Ну что ж, в прошлый раз был своего рода пролог, а сегодня — уже полноценный набор тестов от экспертов западногерманского клуба ADAC. Начнем с восьмидесятых, и сегодня будут недорогие машины для «простых бюргеров».
Сравнение я решил сделать на фоне автомобилей Lada. Насколько плохи или хороши были эти машины («классика» и новая на тот момент Самара) на фоне продукции западного и японского автопрома? А как они конкурировали между собой? Для ответа на эти вопросы пришлось свести в таблицу сразу 35 машин близких к нашим «Жигулям» классов – B и C.
Итак, представляю вашему вниманию рейтинг малолитражек, доступных на западногерманском рынке и прошедших тесты ADAC в период с 1985 по 1989 годы.
Лидеры
В выявлении победителя обойдемся без прелюдий: лучшим автомобилем среди малолитражек восьмидесятых был признан безоговорочный лидер германского рынка, Volkswagen Golf II. Появившись даже на год раньше Кадетта, этот кузов произвел на экспертов столь сильное впечатление, что едва не зашел на территорию гораздо более дорогих и престижных машин. И наверняка смог бы войти в категорию «ниже 200 баллов», но, как ни странно, подвела практичность. По крайней мере, эксперты поставили не самую высокую оценку за дизайн (видимо, слишком консервативный) и значительно снизили баллы за удобство багажника и систему отопления. Зато дизель порадовал экономичностью, а подвеска – невероятным для машины такого класса сочетание управляемости и ездового комфорта. А хорошие тормоза, эргономика водителя и места для пассажиров смогли подтвердить статус лидера в сегменте C.
Итог: 200 баллов – результат прямо на грани категории "лучших из лучших".
Достаточно ожидаемо второе место занял Opel Kadett E. Не слишком свежая модель образца 1984 года покорила экспертов дизайном и аэродинамикой кузова, объемом и удобством багажника и особенно экономичностью. Последнее особенно удивительно, ведь на тест попал весьма мощный для тех лет вариант со 100-сильным мотором 1.8i. Вкупе с высокими оценками за безопасность, ездовой комфорт, современную для тех лет систему отопления и особенно удобство багажника это позволило Кадетту доказать, что второе место по продажам на европейском рынке отнюдь не случайно – он набрал всего 202 штрафных балла!
Если тандем лидеров предсказать было можно, то обладателя третьего места – отнюдь не не так просто. Им стал уже подзабытый (и совсем не популярный) в России хэтчбек Peugeot 309. Но в Западной Европе, судя по всему, об этой машине думали иначе. Лучшая из модификаций «триста девятого» доказала экспертам ADAC, что в восьмидесятые французы очень даже умели строить хорошие машины. У модели 309 три слагаемых успеха. Первое – очень экономичный дизель. Второе – такой традиционный козырь старых автомобилей Peugeot, как отличная управляемость. Третье – отсутствие провалов во всех остальных категориях. Итог – 209 баллов.
На подступах к подиуму (4-10 места)
Четвертое место Фиата стоит назвать отличным, но ожидаемым результатом, ведь в восьмидесятых этот концерн еще почти на равных боролся с Фольксвагеном за лидерство на европейском рынке. Тем более, что на тест ADAC попала новенькая модель Tipo образца 1988 года. Экспертов очень порадовали удобные сиденья и эргономика, но особенно – ходовые качества. Средненький мотор 1.6, возможно, не позволил побороться за тройку сильнейших – но и откровенного провала не допустил. При этом Tipo в версии DGT с цифровой комбинацией приборов оказался дороже многих конкурентов. Также эксперты ждали большего от удобства багажника. Итог – 211 баллов.
Разделивший с ФИАТом четвертое-пятое места Renault 19 с момента появления был бестселлером европейского рынка, так что его высокий результат является лишь подтверждением больших амбиций. Впрочем, сравняться с Tipo как раз помог двигатель с хорошим сочетанием динамики и экономичности, а также более емкий багажник. Но в остальных дисциплинах хоть чуть-чуть, но француз проиграл итальянцу. При этом будучи еще более дорогим из-за богатой комплектации TXE.
Между пятеркой явных лидеров и остальными – еще один Golf, но во внезачетной полноприводной модификации Rallye 16V. Возможно, это лучший «горячий хэтчбек» конца восьмидесятых, но цена почти в 45 тысяч марок была явно не по карману покупателям обычных малолитражек.
Обладатель шестого места, Toyota Corolla, проиграла ФИАТу и Рено целых 17 баллов, но при это всего на четыре превзошла автомобиль более низкого класса, Peugeot 205. Так как на тест попала свеженькая на тот момент Королла в кузове Е90, высшие баллы в тесте за безопасность и систему микроклимата выглядят оправданно. А стать лучшим из автомобилей японского производства ей тоже помог дизель – бензиновые Тойоты выступали на тестах хуже…
Любимец европейских журналистов, Peugeot 205, в общем рейтинге остался лишь седьмым, но ведь это лучший результат среди машин малого класса В! Дизель обеспечил хорошую экономичность, но ожидаемо слабую динамику разгона. Причем из-за своего веса чугунный 1.9d, судя по всему, заставил снизить оценку управляемости. Также у относительно старой (образца 1983 года) модели были снижены оценки за комфорт. Но точно такие же 232 штрафных балла и восьмое место заработал более свежий (1988-ого) и дорогой Mitsubishi Lancer с довольно мощным бензиновым мотором.
На девятом месте – Renault 5 GTD. Проигрыш прямому конкуренту от Peugeot всего в два балла можно назвать погрешностью: безусловно, эта машина тоже была отличной покупкой за свои деньги.
И лишь на десятом месте оказался Ford Escort – третий по популярности автомобиль на немецком рынке тех лет. Причем лучшей среди всех модификаций оказалась довольно старая модель образца 1981 года – но она прошла тест лишь в августе 1985-ого, причем в спортивной топ-версии XR3i. Судя по всему, любовь европейцев к «хот-хэтчам» и определила неплохой результат устаревшей модели – 238 баллов. Хотя конкретно за динамику машина получила весьма скромный балл, экспертам понравился невысокий для довольно мощной модели расход топлива, а также сиденья и система отопления.
Середняки (11-17 места)
Одиннадцатой стала дизельная Opel Corsa – немецкая модель с «молнией» на радиаторе показала пусть и скромный, но сбалансированный набор потребительских качеств. А заодно превзошла еще более старую и маломощную модель VW Polo, ставшую двенадцатой. Это был «трехдверный универсал» Fox в старом поколении образца 1981 года, причем с карбюраторным мотором. Но ругали эксперты не столько его, сколько багажник и систему отопления. Зато их удивил высокий ездовой комфорт.
Невезучим, тринадцатым, оказался Ford Escort CL Diesel. Так эта модель уже другого поколения (образца 1986 года), я включил его как полноценного участника в общий зачет. Увы, противопоставить «Гольфу» и «Кадетту» эта модель не смогла почти ничего, кроме неплохого ездового комфорта.
И инженерам завода Ford в немецком Кёльне стоило бы задуматься, ведь совсем чуть-чуть Эскорту проиграл более дешевый Mitsubishi Colt. Казалось бы, не хватающая звезд с неба модель не только смогла войти в клуб моделей, имеющих меньше 250 штрафных баллов, но и впечатлила эргономикой. Современный и довольно мощный 1,5-литровый мотор обеспечил хорошее сочетание экономичности и динамики. Совсем не понравился экспертам маленький багажник, зато приятно удивила управляемость. Итог – четырнадцатое место. По сумме баллов это лучший азиатский автомобиль класса B, причем он смог обойти и Fiat Uno, и Ford Fiesta! Старенькая итальянская модель порадовала разве что управляемостью, а Форд вполне ожидаемо получил высокую оценку за дизайн – ведь эта практически самая свежая модель рейтинга (она появилась в 1989-ом).
Между ними – еще один японец, Nissan Sunny, который замкнул список из пятнадцати сильнейших. Что интересно, здесь экспертам тоже понравился внешний вид, хотя модель образца 1985-ого выглядела довольно «квадратной». Приятное дополнение – хорошая система микроклимата. Естественно, в малолитражках восьмидесятых речь не шла о каких-то электронных системах климат-контроля, так как большинство машин не имели даже кондиционера. Эксперты оценивали, как правило, работу отопителя в холодную погоду, а в жару – способность охладить салон хотя бы набегающим потоком воздуха при движении на трассе.
Аутсайдеры
Список аутсайдеров рейтинга открывает Mazda 323 – она на восемнадцатом месте, то есть уже во второй половине списка из 35 моделей. Вообще, в восьмидесятые годы Мазды очень хорошо продавались в Германии (иногда опережая даже Тойоты), но данная модель, да еще с устаревшим карбюратором, оказалась совершенно «беззубой».
19-е место заняла Nissan Micra. Возможно, подняться выше девятнадцатого места не дали дешевая комплектация и слабый (да еще и карбюраторный) 50-сильный моторчик. Зато машина оказалась одной из самых доступных в классе – на германском рынке она реально соперничала с Ладами. Причем обойти Микру не смогла даже формально более статусная Lancia Y10. Но еще более дохлый литровый мотор, даром что инжекторный, провалил динамику разгона – хорошо хоть частично компенсировав это экономичностью. Да и в целом эти маленькие хэтчбеки показали очень схожие результаты, особенно расстроив экспертов мизерными багажниками и низким ездовым комфортом.
Занявшие места в нижней половине списка (места с 21 по 35) автомобили, впрочем, не порадовали экспертов практически ничем. Будь то «заряженный» Citroen AX GTI, полноприводный Subaru Justy, свежая Honda Concerto или породистая Alfa Romeo 33 – ворваться даже в двадцатку лидеров у этих машин шансов не было. Замкнули таблицу дешевые и маломощные автомобили Daihatsu и устаревшая Fiat Panda первого поколения.
А что же Лады? К сожалению, чуда здесь не случилось – даже относительно современная на тот момент «девятка» оказалась в аутсайдерах, нахватав целых 290 штрафных баллов и проиграв даже микролитражке Cuore. Двигатель 1,5 в карбюраторной (видимо задушенной катализатором под местные эконормы) версии совсем не обрадовал динамикой, естественно не блеснув и экономичностью. На удивление высоко эксперты оценили дизайн кузова — но все, что касается удобства и комфорта салона, не выдерживало сравнения с европейскими моделями.
Что уж говорить про ВАЗ-2107? Безнадежно древняя «классика» поставила антирекорд по ходовым качествам и динамике разгона (возможно, на машине стояла еще 4-скоростная КПП). Таким образом, она «вывалилась» даже за 300 штрафных баллов – показатель, отделяющий очень плохие автомобили от ужасных. И тем не менее, еще хуже выступила заднемоторная Skoda 105LS, о которой мы говорили в прошлый раз. Лады восьмидесятых были действительно лучше, чем Шкоды! Но, к сожалению для нас, ситуация резко изменилась уже через несколько лет…
Также вне зачета выступил еще один монстр, цена которого в разы превысила любого участника теста. Это знаменитая Lancia Delta HF Integrale – с двухлитровым турбомотором и полным приводом. Подходить к дорожной версии раллийного болида с критериями обычных машин оказалось почти бессмысленно: старый кузов образца 1979 года проиграл почти по всем параметрам более новым моделям «гольф-класса», а 177-сильный мотор оказался не настолько быстр, насколько прожорлив. В дань уважения легенде эксперты поставили Дельте очень высокую оценку за управляемости – но на этом все. Итог – довольно слабые 274 балла при цене почти в 46 тысяч марок.
Вышла из печати моя новая книга: "Автомобили Mercedes-Benz 1976-2006". По приобретению пишите на почту alexmix1@mail.ru