Президент России Владимир Путин заявил о необходимости снижения цен на автомобили для российских семей. Автоэксперт Вячеслав Субботин в комментарии для «Слово и Дело» объяснил, какие меры поддержки действительно сделают авто более доступными для россиян.
Владимир Путин, выступая на совещании с правительством, заявил, что автомобили должны стать более доступными для российских семей, чем сейчас — несмотря на все сложности с их производством в нынешней непростой ситуации. Президент призвал следить за ценами на автомобили, чтобы их никто не поднимал необоснованно.
Требование президента прозвучало на фоне ухудшающейся ситуации с поставками автокомпонентов из-за рубежа. Сегодня отечественные заводы испытывают трудности даже c теми импортными компонентами, поставки которых не запрещены санкциями. Это приводит к сокращениям продаж. Так, продажи главного российского автопроизводителя «АвтоВАЗ» стали сокращаться после четырехмесячного роста — с начала года производитель продал в два раза меньше автомобилей.
На фоне ухода европейских, американских и японских компаний российские дилеры начали активно сотрудничать с китайскими марками. Однако из-за отсутствия конкуренции последние сильно поднимают цены на свою продукцию.
Как снизить цены?
Автоэксперт Вячеслав Субботин в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что одной из самых эффективных мер в поддержании как производителя, так и покупателя является программа государственных субсидий. Этот механизм используется государствами всего мира.
«Это мировая практика, и все моторизованные страны этим активно пользуются. Это хороший инструмент, если нужно поддержать производителя, поддержать экономическую систему в целом, так как это драйвер промышленности и экономики. Особенно много таких программ в Италии. Дошло до того, что итальянцы перестали ремонтировать машины и чуть не загубили отрасль. Сломавшуюся машину было проще отдать в утиль, а потом взять чуть ли не беспроцентную субсидию от государства, чем починить машину», — рассказывает автоэксперт.
Не только количество, но и качество
Однако в этом деле важно, чтобы продукт — автомобиль — был качественным и отвечал всем необходимым потребностям и характеристикам. Это «ахиллесова пята» отечественного автопрома — именно с качеством у нас всегда были проблемы. Таким образом, как отмечает автоэксперт, необходимо поддерживать не только покупателя, но и производителя, и развивать промышленность.
«Тут есть сейчас определенный нюанс. Отечественные производители почти все лежат на боку, Кроме ГАЗа, а у ВАЗа вообще ничего нет — что там поддерживать? Поддерживать нечего. Там производится одна машина Lada Granta, которая никому не нужна. Они думают, что будут продавать миллион таких автомобилей в год, но как продавали 30-40 тысяч, так и продают. А производство рассчитано чуть ли не на 600 тысяч. Это машина древняя как мамонт. Разработка образца 1980 года выпуска, это ВАЗ-2108 в неизменном состоянии. Кузов и фары другие, а все остальное — идентично. Это отвратительно. Какую скидку или субсидию ни давай, ее брать никто не будет, даже бесплатно, потому что в него нужно вкладываться», — объясняет автоэксперт.
Русский или китаец?
По словам Вячеслава Субботина, в нынешних условиях придется поддерживать китайских производителей, которые построили в России свое производство. Именно такие производители имеют преференции и могут рассчитывать на помощь со стороны государства. Эта традиция сохранялась, когда в России было много производств европейских производителей.
«Это нормальная схема. Не просто поддержание, а именно развитие автопрома — рабочие места, зарплата. Ну и любим мы автомобили. Главное — качество машины. Сколько бы ты денег, какую субсидию на нее ты бы ни предлагал, если она плохая — не тормозит, не ездит, не ускоряется и комфорта нет. Ну и зачем она нужна?» — объясняет автоэксперт.
Даже в такие непростые для страны времена, как девяностые годы, люди были готовы платить за авто. Именно поэтому эксперты раз за разом призывают использовать кризис как возможность и налаживать собственное качественное производство, чтобы не зависеть от воли и политики иностранных компаний.