Это были времена экспериментов с производством советских автомобилей. В 60-е годы прошлого века у конструкторов и инженеров в области автомобилестроения было много идей.
Иногда они оканчивались ничем на стадии разработок, иногда выпускалась пара опытных образцов.
Даже если принималось решение пустить новый автомобиль в серию, то через какое-то время все могло отмениться, и проект безвозвратно закрывался.
Кажется, что такие работы были бесполезны, но это не так. В новых моделях обязательно находили инновационные решения, которые затем использовались в других работах.
Так случилось и с НАМИ-049 «Огонек» и его модификацией НАМИ-049 «Целина».
Они не пошли в серию, но на их основе был создан ЛуАз-969 и его разновидности, который выходили с конвейера вплоть до 2000-го года.
Освоение целинных земель Советским Союзом в прошлом веке показало, что городские автомобили совершенно не подходят для эксплуатации в новых условиях.
На целинных территориях практически не было дорог в их привычном понимании. Требовался автомобиль повышенной проходимости, на котором можно было бы перевозить небольшие объемы грузов, а кузов должен был защитить пассажиров в непогоду вдали от города или поселения.
Инженеры многих автозаводов искали решение, способное содействовать созданию автомобиля, который стал бы универсальным для использования на целине.
НАМИ и Ирбитский мотоциклетный завод разработали экспериментальную модель НАМИ-049 «Огонек» в 1958-м году.
Эта машина предназначалась для сельских тружеников, могла перевозить груз в 300 килограмм. Когда начались ходовые испытания, выяснилось, что его проходимость ничуть не хуже, чем у ГАЗ-69, 410-го «Москвича» и даже «Виллиса».
Однако обнаружилось и множество недостатков – некоторые детали и узлы имели низкий запас прочности, и не обладали необходимой морозоустойчивостью.
Выпуск автомобиля был отложен, а его доработку поручили ЗАЗу.
Запорожский автозавод не прекратил конструкторских и производственных связей с НАМИ, и вскоре они совместно разработали модификацию «Огонька» – НАМИ-049А «Целина».
Грузоподъемность его составила 300 кг, он мог перевозить пассажиров и грузы.
Передняя и задняя подвески были независимыми, их конструкция оригинальной – и это позволяло машине двигаться очень мягко.
200 мм – такой ход колес способствовал возможности автомобилю приспособиться к ходу практически по любой местности.
Причем, если дорога была хорошей, например, городской, то конструкция позволяла отключить ведущую функцию задних колес, и оставить ее только для передних.
Это давало хорошую экономию топлива – его расход на 100 километров составлял всего лишь 8 литров. Скорость «Целины» на асфальтированной или бетонной дороге была 65 километров в час.
Предполагалось на основе этого автомобиля выпустить несколько модификаций, которые могли быть использованы для различных целей. Пикап смог бы перевозить небольшие цистерны с жидкостями, для внесения удобрений в почву, использоваться пожарными, быть преобразованным в скорую помощь, выполнять функции автопогрузчика, и, конечно, перевозить пассажиров.
Официальных сведений почему все эти планы не осуществились, нет.
Можно предположить, что в ходе испытаний опытных образцов выявились недостатки, которые в то время устранить не представлялось возможным.
Однако наработки не пропали даром – они были использованы при создании ЛуАЗ-969.