Найти в Дзене

Собрание В.Ю. Орлова. Роскошный музей фарфора в Ярославле

Открытие в Ярославле музея фарфора стало событием вдвойне знаменательным. Во-первых, для музейной экспозиции был полностью отреставрирован старинный особняк на Волжской набережной – в самом центре столицы Золотого кольца. Ценный памятник архитектуры начала 19 в. воскрешен из небытия стараниями владельца собрания, коллекционера В.Ю. Орлова. У многих горожан с этим домом (Волжская набережная, 15) связаны самые тёплые воспоминания – когда-то здесь находилось родильное отделение городской больницы. Однако к началу 2000-х «Дом врачей», пришел в плачевное состояние, медленно погибал. Сейчас же спасенный особняк выглядит безупречно. Белые колонны эффектно выделяются на фоне фасада, окрашенного в «дворцовый» золотистый колер. (Статью об этом доме см. на нашем канале). Но главное чудо находится внутри. В музейных залах размещается одна из лучших коллекций отечественного фарфора. Редчайшие фигурки легендарных российских заводов представлены здесь десятками, если не сотнями… Продолжатель традиций
Оглавление

Открытие в Ярославле музея фарфора стало событием вдвойне знаменательным. Во-первых, для музейной экспозиции был полностью отреставрирован старинный особняк на Волжской набережной – в самом центре столицы Золотого кольца. Ценный памятник архитектуры начала 19 в. воскрешен из небытия стараниями владельца собрания, коллекционера В.Ю. Орлова.

Особняк на Волжской набережной, известный как «Дом общества врачей». Возведен в стиле русского классицизма в 1820 году на подклете сводчатых палат XVII века. В середине 2010-х гг. усилиями В.Ю. Орлова проведена научная реставрация.
Особняк на Волжской набережной, известный как «Дом общества врачей». Возведен в стиле русского классицизма в 1820 году на подклете сводчатых палат XVII века. В середине 2010-х гг. усилиями В.Ю. Орлова проведена научная реставрация.

У многих горожан с этим домом (Волжская набережная, 15) связаны самые тёплые воспоминания – когда-то здесь находилось родильное отделение городской больницы. Однако к началу 2000-х «Дом врачей», пришел в плачевное состояние, медленно погибал.

Сейчас же спасенный особняк выглядит безупречно. Белые колонны эффектно выделяются на фоне фасада, окрашенного в «дворцовый» золотистый колер. (Статью об этом доме см. на нашем канале).

Вид «Дома общества врачей» (ныне Музей им. В.Ю. Орлова)
Вид «Дома общества врачей» (ныне Музей им. В.Ю. Орлова)

Но главное чудо находится внутри. В музейных залах размещается одна из лучших коллекций отечественного фарфора. Редчайшие фигурки легендарных российских заводов представлены здесь десятками, если не сотнями…

Охотник. 1839-1861 гг. Россия, фарфоровый завод А.М. Миклашевского. Из собрания В.Ю. Орлова
Охотник. 1839-1861 гг. Россия, фарфоровый завод А.М. Миклашевского. Из собрания В.Ю. Орлова

Продолжатель традиций русских меценатов и собирателей, Вадим Юрьевич Орлов сделал своё собрание общедоступным. Уже четвёртый год двери музея гостеприимно открыты для ярославцев и многочисленных туристов.

Табличка у входа в музей
Табличка у входа в музей

Вадим Юрьевич Орлов (1939-2016) родился в семье учителя в деревне Осиновец Любимского района Ярославской области. Окончил среднюю школу в г. Любиме. В 1958 г. призван в армию. После демобилизации поступил слесарем на ударную стройку пятилетки – Ново-Ярославский сажевый завод, окончил вечернее отделение Технологического института. Руководил участком, сменой, цехом.

Портрет В.Ю. Орлова (1939-2016) в музее
Портрет В.Ю. Орлова (1939-2016) в музее

Еще в юности, в возрасте 25 лет, Вадим Юрьевич увлекся коллекционированием фарфора и художественного литья. Свое собрание пополнял в течение всей жизни.

В 1992 г. В.Ю. Орлов был избран генеральным директором Ярославского завода технического углерода, в 2006 году – председателем Совета директоров.

Для справки – технический углерод (сажа) – важнейший компонент автомобильной резины. Составляет от 25% до 40% веса шин. До 90% продукции завода традиционно шло на экспорт.

Евгений Лансере. Казак в дозоре. Художественное литье. Из собрания В.Ю. Орлова
Евгений Лансере. Казак в дозоре. Художественное литье. Из собрания В.Ю. Орлова

После безвременной кончины В.Ю. Орлова в 2016 г. коллекция перешла к наследникам, продолжившим начатое им дело. Торжественное открытие музея состоялось 6 декабря 2018 г.

Анфилада музейных залов образует кольцо: на выходе снова оказываешься в начале осмотра. При желании можно зайти на второй круг и т.д. – пока не насмотришься
Анфилада музейных залов образует кольцо: на выходе снова оказываешься в начале осмотра. При желании можно зайти на второй круг и т.д. – пока не насмотришься

Показанный ниже репортаж обзорный, самого общего плана. Охватить все из представленных в музее 4500 экспонатов просто нереально. Проблемой стал, скорее, выбор сюжетов для съёмки из этого фантастического многообразия.

Кувшин с росписью эмалями в русском стиле. 2-я четверть 19 в. Императорский фарфоровый завод. Из собрания В.Ю. Орлова
Кувшин с росписью эмалями в русском стиле. 2-я четверть 19 в. Императорский фарфоровый завод. Из собрания В.Ю. Орлова

Фарфор - искусство светлое, изысканное, гротескное. Его образный мир представлен в музее им. В.Ю. Орлова с замечательной полнотой. Первыми встречают гостей подносные блюда «Хлеб-соль» заводов Кузнецова и Масленникова

-9
-10

Завод братьев Корниловых

Завод основан в 1835 г. в Санкт-Петербурге на берегу Невы близ деревни Полюстрово. Его продукция - посуда и фарфоровые фигурки - отличалась высоким качеством ручной росписи. В художественной манере угадывается влияние Императорского фарфорового завода. Вместе с тем, заводские мастера стремились к большей декоративности, среди их сюжетов доминируют сцены из народной жизни.

«Разносчик пирогов», 1850-1870 гг., завод братьев Корниловых

-11

Чайник заварочный с птицами, последняя треть 19 в., завод братьев Корниловых

-12

«Пляшущий крестьянин», 1843-1861 гг., завод братьев Корниловых

«Пляшущая крестьянка в синем сарафане», 1843-1861 гг., завод братьев Корниловых

-13

Чашка чайная с цветочной росписью, 1840-е – первая половина 1850-х гг., завод братьев Корниловых

-14

«Поющий юноша с шарманкой-скрипкой», 1860-е – начало 1880-х гг., завод братьев Корниловых

-15

«Крестьянская девушка с кувшином», 1840-1861 гг., завод братьев Корниловых

«Садовница», 1840-е – первая половина 1850-х гг., завод братьев Корниловых

-16

Тарелка с гербом, чашка, 1840-е – первая половина 1850-х гг., завод братьев Корниловых

-17

Завод братьев Новых

С претензией на дворцовую роскошь украшали свои изделия братья Новых. Их завод был основан в 1818 г. в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии. Принадлежал Ивану, Тихону и Семену Новым. Действовал до 1850 г.

Нужно сказать, предприимчивые подмосковные крестьяне отличались неплохим вкусом. Представленные в музее Орлова кофейники безупречны по форме, обладают хорошим качеством росписи и позолоты.

-18

Кофейник с изображением жанрового сюжета в интерьере. Первая треть 19 в. Завод братьев Новых

-19

Интересна изображенная сцена. Поэт, современник Пушкина, читает свои стихи хозяину дворянской усадьбы. В порыве вдохновения он оттеснил барина на самый край дивана. Юная девушка тайком подслушивает одушевленного барда через приоткрытую дверь.

В то же время два других господина демонстративно повернулись к самовлюбленному поэту спиной. На стене висит картина с неаполитанским видом. По части напитков культурное общество ограничилось употреблением чёрного кофе – сливочника на столике не видно.

-20

Кофейник с ручкой в виде грифона. Первая треть 19 в. Фабрика братьев Новых

-21

«Аллегория Азии». Первая треть 19 в. Фабрика братьев Новых

-22

Завод Миклашевского

Фигурки завода Миклашевского представляют собой большую редкость. Коллекционеры причисляют их к высшим раритетам отечественного фарфора. В 1838-1861 гг. заведение помещика Миклашевского располагалось в селе Волокитино Путивльского уезда Сумской губернии.

Свою продукцию Андрей Михайлович Миклашевский клеймил на донышке буквами «АМ». В коллекции В.Ю. Орлова представлены превосходные образцы статуэток с этой фирменной маркой

Донышко фигурки с клеймом Миклашевского «АМ»
Донышко фигурки с клеймом Миклашевского «АМ»

«Юноша с дудочкой, сидящий верхом на ослике»,1840-1860 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-24

«Успех». 1839-1861, фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-25

Письменный прибор с фигурой юноши (Ромео?), 1839-1861, фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-26

«Беседующие мужчины. Театральная сцена», 1839-1861 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-27

«Клоунесса» («Дама в костюме паяца»), подставка для карандашей, 1838-1861 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-28

«Девушка с умершей птичкой» (Аллегория утраченной невинности). 1838-1861 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-29

«Мужик с балалайкой», 1840-е гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-30

Сосуд в виде головы Наполеона Бонапарта, 1840-е гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-31

Подставка для перьев «Девушка с собачкой», 1838, фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-32

Парные вазы с золочеными рельефами и живописными медальонами. 1840-е -1860-е гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского

-33

Фрагмент росписи вазы: внуки прогуливаются по усадебному парку со старым дедушкой. Как видно, инвалидная коляска начала 19 в. оснащена «независимой подвеской» с пружинными рессорами для компенсации тряски. Но по всему, тянуть её по аллее было занятием не из лёгких – пацан впрягся конкретно, а девочка аж сняла блузу и чепчик, наскоро пристроив их на бортике тележки

-34

P.S. Все снимки сделаны с разрешения кураторов экспозиции.

Продолжение темы будет в следующей статье

«Охотница», 1839-1861 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского
«Охотница», 1839-1861 гг., фарфоровый завод А.М. Миклашевского