Найти тему

Фарфор в Ярославском музее-заповеднике. «Бокалов дружный звон - виват, императрица»!

В предыдущих статьях мы уже рассказывали о Музее фарфора им. В.Ю. Орлова.

Однако, в Ярославле есть и другие фарфоровые коллекции, заслуживающие внимания. Одна из них представлена в музее-заповеднике (Спасо-Преображенский монастырь, Богоявленская пл. 25)

В зале Ярославского музея-заповедника
В зале Ярославского музея-заповедника
Литография «Вид города Ярославля». 1830-е гг. Собрание музея-заповедника
Литография «Вид города Ярославля». 1830-е гг. Собрание музея-заповедника

Правда, на месте обескуражило, что экспонаты выставлены без сопровождающих табличек. И это составляло определённую интригу: подумалось, а можно ли восполнить досадное упущение организаторов?

На первый взгляд, идея казалась нереальной. Но при ближайшем рассмотрении некоторые предметы узнавались по известным образцам. Принадлежность других угадывалась по стилю и манере росписи.

А третьи, в принципе, можно было определить по клеймам, нанесенным на донышки.

Фото клейма, снятого снизу через витринное стекло
Фото клейма, снятого снизу через витринное стекло

Однако попытка рассмотреть их снизу через витринные стекла потерпела полное фиаско. К стенду мгновенно примчалась зоркая бабушка-смотрительница (в общем-то, вежливая): «Мужчина, отодвиньтесь, пожалуйста, чуть подальше». Так что, с атрибуцией определяться пришлось частью по опыту, частью по наитию.

Так, без особого труда можно было опознать фигурку музыканта. Конечно, это был «Флейтист» подмосковной фабрики Алексея Гавриловича Попова, как правило, датируемый 2-й половиной 19 в. Доводилось встречать его под названием «Крепостной музыкант». Но как-то не очень ассоциировался этот кудрявый щеголь с «угнетённым крепостным талантом».

-4

Довольно редкая фигурная композиция «На плоту» принадлежит фабрике братьев Козловых Бронницкого уезда Московской губернии (1820-1830). Изображенная на ней сцена по-современному свежа: влюбленная пара - крепкий парень в «портах» наподобие летних джинсов, и красивая девушка отдыхают на природе.

-5

Несколько чашек с ампирным декором напомнили изделия российского завода Сафронова или даже раннего Гарднера 1820-1830. Казалось бы, декоративная роспись тут весьма незатейлива. Но воспроизвести присущий ей «дух эпохи» чрезвычайно сложно – из подделок сразу «торчат уши» имитаторов.

-6
-7

В вазах с ручками в виде лебедей узнаются модные французские интерьерные вещицы в стиле «Vieux Paris» (Старый Париж). Они расписывались в парижских студиях в подражание знаменитой мануфактуре Севр. Показанные ниже вазы можно датировать серединой - концом 19 в.

-8
-9

Две чашки также расписаны, предположительно, в Париже в конце 19 в.

-10
-11

Остатки некогда роскошного сервиза - мороженница и крюшонница с ярким узором «клубничка», возможно, немецкой работы

-12
-13

А ваза с птичкой по форме напоминает вещи Мейсенской мануфактуры. Однако расписывалась она, скорее, вне фабрики – слишком уж упрощенный золотой узор проходит по краю.

-14

Заинтересовал бокал с портретом дамы в платье с глубоким декольте и модной шляпке с пышным плюмажем. Француженка? Однако в синей перевязи через плечо угадывалась лента русского ордена Святого Андрея Первозванного!

Великая княгиня?

-15

Нет, как говориться, «бери выше» - среди дам этим орденом награждались только высочайшие особы! В том же зале красовался портрет Екатерины II с такой же орденской лентой и Андреевским крестом виде буквы Х.

Портрет Екатерины II в коронационном платье. Копия с оригинала Вигилиуса Эриксена. Россия. 1760-е годы. Собрание Ярославского музея-заповедника
Портрет Екатерины II в коронационном платье. Копия с оригинала Вигилиуса Эриксена. Россия. 1760-е годы. Собрание Ярославского музея-заповедника

И точно, по результатам небольшого домашнего исследования оказалось, что на бокале изображена императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I.

Портрет императрицы Александры Федоровны, 1820. Гравер Погонкин В.И. 1793-после 1847 https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alexandra_Feodorovna_by_V.I.Pogonkin_after_Dawe_(1820s).jpg
Портрет императрицы Александры Федоровны, 1820. Гравер Погонкин В.И. 1793-после 1847 https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alexandra_Feodorovna_by_V.I.Pogonkin_after_Dawe_(1820s).jpg

Интересно, что царственная особа со вкусом подобрала себе гламурную шляпку в тон ленты высшего державного ордена. А почему бы и нет? Одно другому не мешает!

-18

Миска с рисунком в стиле шинуазри (от французского chinoiserie - китайщина) может быть европейским подражанием китайскому импорту конца 18 в.

-19

Фигурка мальчика в мундире Наполеона раньше не попадалась. Судя по едкой иронии, переданной через образ маленького зазнайки, вещь возможно немецкая.

-20

А другая фигурка оказалась очень даже знакомой: «Турчанка с трубкой» является классикой фарфоровой фабрики братьев Новых в дер. Кузяево Московской губернии. Середина 19 в.

-21

В том же духе восточной экзотики выполнена кружка в виде головы турчанки, фабрика Храпунова-Нового, вторая половина 19 в.

-22

Чтобы разобраться еще с одной чашкой, также потребовалось провести небольшое исследование. На ней изображен солдат эпохи наполеоновских войн. Как выяснилось, ромбовидная кокарда на кивере однозначно французская. Похожа на эмблему 114-го линейного пехотного полка армии Наполеона.

-23

Об этом подразделении известно следующее: «Полк берёт своё начало в 1801 году. Участвовал в осаде Валенсии и Сарагосы, сражениях при Альканьисе, Марии, Бельчите, Тортосе.
В полковых батальонах ударной силой была гренадерская рота, а вольтижерская предназначалась для боя в разомкнутом строю перед фронтом батальона.
В Русской Компании 1812 года 114-й полк не участвовал. После разгрома Наполеона и первого отречения полк был расформирован».

Так что, свою медаль бравый солдат заслужил не на Бородинском поле, в атаку на Багратионовы флеши «в разомкнутом строю» не ходил. Чему, наверно, рад безмерно. Его указующий жест можно трактовать следующим образом: «Я там, в России, не был. И вам не советую».

Кивер солдата 114-го пехотного полка армии Наполеона. Из открытых источников
Кивер солдата 114-го пехотного полка армии Наполеона. Из открытых источников

На отдельном стенде были выставлены изделия исчезнувшего Первомайского фарфорового завода близ Рыбинска. Некогда он принадлежал фарфоровым королям Кузнецовым. Начиная с 19 века до 70% продукции предприятия шло на экспорт, успешно конкурируя с китайским импортом на среднеазиатском и азербайджанском рынках посуды.

В перестроечные времена дела даже пошли в гору. Мудрые узбекские декхане явно предпочитали первомайские пиалы и касы, по сравнению с китайскими поделками, расписанными сомнительного качества красками. Но в 1990-х гг. завод пал жертвой хищнической приватизации.

1.«Фигуристка», 1958 г.  2.«Лыжница», 1959 г.
3.Сервиз «Горки Ленинские», 1969 г., автор Г.Н. Леонтьева
1.«Фигуристка», 1958 г. 2.«Лыжница», 1959 г. 3.Сервиз «Горки Ленинские», 1969 г., автор Г.Н. Леонтьева
Сервиз «Иней», 1995 г., автор Н.И. Исакова, фарфор, крытье, рельеф, роспись
Сервиз «Иней», 1995 г., автор Н.И. Исакова, фарфор, крытье, рельеф, роспись
Сервиз «Синева», 1990-е гг., автор Н.И. Исакова. Фарфор, люстр, рельеф, роспись, роспись золотом
Сервиз «Синева», 1990-е гг., автор Н.И. Исакова. Фарфор, люстр, рельеф, роспись, роспись золотом

Еда
6,23 млн интересуются