Лицо человека. Смешно сказать, но всерьез изучать лицо человечество взялось аж в конце 18 века, уже имея за спиной многотомную историю открытий и изобретений.
Первые научные труды о физиогномике принадлежат Иоганну Каспару Лафатеру, швейцарскому литературу и богослову. Лафатер до знаний был всеяден: изучал источники разного толка, но сердцу его были милы “Ночные мысли” Эдварда Юнга.
Он уделял внимание работам европейских живописцев, которые еще с 15 века начали изображать лица в их уникальности. Но эмпирического опыта пытливому богослову явно не хватало – и тогда отправился в путешествие с одним портретистом, "уловить неуловимые черты лица" человека. Четыре тома “Физиогномических фрагментов” увидели свет в 1775-1778 гг., причем, при деятельном участии Гете. Считается, что именно там были заложены основы криминальной антропологии.
Лафатер пришел к следующему выводу: "... Всякая вещь на свете, как бы она ни именовалась, обладает своей особой индивидуальной физиономией ... на основании которой мы судим об ее внутренней индивидуальной устроенности”.
Чтобы не обидеть Бога Лафатер предположил, что физиогномика выступает аналогом божественного видения. "Стало быть и я смотрю ныне на людей глазами Бога", – и с щепетильностью энтомолога, не проходящего мимо ни одной мошки, богослов разглядывал все тайные движения души по строению лица. "На лице написана душа, оно все выполняет, но оно ранимо", – и с вдохновением художника, богослов искал неуловимые черты, да так, что его труды привели к возникновению физиогномики – медицинскому и даже полицейскому пособию для выявления лиц с аномалиями и предрасположенностью к преступлениям.
Лафатер своим подвижничеством вполне заслужил, чтобы именно с его точки зрения трактовать картины живописцев 20 века, где спрятаны лица.
Искусствоведение придает им новые эстетические поиски, хотя художники похоже вместе с водой выплескивают и ребенка. Но не получается ли, что отсутствие лиц есть вызов Богу?
1. Живопись Магритта
Магритт называет полотно "Влюбленные". Он утверждает слепоту любви, так ведь для этого можно было нарисовать повязки на глазах, а не мешки одевать на головы.
Пожалуй, все объясняет другая картина художника – «Суть дела»
В 14 лет Рене теряет мать. Женщина страдала глубокой депрессией и покончила с собой, бросившись в реку. Её тело было обнаружено в реке Самбре. Лицо было скрыто ночной сорочкой, обмотанной вокруг ее головы.
Еще один интересный факт. Известно, что будучи агностиком по убеждениям на киноэкране Магритт почитал Фантомаса. Не знаю, было ли у него знакомство с творчеством Аллена и Сувестра, которые в соавторстве на двоих наваяли 32 романа о Фантомасе, а после смерти Сувестра, Аллен прибавил еще почти дюжину – 11 романов без своего соавтора.
2. Живопись Рабина
Гидеон Рабин в пору молодости старался писать обыкновенные портреты. Когда он вернулся домой из Нью-Йорка после 11 сентября 2001 года на его портретах исчезли лица.
Он аргументирует это тем, что рядом с местом трагедии нашел детские игрушки со стертыми чертами лиц, и предлагает теперь каждому узнать в его портретах своих родственников, друзей, знакомых. Неблагодарное занятие, если учесть, откуда взялась идея.
Есть у Лафатера такая мысль: „Не доверяйте человеку, который все находит хорошим, который все считает дурным, а еще больше — человеку, который ко всему относится безразлично.“ Не исключено, что перед зрителем худужникик демонстрируют безразличие к лицу.
Не исключено. Хотя, может, боятся показать мысли, чувства, переживания, или душу своих героев?
Дискуссионный вопрос. Что же прячут современные авторы за спрятанными или мутными лицами на изображениях?
Один... против вооруженных пьяных мародеров
Лафатер, как оказалось, опередил не только свое время, но и наше. Искал компромисс между взглядами церкви, науки и общества. Вчера это бы назвали авантюрой. Сегодня? Сегодня более тонкое словечко "фьюжн" – сочетание несочитаемого. Ну посудите сами, он видел точки пересечения между месмеризмом (теория о том, что люди выделяют магнитную энергию (флюиды), спиритуализмом религии (загробная жизнь и общение с духами умерших) и позитивизмом науки (признание истинности только эмпирических исследований).
Как окажется, он и погибнет человеком, беззаветно верящим в свои принципы и свой, разработанный способ понимания людей.
Будучи высланным из Цюриха в 1796 г. за протест против оккупации Швейцарии французами, Лафатер, рискуя жизнью и своей свободой, вернется на родину. 59-летний нонконформист вступит в неравный поединок с пьяными французскими мародёрами. Когда попытается с ними договориться, получит смертельное ранение, – перед смертью простит убийцу, запретит его разыскивать и посвятит ему стихотворение: «An den Grenadier N., der mich schoss».
Видимо, что-то человеческое он увидел даже в лице своего убийцы. У убийцы тоже есть лицо, считал Лафатер, возможно это стало его роковой ошибкой.
Даже на картинах таких художников, которые передают глубочайшие переживания, черты лица угадываются на портретах:
Чарльз Петерсон и его призраки
Как стать персонажем картины Эдварда Мунка "Крик"?
10 проявлений женского образа в искусстве Алиссы Монкс