У меня есть основания предполагать, что ряд проблем, связанных с кормлением учеников имеют отношение не столько к: стереотипам; страху нового; неумением терпеть сенсорные дискомфорты, сколько к непосредственно к процессам жевания и глотания. Возникает вопрос - насколько хорошо ребенок контролирует свои челюсти, язык, гортань и глотку? Нет ли проблем с пищеводом?
Случалось ли вам сталкиваться с тем, что ученик внезапно начал резко предпочитать жидкую или полужидкую пищу? Возникают ли у него рвотные позы при виде твердой или полутвердой пищи? Возможно, что вы наблюдаете у ребенка нарушения глоточных и рвотных рефлексов, проблемы с иннервацией (обеспечением тканей связи с мозгом) ротовой полости.
Если оставить проблему как есть, то дальше вы рискуете столкнуться с другими бедами: нарушения пищеварения; проблемы с дефекацией; гиповитаминоз; снижение иммунитета (привет, грибковые\вирусные\бактериальные инфекции).
Тут очень важно не переборщить, и не пытаться сразу задействовать "тяжелую артиллерию" в виде психиатра. Резко бросаться в ABA-педагогику я бы тоже не стал. Стоит сходить к грамотному неврологу (или даже ЛОРу, так могут быть нарушения физиологических процессов в слизистых). Возможно, что ученику потребуется нейрореабилитация, работа с логопедом, физиотерапевтические процедуры, медикаментозная поддержка.
Конечно же, всегда остается вопрос - насколько ребенок легко переносит медицинские манипуляции? Вопрос острый, потому что большой пласт проблем можно устранить только медицинским подходом. Однако, далеко не всегда ученики идут даже на простой массаж.
Поход к психиатру будет актуален в том случае, если у пациента сформировалось стойкое личное отвращение к определенным видам пищи из-за накопившегося негативного опыта. Нельзя забывать и про понятие "условный рефлекс". Такого рода психические новообразования очень тяжко уходят (угасают) у детей с ментальными нарушениями. Трудно будет убедить не говорящего ученика, что после лечения он сможет легко жевать и проглатывать избегаемую пищу. И вот тут ABA-педагогика как раз пригодится: ученик соматически здоров, а психически - устойчив и податлив. Пришло время формировать новые навыки.
Большую часть времени вы, скорее всего, будете банально заниматься десенсибилизацией. Не стоит сразу пытаться скормить ученику нелюбимую пищу. Пусть для начала учится терпеть её на столе, потом в своей посуде, потом в своей пище (без необходимости это съедать). А там, глядишь, удастся договориться по принципу "сначала-потом" на первую пробу новой еды.