Из статьи «Темная триада» и пространство», вероятно, можно сделать вывод, что я в принципе осуждаю любое сверхпотребление – все эти огромные дома, бесконечные гектары участков, яхты, машины, очень дорогую мебель и отделку, и все такое прочее. На самом деле, в самом по себе сверхпотреблении я ничего плохого не вижу – хоть я лично этого не понимаю, люди имеют полное право жить так, как им хочется, и тратить свои деньги так, как им заблагорассудится.
Проблемы начинаются в тот момент, когда это самое сверхпотребление является симптомом личностного расстройства и других психологических проблем, которые портят жизнь и самому этому человеку, и всем, кто его окружает. Например, этот человек может совершенно законно и в своем праве заниматься сверхпотреблением за честно заработанные им деньги. Но при этом его поведение в принципе является не совсем нормальным и приносит вред и ущерб другим людям – например, он домашний тиран и абьюзер.
Сверхпотребление в этом случае не плохо само по себе, но это явно симптом, который самому его носителю довольно трудно не заметить. Человек видит и понимает, что с ним явно что-то не так, что люди вокруг него явно страдают, но совершенно ничего с этим личностным расстройством не делает – не идет к психологу, не ищет соответствующую литературу по этому вопросу, не пытается как-то самостоятельно с этим разобраться, проанализировать свои личностные проблемы и как-то их контролировать. Вот тогда сверхпотребление и становится проблемой – когда человек с расстройством пускает все на самотек, ничего для улучшения ситуации не предпринимая и продолжая тиранить своих близких.
Еще хуже, когда личностное расстройство такой силы, что сверхпотребление становится самоцелью – человек не может перестать потреблять в страхе потерять контроль над своей собственной телесностью и окружающим его пространством. И ради этого сверхпотребления он идет на агрессию – начинает, например, мошенничать, злоупотреблять служебным положением, откровенно воровать и грабить, причинять вред здоровью и жизни людей, чтобы скрыть свои предыдущие преступления. Вот тогда сверхпотребление становится не просто симптомом личностного расстройства, а причиной и источником творимого этим человеком зла, становится тем фактором, устранение которого ограничит и купирует творящееся зло.
Сверхпотребление не является злом само по себе, все так, но является одним из важнейших стимулов для злодея продолжать свои злодейства и оправдывать их, вводя в заблуждение и откровенно обманывая страдающих из-за этих злодейств людей. Надо ли в связи с этим вообще осуждать сверхпотребление, чтобы ограничить тягу к нему у злодея и сделать его менее респектабельным и этически допустимым? Я думаю, что нет – осуждать нужно прежде всего агрессивные способы и средства, которыми злодей и обеспечивает себе это самое сверхпотребление.