, то с избегающим родители не приходят, им не надо, хорошо же всё.

Для мамы это хороший, воспитанный, не капризный, золотой ребёнок.

Если у такого ребёнка высокий интеллект, то вырастают отличники с ключевым качеством - не выйдут за рамки ни на шаг, внутри как заморожены, своих желаний-инициатив нет, но очень исполнительны. Учителя такое тоже любят, поэтому редко кому приходит в голову, что у ребенка глубинные проблемы.

Они исполнительны и безынициативны, потому что часто внутри пропитаны страхами и тревогой. Разумное бесстрашие, спокойствие и активность у ребенка появляются тогда, когда он уверен в СВОЕМ взрослом, что с ним надежная связь. А здесь ситуация противоположная.

Привязанность и успехи в школе

Как видим, в тесте на привязанность много внимания уделяется познавательной активности, интересу к миру, способности делового взаимодействия со взрослым.

Про избегающую привязанность уже сказала, а для амбивалентной отмечу, что у ребенка нет интереса к игрушке именно как к игрушке. Она выступает как инструмент привлечения внимания.

Для настоящей познавательной активности нужна уверенность в своем близком взрослом, чувство безопасности, спокойствия.

Если ребёнок эмоционально перегружен переживаниями, если вся его энергия затрачена на удержание отношений с близким взрослым, то ему не до познавательной активности.

Влияние типа привязанности на отношения и жизнь в целом

Тип привязанности устойчив и сохраняется на протяжении всей жизни человека в 65-75%.

Способ общения и построения взаимоотношений остается на всю жизнь, потому что на его основе вырабатываются управляющие убеждения.

К примеру:

  • "За своё нужно бороться!" – амбивалентный тип привязанности, в терминологии курса "7 шагов к стройности" человек отстаивает свою "слышимость".

Проблема в том, что человек, привыкший к борьбе и получению своего криком, уже не видит другого типа ситуаций, когда можно спокойно и тихо решать вопросы, когда он нужен и важен, и не надо "закутываться в мамину юбку", чтобы не потерять важные отношения.

или

  • "Вам до меня дела нет и никогда не было" - избегающий тип привязанности, в терминологии курса "7 шагов к стройности" человек смирился с потерей "видимости", адаптировался к своему "не существованию" для других.

Проблема только в том, что другие могут буквально "выцарапывать" у такого молчуна его желания, его предпочтения, и для окружающих это очень тяжело. Человек буквально погружен в обиду и практически не входит в нормальное диалоговое общение, не решается, не может сказать о себе (помним про страхи).

---

Про управляющие убеждения очень подробно рассказывала НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

---

К счастью, как уже упомянула, здесь нет фатальности. Мы свободны в формировании своей психики. Мы можем осознать свои убеждения, свой прошлый опыт и переделать психику так, как нам нравится, как мы хотим.

Да, для ребенка мама - это весь его мир.

Для взрослого это далеко не так, и никто не обречен повторять в своей жизни и во всех своих отношениях прошлые модели. Мы свободны построить новые.

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.