Российские ПДД устанавливают минимально допустимую глубину протектора для зимних шин легковых автомобилей в размере не более 4 мм, а для летних – не более 1,6 мм (для грузовых – не более 2 мм). Но «доезжать» до минимально допустимых величин не рекомендуется. Например, для летних шин легковых авто гарантией безопасности является глубина не менее 3 мм.
Почему важно контролировать глубину протектора
Ресурс обычной шины составляет в среднем 40-60 тыс. км. И он во многом зависит от манеры езды автомобилиста, от исправности подвески, а также от правильного хранения шин и некоторых других факторов. И есть ряд признаков, которые могут указать на то, что покрышка пришла в негодность. Один из таких признаков – глубина рисунка протектора.
Глубину протектора важно контролировать, так как от этого значения зависят такие показатели как эффективность сцепления шины с дорожным покрытием, а также эффективность отвода воды с поверхности покрышки, уровень шума в салоне. Глубина протектора также косвенно влияет и на расход топлива.
Как понять, что пора менять
Производители шин обычно наносят на них специальные метки, указывающие на остаточную глубину протектора. Этот специальный индикатор дает понять о наступлении критического износа шин. Но более точно показатель износа протектора шины можно при инструментальном измерении.
Равномерный износ
Важно следить за равномерностью износа протектора. Неравномерный износ по обоим краям шины указывает на недостаточное давление воздуха в шинах, а износ по центру – наоборот, на избыточное давление. О том, что у автомобиля не отрегулировано схождение колес, дает понять износ кромок шины, а на то, что не отрегулирован развал – односторонний износ кромки. Конусообразный износ протектора указывает на необходимость провести замену элементов ходовой автомобиля, таких как сайлентблоки, ступичные подшипники, шаровые опоры.
С учетом того, что неравномерный износ – это часто встречающаяся особенность эксплуатации шин, эксперты рекомендуют проводить инструментальный замер высоты протектора в разных участках покрышки. И если такое измерение дает разные показатели, то износ определяется по наименьшему из них.
Как делать измерение
Контролировать глубину протектора может и сам автомобилист, не снимая колес с автомобиля.
Для этого необходимо выкрутить рулевое колесо машины до упора, чтобы было удобнее осматривать покрышку. На боковой части шины есть специальный индикатор износа. Соответственно надо внимательно присмотреться: если рисунок протектора находится на одном уровне с такими индикаторами, это означает, что шина уже имеет минимально допустимый износ и ее необходимо заменить. Как уже упоминалось выше, износ нужно проверять в нескольких участках покрышки.
Если под рукой нет специального прибора. Можно использовать 10-тирублевую монету. Ширина ее канта составляет около 3 мм. Если при погружении монетки в рисунок протектора, кант полностью «прячется» в нем, то глубина протектора в нормальном состоянии.
Более точный результат даст измеритель глубины рисунка протектора, а также цифровой измеритель. Приборы недорогие и негромоздкие — их удобно возить с собой в автомобиле.
И напоследок напомним автомобилистам, что если периодически менять передние и задние шины местами, они прослужат дольше.