Среди изображений махасиддхов есть персонажи, которые с трудом поддаются идентификации из-за недостатка таких источников, как изображения и тексты. Одним из подобных загадочных изображений является махасиддха, который держит корзину, украшенную снежным львом.
Медный сплав, ртутное золочение, тщательные моделировки, высокий уровень детализации, гравировки. Заказчик знал, чего хотел, и мастер вложил в это произведение значительные ресурсы.
Единственным аналогом можно признать танку из собрания Метрополитен-музея (Нью-Йорк), на которой изображён махасиддха, находящийся в той же позе и с тем же загадочным атрибутом в левой руке.
Главным героем танки является махасиддха. Персонажей этой категории можно отличить по аскетичному облику, в котором аскетичность выражается в отсутствии одежды. Также махасиддхи нередко изображаются восседающими на шкурах животных. Здесь шкура отображена и в скульптурном, и в живописном изображениях.
В Метрополитен-музее центрального персонажа танки атрибутировали как Джнанатапу. Этот эпитет написан на пелене танки (прямоугольный отрез шёлка жаккардового плетения, которым накрывают фронтальную часть произведения). "Джнанатапа" можно перевести с санскрита как "блеск всеведения" (IAST jnana - мудрость, всеведение, знание обо всём; atapa - свет солнца, блеск, жар).
Живопись стилистически соответствует ранним образцам танок XIII-XIV вв. В данном случае известно то, что танка происходит из монастыря Ривоче (англ. Riwoche) традиции кагью. Монастырь находится в Восточном Тибете исторической провинции Кам.
Над центральной фигурой изображён учитель, подписанный как Авагарбха (IAST Avagarbha). В монастырских хрониках XVI-XVII вв. есть информация о настоятеле Онпо Ламе Ринпоче (1251-1296), который в одной из своих прошлых жизней был индийским йогином Джнанатапой. У него был учитель Авагарбха родом из Бенгалии, который следовал традициям основателей школы кагью махасиддхов Тилопы и Наропы. Собственно, в Бенгалии в период правления индийской династии Пала с VIII по XII вв. процветал буддизм (Jackson, 2011, p. 58; Kossak, Singer, 1998, p. 130-133).
Джнанатапа - это пример локального махасиддхи, который не фигурирует в таких каноничных произведениях, как “Львы Будды: описание 84 индийских махасиддхов” (XII в.) и “Синяя летопись” (XV в.), и появляется лишь в хронике конкретного монастыря традиции кагью.
А что же за корзина со снежным львом в левой руке Джнанатапы? Образ гималайского снежного льва с лазоревой гривой берёт начало от индийского символа верховной власти и защиты. В раннем буддизме лев становится символом Будды Шакьямуни, которого наделяют эпитетом "лев племени Шакьев".
Далее лев появляется в буддийской иконографии как ездовое животное Манджушри и других резидентов пантеона. Снежный лев с лазоревой гривой - божество гималайских хребтов и народный символ Тибета.
Наличие этого атрибута у Джнанатапы говорит о почтительном отношении к настоятелю монастыря Онпо Ламе Ринпоче. Автор хроники обозначил то, что настоятель в прошлой жизни был этим индийским йогином. Дав ему в руки уникальный атрибут, Онпо Ламе Ринпоче словно даровали звание "льва Учения".
Литература.
- Абхаядатта. Буддийские мастера-маги. Легенды о махасиддхах. Пер. с англ. Ю. Воротниковой. М.: Ориенталия, 2011.
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 94-95.
- Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.; Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др. М.: Республика, 1992. С. 227.
- Jackson D. P. Mirror from the Buddha: Early Portraits from Tibet. New York: Rubin Museum of Art, 2011. P. 58.
- Kossak S. M., Singer J. C. Sacred Visions. Early Paintings from Central Tibet. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1998. P. 130-133.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен