12,4K подписчиков

Про социально-эмоциональный интеллект

500 прочитали
Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Я уже не раз писала о мировом тренде в сдвиге роли образования, о том, что современная школа перестала быть только проводником знаний, знания можно получать и вне школы. Чтобы школа действительно отвечала потребностям мирового рынка труда, готовила конкурентоспособных выпускников, она должна развивать ученика в четырёх направлениях (это не моя придумка, это мировой тренд):

Грамотности

Мягкие навыки

Личностные качества

Социально-эмоциональный интеллект

И если грамотности и личностные качества вроде бы российским учителям знакомы ещё с советских времен, то с чем едят эти мягкие навыки (или компетенции) и что за зверь этот эмоциональный интеллект (ЭИ), об этом, закончив пед вуз, чаще всего представление очень слабое. Хотя даже во ФГОС все эти составляющие включили, не дав, правда, педагогам практических инструментов. К счастью, таких инструментов много за последние двадцать лет уже накоплено в мире, кто ищет, тот всегда найдёт. Ищущий педагог (как и родитель) — читающий, следящий за последними трендами и исследованиями, посещающий знаковые конференции. Такая конференция прошла на прошлой неделе. Yet Another Conference от Яндекса. Это, пожалуй, вместе с EdCrunch теперь единственные две действительно крутые образовательные конференции в России, где пока ещё остался мировой опыт, где нет скучных канцеляризмов и круглых столов с переливанием воды из пустого в порожнее.

В этом году Yet Another Conference заметно помельчал, международных спикеров не было, хотя российские очень достойные, а главное изменение этого года — было два трека, педагогический и родительский. Очень советую посмотреть запись обоих. Родительский трек, кстати, наконец, заговорил об образовательной стратегии ребёнка, ещё одной теме, о которой я много говорю тоже, эта тема в самом начале в записи родительского трека.

Но я хочу обратить внимание на выступление Кати Орловой, она занимается социально-эмоциональным интеллектом в одной из самых крутых российских школ, в Новой школе. Посмотрите обязательно, её выступление самое первое в педагогическом треке.

Основные тезисы такие:

· Прицельная работа по развитию ЭИ в школе снижает травлю гораздо эффективнее, чем специальные антибуллинговые программы (ссылки на исследования об этом найдёте в выступлении). За это я готова была спикера расцеловать. Сейчас, когда мы пытаемся внести обязательную профилактику травли в закон, я то и дело слышу: «Это что, отдельные антибуллинговые уроки и тренинги придётся проводить?» Меня этот вопрос очень расстраивает, это говорит о неумении вшивать прокачку ЭИ и мягких навыков в обычный учебный процесс. Конечно, могут понадобиться антибуллинговые мероприятия, но пока развитие ЭИ не станет элементом обучения в школе в ходе обычных уроков, эти антибуллинговые занятия будут вечной заплаткой.

Скрин презентации с конференции
Скрин презентации с конференции

· К счастью, за прошлые годы в России появились авторы и методики по развитию ЭИ. В ближайшие годы мы по понятным причинам российских исследований в педагогике и в психологии не ждём, поэтому очень радостно, что хоть что-то успели.

Скрин презентации с конференции
Скрин презентации с конференции

· Чтобы прокачивать ЭИ в детях, педагогам (как и родителям дома) нужно начинать с себя. Как минимум научиться определять свои эмоции, называть их, принимать их. Если хотя бы учитель / родитель сможет в течение дня / урока / общения с ребёнком притормаживать и делать быстрый скан самого себя «Как я сейчас?», это уже круто! Значит, следующим этапом он научит этому детей, а дальше сможет валидировать их эмоции «Ты сейчас злишься», для ребёнка это значит «Я тебя вижу», а дальше откликаться на эти эмоции «Понимаю твоё состояние, давай возьмём паузу» или «Понимаю твоё состояние, возьми паузу, ты сможешь присоединиться к нам в любой момент» или «Вижу, что вы все устали, я тоже, давайте минутку передохнём».

· Не обязательно проводить отдельные уроки и тренинги по ЭИ в школе. Это мысль, которую я доношу постоянно. Так же и с прокачкой любых мягких навыков. Это не делается на отдельных уроках или тем более во внеурочке. Прямо в урок очень многое можно встроить. Как минимум, если постоянно сканировать состояние детей (на это уходит пара минут) в начале урока и в конце — это уже очень много. И не просто сканировать, а откликаться на то, что вы увидели. Мне очень понравились эмоциометры, которые показала в презентации Катя Орлова. Это разные шкалы, адаптированные под разные возраста, которые можно применять на уроке.

Пример шкал для измерения эмоционального состояния

Скрин презентации с конференции
Скрин презентации с конференции

А вот реальный эмоциометр, который сделали младшие школьники и используют каждый день в школе Reggiostudio в Москве, которую я недвано посетила и о которой еще напишу.

Эмоциометр в Reggiostudio
Эмоциометр в Reggiostudio

А ещё я уже как-то здесь на канале рассказывала про кармашки настроения. На ватмане приклеиваются шесть кармашков (или конвертов) с обозначенными шестью базовыми эмоциями и дети туда складывают в конце дня свои имена.

То же самое можно делать дома. Я часто спрашиваю сына: «Ну как ты сегодня от 1 до 10?» Он всегда отвечает, а потом всегда хочет рассказать подробнее. Согласитесь, так можно начать гораздо более качественный и глубокий разговор, чем дежурными: «Как школа? Какие отметки? Домашки много?» На это они обычно отвечают: «Никак», «Никакие», «Нет» и закрываются в комнате.

Будьте на острие передового опыта, слушайте только крутых экспертов, следите за мировыми трендами в сфере образования, за исследованиями в области доказательной педагогики, осознанно выстраивайте образовательную стратегию детей (как личных, так и учеников), а ЭИ пусть станет важной частью этой стратегии.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.