Довоенный период
Первый автомобиль в истории СССР был выпущен в 1924 году на заводе АМО (позже ЗИС). А в 1930-х в Нижнем Новгороде открылось предприятие НАЗ (в будущем более известное как ГАЗ). Именно эти предприятия составляли основу советского довоенного автомобилестроения.
Послевоенный период
В 1946 году на заводе ГАЗ произведен первый массовый советский автомобиль послевоенной эпохи – ГАЗ-М-20 "Победа". Но позволить себе такую роскошь мог далеко не каждый. "Победа" возила чиновников, актеров и особо отличившихся передовиков производства. Также автомобиль использовался как, например, скорая помощь и такси.
В том же 1946 году на заводе "ЗМА" в Москве налажен выпуск легендарного "Москвич-400", очень напоминавшего по конструкции немецкий Opel Kadett. Этот автомобиль можно считать народным, по причине большей доступности в сравнении с "Победой".
В 1956 году на смену более старой "Победе" приходит всеми любимая и желанная каждым советским автолюбителем машина ГАЗ-21 "Волга". Так же, как и знаменитая предшественница, она доступна только избранным.
Чуть позже, в 1960 году на заводе "ЗАЗ" в городе Запорожье, по образу и подобию итальянского Fiat 600, создан еще один легендарный покоритель советских дорог – "Запорожец" (или как его называли в народе "Горбатый"). На тот момент это был самый дешевый автомобиль в СССР. Стоил он 1800 рублей.
Эпоха "Жигулей"
В период с 1966 по 1970 годы в городе Тольятти итальянцы построили "Волжский автомобильный завод" (ВАЗ), который положил начало новому витку в истории советского автомобилестроения. Первым с конвейера сошел ВАЗ-2101 "Жигули" (в простонародье "Копейка"). В 1972 году к нему присоединился более мощный ВАЗ-2103. К 1974 году мощность производства завода ВАЗ составляла 660 тысяч автомобилей в год. В 1977 году появляется полноприводный внедорожник ВАЗ-2121 "Нива" – один из самых успешных автомобилей завода, а в 1982 году ВАЗ-2107. Таким образом, "Жигули" (экспортное название "Lada") стали самым массовым автомобилем в СССР.