Ecobasic - концепт-кар от Fiat впервые представленный в 1999 на мотор-шоу в Болонье. Это не суперкар, а легкий, пригодный для вторичной переработки и экономичный по топливу маленький автомобиль. Он предполагался как замена FIAT Panda, цель состояла в том, чтобы попытаться сделать недорогой, функциональный автомобиль с учетом экологических проблем.
Базовая конструкция выполнена из стали, но для уменьшения веса все панели кузова изготовлены из пластика, в том числе из поликарбоната, устойчивого к царапинам, для задних стекол. Эти пластмассы подлежат вторичной переработке, а также устраняют необходимость в покраске автомобиля (один из худших загрязнителей в процессе производства автомобилей), поскольку они окрашиваются в процессе производства пластмасс. В стандартной комплектации установлены три двери (плюс крышка багажника), единственная задняя дверь установлена со стороны тротуара. При необходимости можно установить четыре двери.
Внешний дизайн был в основном обусловлен функциональностью, хотя при этом был достигнут исключительный коэффициент аэродинамического сопротивления 0,28. Вся передняя часть представляет собой единый пластиковый блок, предназначенный для поглощения незначительных ударов, и имеет открывающуюся крышку, за которой владелец может проверить уровень масла, воды, тормозной жидкости и т. д., при этом капот закрыт.
Идея дизайна интерьера состояла в том, чтобы использовать силовую структуру автомобиля как часть дизайна, а не скрывать ее. Трубчатые конструкции, оставленные открытыми, используются для приборной панели и сидений, причем задние складываются для увеличения грузоподъемности. Элементы управления были сведены к минимуму с секвентальной коробкой передач типа «Selespeed», не требующей сцепления. Система кондиционирования воздуха управляется одним многофункциональным элементом, в то время как единственным прибором является большой круговой спидометр, установленный по центру (включая указатель уровня топлива).
Механически Ecobasic использует четырехцилиндровый 1,2-литровый дизельный двигатель с системой впрыска Common-Rail Multijet. Он производит 61 л.с. при 3500 об/мин и крутящий момент 160 Нм. Расход топлива составляет менее 3 л/100 км, в то время как автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 13,3 секунды и достигает (ограничено электроникой) 160 км/ч. Коробка передач использует последовательное безмуфтовое переключение типа «Selespeed» и запрограммирована на два режима: нормальный и экономичный. Другие меры по экономии топлива включают в себя выключение двигателя после того, как автомобиль остановился в течение четырех секунд, и повторный запуск при нажатии на педаль акселератора, а также шины с низким сопротивлением качению.
Однако, в отличие от других микролитражек Fiat Ecobasic не планировалось запускать в серию. Он был лишь испытательным полигоном для технологий по экономии материалов.