Найти тему

Весть третьего Ангела: «кто поклоняется зверю... не будут иметь покоя ни днем, ни ночью...» (Откр.14:9-11)

Оглавление

.

.

И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр.14:9-11)

.

Для тех, кто рассматривает три ангельские вести главы 14 (т.е. возвещение вечного Евангелия в Откр.14:6-7, суд над «великим Вавилоном» в Откр.14:8 и весть о возмездии поклоняющимся «зверю и образу его» в Откр.14:9-11) как три независимых друг от друга события, свидетельство третьего летящего Ангела выглядит так, как будто этот Ангел обращается исключительно к заставшим последние дни ветхого мира, когда (как думают многие) на неверующих и маловерных будут налагаться какие-то буквальные знаки и символы, соответствующие «числу» или «имени зверя» (на самом деле подобное нельзя исключать, но этого не следует ожидать).

Однако время возмездия вселенскому нечестию, то есть «час суда», возвещается не третьим, а первым Ангелом, который несет «вечное Евангелие», а в следующих главах Откровения в описаниях падения «вавилонской блудницы» звучат слова «горе, горе [тебе], город великий… ибо опустел в один час» (Откр.18:19), — так что исполнение всех трех пророчеств от летящих по небу Ангелов представляется событиями «одного часа».

Кроме того, второй летящий Ангел обличает Вавилон в том, что этот «великий город» напоил все народы «яростным вином блуда», а в главе 18 последний и окончательный суд над блудницей-вавилоном сопровождается словами «в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое» (Откр.18:6). Однако в главе 14 о единой чаше гнева Господнего свидетельствует не второй Ангел, а третий, и направляется такая чаша не на Вавилон, а на тех, «кто поклоняется зверю и принимает начертание на чело свое, или на руку свою», что представляет «великий Вавилон» и «принимающих начертание зверя» одним-единственным нечестивым сообществом, подлежащим общему и всеобщему суду, мерой для которого выступит единая «вавилонская чаша» (Откр.18:6).

(К слову, в образе «цельного вина ярости Божьей» присутствуют и обычные «земные» смыслы, так как в библейские времена вино перед употреблением как правило разбавлялось водой. Но поскольку в Откр.14:10 речь идет о вине «цельном» — это означает, что гнев Последнего Суда не будет разбавлен Божественной милостью, сравн. – «…суд без милости не оказавшему милости», Иак.2:13)

При этом следует отметить, что в ветхозаветных священных текстах в таких же образах и под тем же судом (через особую чашу гнева) был прорисован не только «нечестивый Вавилон», но и «ветхий Иерусалим», сравн.:

Посему скажи им слово сие: так говорит Господь, Бог Израилев: всякий винный мех наполняется вином. Они скажут тебе: "разве мы не знаем, что всякий винный мех наполняется вином?" А ты скажи им: так говорит Господь: вот, Я наполню вином до опьянения всех жителей сей земли и царей, сидящих на престоле Давида, и священников, и пророков и всех жителей Иерусалима, и сокрушу их друг о друга, и отцов и сыновей вместе, говорит Господь; не пощажу и не помилую, и не пожалею истребить их (Иер.13:12-14)

.

Более того, именно «ветхому Иерусалиму» адресуется слово «не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю», так как понятие «священный покой», связанное с седьмым днем творения, определялось четвертой заповедью закона Моисея (Исх.31:15, Лев.23:3, сравн. – «Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?», Евр.3:16-19).

Что касается свидетельства второго летящего Ангела об ожидающих беззаконников вечных мучениях (сравн. – «и будет мучим в огне и сере… и дым мучения их будет восходить во веки веков», Откр.14:10-11), — в нем обозначен еще один образ вселенского нечестия, а именно образ Содома и Гоморры, сравн.:

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли… и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи (Быт.19:24-28)

.

А в книге пророка Исаии в точности те же образы и события предвозвещают единый и всеобщий суд, не ограниченный отдельными «великими городами», но грядущий на весь без исключения поднебесный мир, сравн.:

Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание… Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней (Ис.34:1-10)

.

Кроме того, можно заметить, что некоторые библейские свидетельства представляют «источниками» Божественного гнева самих пророков, которые «доносят чашу ярости» до всех беззаконников по всей земле (причем вместе с чашей Божественной ярости на землю сходит и меч Последнего Суда), сравн.:

Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя. И они выпьют, и будут шататься и обезумеют при виде меча, который Я пошлю на них… И скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните и падите, и не вставайте при виде меча, который Я пошлю на вас. Если же они будут отказываться брать чашу из руки твоей, чтобы пить, то скажи им: так говорит Господь Саваоф: вы непременно будете пить (Иер.25:15-28)

.

А поскольку, как уже неоднократно отмечалось ранее, нечестивые «начертания зверя», которые налагаются на чело и на руку, в образном смысле связаны с событиями исхода Израиля из Египта (см. соответствующую публикацию), — получается, что грозная весть третьего Ангела адресована и образному Вавилону, и «Египту», и «Содому», и «ветхому Иерусалиму», каждый из которых в качестве устойчивого образа ветхого мира является неотъемлемой частью вселенской тайны беззакония (2 Фес.2:7) и именно в таком (т.е. в собирательном) смысле уже упоминался в главе 11 книги Откровение (Откр.11:7-8).

Таким образом, первый Ангел возвещает одновременно и вечное Евангелие, и час суда, то есть ту самую небесную весть, которая через Церковь Христову звучит в мире все новозаветные времена, — а третий Ангел приводит эту весть к логическому завершению, свидетельствуя о конце всех времен и последнем суде, когда будет повержено и уничтожено и «египетское» рабство, и «содомское» безумие, и «вавилонское» нечестие, и «иерусалимский» блуд, то есть все беззакония всего ветхого мира.

При этом второй Ангел, свидетельство которого в буквальном смысле посвящено падению «великого Вавилона», по сути обличает все без исключения мировое нечестие, — так что в образе трех летящих по небу Ангелов прорисовано единое вселенское свидетельство Церкви Христовой, которое в точности соответствует небесной вести Ангела-Орла из главы 8, возвещающего «тройное горе», грядущее в поднебесный мир от трех последних труб (Откр.8:13).

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе...» (Откр.14:12-13)

Предыдущая статья: Весть второго Ангела: «Пал, пал Вавилон... потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр.14:8)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание имени его на чело свое, или на руку свою, Откр.14:9 #тот будет пить вино ярости Божией, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере, Откр.14:10 #и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю, Откр.14:11