Чтобы уже закончить, хотя бы на время, разговор об агрессорах «темной триады», давайте посмотрим, какие отношения у «триадников» складываются с пространством. Время, как и вообще реальную действительность, агрессоры-«триадники» воспринимают не просто искаженно – они считают, что имеют над этой реальностью и временем власть и могут сами моделировать их по своему желанию и исходя из своих собственных целей.
От пространства же, как можно догадаться, так просто не отделаешься – оно существует слишком явно и слишком определенно, чтобы внушить себе, что им можно управлять. Пространство – оно либо есть, либо его нет просто физически, и с этим неприятным фактом приходится сосуществовать даже «триадникам». Физическое отсутствие возможности это самое пространство как-то менять и подчинять себе агрессора-«триадника» страшно угнетает – это на самом деле одна из немногих вещей, недвусмысленно напоминающих «триаднику» о существовании реальной, объективной действительности. Где сам «триадник» - не всемогущий демиург, а просто человек, психика которого серьезно искажена личностным расстройством.
Как агрессор-«триадник» избавляется от этого гнетущего ощущения и создает для себя иллюзию контроля окружающего его пространства? Все верно – он стремится стать собственником максимально возможного количества пространства вокруг себя. Все новые и новые большие квартиры, дома и яхты, все новые и новые земельные угодья, леса, поля и регионы. Чем больше – тем лучше, тем, как кажется, проще этим пространством управлять. Законность и легитимность владения, которые относятся к абстрактным факторам реальной действительности, как мы понимаем, «триадника» мало беспокоят. Ведь он сам творит эту действительность, захотел – и все стало законным.
Как-то я уже писала о том, что огромные дома и вообще любые объекты недвижимости явно склонны приобретать себе люди, не ощущающие собственных границ, не чувствующие собственной телесности – чтобы как-то «заземлиться», они словно бы «размазывают» себя по всем этим многочисленным квадратным метрам. Как это связано с «темной триадой»? Как мне кажется, это связано именно в том, что отсутствие адекватного ощущения своей телесности является нередко одним из значимых симптомов личностного расстройства, приводящего к нарциссизму, маккиавелизму и психопатии. Не чувствующие своей телесности люди не могут насытиться, не могут остановиться в потреблении, им всегда нужно все больше и больше. Эта невозможность насыщения и связана, как мне кажется, с ощущением отсутствия контроля над физическим пространством – сам этот контроль как будто бы возникает только в момент поглощения, в момент потребления. Прекращение поглощения означает для «триадника» потерю контроля – а значит, прекратить это поглощение он не может.
Как-то мы с семьей путешествовали по грузинской Кахетии – знаменитому региону, где производятся все известные грузинские вина. Заехали и на родину Мимино в Телави, где находится дворец последнего царя независимой Грузии Ираклия II. С этим дворцом явно что-то было не так, и мы даже не сразу поняли, что именно. Он был слишком маленьким для царя – в таком не всякий боярин или европейский граф стал бы жить. Очень небольшим был этот дворец и вообще довольно скромным.
На самом же деле проблема, конечно, заключалась вовсе не во дворце – она заключалась в нас, привыкших к бесконечным и необозримым дворцовым пространствам и паркам в России и Европе – настолько бесконечным, что и обойти за день некоторые из них не получается. Кто-то когда-то превратил свое психическое расстройство в норму, и эта норма стала транслироваться из века в век, и никто даже не задумался – а зачем вообще нужны все эти бесчисленные метры, где, в сущности, даже не происходит никакой жизни? Когда вполне достаточно большого, но не огромного дома, обозримого с балкона сада и просто всего того, что нужно для комфортной жизни.