Захотелось написать о том, о чём уже было. О мечтах. Потому что то, что я встречаю по теме, обычно находится в той или иной крайности: либо мечтам отводится какая-то сакральная роль, рисуются карты желаний, постоянно что-то визуализируется, представляется, подробно, ещё подробнее, ещё, либо на мечты накладывается запрет, потому как нужно действовать, а не фантазировать.
По сути своей мечтание, действительно, представляет собой процесс, в котором энергия, которая могла бы быть направлена на удовлетворение некой потребности, какого-то желания, сублимируется, оказывается направлена не на действие, а на фантазирование. Есть потребность, по мере того, как она остаётся неудовлетворённой, растёт напряжение, которое могло бы заставить действовать, искать способы удовлетворения потребности, но в какой-то момент человек по какой-то причине сливает весь свой заряд в процесс рисования красивых картинок в своей голове. А ведь мог бы...
А мог ли?
С одной стороны, правы сторонники активной деятельности, которые регулярно напоминают о том, что многие мечты вполне осуществимы в короткие сроки, а остаются недостижимыми лишь потому, что люди выбирают бездействие. С другой стороны, не всегда это осознанный выбор.
Иногда так работает защитный механизм, который когда-то помог выжить в условиях острого дефицита ресурсов или запрета на удовлетворение, а то и на обнаружение большинства потребностей. Обстоятельства изменились, а привычный механизм остался, поэтому всякий раз человек сам себя останавливает в удовлетворении своих потребностей. Загвоздка обычно заключается в том, что данный механизм не осознаётся, работает, не будучи замеченным. Тогда первым шагом к тому, чтобы кроме фантазий появились ещё и действия, может стать обнаружение этого способа жить. Обнаружить и не пытаться развидеть, а наоборот — стараться замечать.
Иногда человек вполне осознанно может выбрать не двигаться к цели, не удовлетворять свою потребность прямо сейчас, а отложить эти действия на определённое или неопределённое время. Дело в том, что потребностей, целей, желаний обычно много, а ресурса — маловато. На всё не хватит. Тогда приходится взвешивать, ранжировать, выбирать. И в этом случае мечты о том, как однажды обретёшь то, от чего сейчас отказываешься, помогают стравить избыток напряжения, который копится, если какая-то потребность долго не удовлетворяется. В идеале, конечно, отгоревать бы невыбранное и идти за выбранным. Но горевание — процесс непростой и требующий времени. А мечта — это приятно и красиво. Почему нет? Загвоздка лишь в том, чтобы найти баланс, потому как мечты съедают часть ресурса. Что-то оставить на время совсем, а что-то оставить в мечтах.
Кроме того, есть то, чему объективно лучше бы оставаться именно в формате фантазий, не пытаясь воплотить в реальности. Так, например, некоторые желания могут быть про причинение существенного вреда окружающим, и тогда если они сильны, имет смысл эти желания сублимировать в том числе через мечты.
Избавляться от мечтаний полностью не стоит. Потому что функция мечты, она не такая, как у цели или задачи. Мечта — это эдакий всегда доступный рай. Прекрасное райское местечко в твоей голове, где в любой момент можно выдохнуть, отдохнуть, расслабиться, чтобы быть в состоянии двигаться дальше. И в этом смысле мечта вовсе необязательно должна быть осуществима и реалистична. Можно мечтать хоть о прогулке по радуге верхом на единороге, хоть о путешествиях в другие галактики, хоть о выступлении на сцене перед многотысячной аудиторией, хоть о чём. Главное, чтобы этот рай в голове был.
А как у вас с мечтами?