Современный автомобиль способен одинаково хорошо ездить и летом, и зимой. Тем не менее есть ряд мелочей, которые помогут вам увереннее передвигаться в морозы, и избежать незапланированных гимнастических упражнений вокруг замёрзшего автомобиля ранним зимним утром.
Мы поговорим о том, что автовладелец способен сделать самостоятельно, без визита на сервис, и начнём с самого простого. Колёса вы уже, конечно, поменяли на зимние, но в день замены ещё была плюсовая температура, а теперь грядет первый серьёзный минус. Стоит проверить давление в них, особенно если вашему зимнему комплекту не первый год. Именно при резком похолодании чуть-чуть подтравливающая шина любит спустить окончательно. Есть смысл проконтролировать это накануне, чтобы не возиться с компрессором или домкратом вместо поездки на работу. Не забудьте про запаску – она зачастую годами лежит без дела, и не добавит вам положительных эмоций, оказавшись полностью спущенной.
Еще одни совет – абсолютно банальный, но и удивительным образом долгие годы сохраняющий актуальность. Поменяйте омывающую жидкость на чистую, неразбавленную «незамерзайку». По крайней мере первые морозы полезно встречать с максимальной концентрацией спиртов в системе обмыва стёкол. Так из неё вымоется вся вода и уменьшится шанс замерзания.
Важная процедура, которую как правило выполняют на сервисе при осеннем ТО – обработать силиконовым спреем резиновые уплотнители дверей, личинки и защёлки замков, шарниры дверных ручек. Не забудьте про уплотнение багажника. При переходах температуры через ноль они очень любят примерзать настолько, что открыть дверь становится невозможно.
Момент, связанный с зарядом аккумулятора тоже важен. У исправного автомобиля не должно возникнуть проблем с зимним пуском, но если вашей батарее три-четыре года, да и сам автомобиль не очень новый, проконтролируйте, насколько бодр аккумулятор и весело ли он крутит стартер. Технически продвинутые водители не поленятся лишний раз померить напряжение на нём, и раз в год подзарядить аккумулятор до предела как раз перед морозами. Нет ничего хуже для автомобильной батареи, чем войти в холода разряженной. Кроме риска не завестись утром, это ещё и фатально влияет на срок службы аккумулятора. Три-четыре полных разряда в мороз, и через неделю его придётся утилизировать.
Полезный совет, перед морозами как следует протрите моющими средствами лобовое стекло. Снаружи оно скорее всего чистое, по крайней мере, в зоне работы стеклоочистителей, но вот внутренняя поверхность зачастую покрыта налётом, который любит провоцировать рост кристаллов льда. Проще говоря, на любом загрязнении морозный иней вырастает гораздо охотнее, чем на чистой поверхности.
Кстати, не забудьте поменять сами щётки стеклоочистителя. Делать это надо, по-хорошему, два раза в год – перед и после зимнего периода. Но в преддверии морозов и антигололёдных реагентов новые щётки особенно актуальны.
В сильные морозы проявляются все недочёты систем питания и зажигания двигателей. То есть если ваш мотор осенью работал абсолютно нормально, но порой возникали подозрения в его неисправности, например, долгий или неуверенный запуск, нестабильная работа во время прогрева (первые минуты после старта), то лучше всё выяснить и устранить до холодов. Очень часто в неновых моторах в морозы сбоят свечи зажигания. Есть смысл их по крайней мере проконтролировать, а может и заменить.
Летом в городе свет фар не слишком критичен – долгий световой день и наружное освещение делают движение вполне комфортным. Но тёмными зимними вечерами правильно настроенные фары – залог безопасности и для вас, и для других участников движения. Речь не только о перегоревших лампочках или неисправном «ксеноне», скорее стоит проверить состояние рассеивателя. Старые фары желтеют, теряют прозрачность и превращаются из направленных прожекторов в яркие и опасные фонари. Борьба с таким дефектом при помощи увеличения мощности ламп приведёт только к ослеплению едущих навстречу. На дорогу больше света не попадёт. Как минимум отполируйте помутневшие стёкла фар, а лучше замените.
Отопление и нормальный обдув зимой тоже необходим. Частая причина плохой вентиляции и запотевания – забитый воздушный фильтр. Можно смело утверждать, что его нужно заменить до наступления холодов, тем более что он уже собрал всю летнюю пыль, пыльцу и прочий осенний мусор. Зимой фильтру почти нечего фильтровать, и он будет оставаться чистым до следующей весны.
Список того, что можно проверить перед холодами бесконечен. Мы коснулись только самого основного и легко выполнимого. Однако есть момент, который не относится к технической части автомобиля, но при этом способен фатально повлиять на исход любой зимней поездки. С первыми холодами и гололёдом переведите свои водительские привычки в зимний режим. Сбавьте скорость, держите большую дистанцию, избегайте резких разгонов, торможений и рывков руля. Вспомните, где расположена контрольная лампа срабатывания системы ESP – за тёплый период она у вас вероятно ни разу не моргнула. Опытные водители в первый скользкий день, выбрав безопасную площадку, попробуют машину на занос и скольжение, чтобы освежить инстинкты и возродить в памяти основные зимние навыки. Одним словом – переключитесь с сухого цепкого асфальта на гололёд, ледяные накаты и режимы ограничений. Глядишь, и пресловутый «день жестянщика» для вас никогда не наступит!
Текст Евгения Хапова