Сегодня слово «электромобиль» ассоциируется главным образом с «Теслой» Илона Маска – мечтой многих автомобилистов и, возможно, будущим автомобилестроения. Но мало кто знает, что история электромобилей насчитывает почти 200 лет. Более того – они появились даже раньше, чем привычные нам двигатели внутреннего сгорания.
Первые изобретения и первые рекорды
Прообразом электромобиля стала маленькая электротележка, которую сконструировал венгерский изобретатель Аньош Йедлик в 1828 году. Но она напоминала скорее скейтборд с электроприводом, чем автомобиль.
Первый в истории настоящий электромобиль, способный перевозить людей, представил публике шотландский изобретатель Роберт Дэвидсон в 1837 году. Это был двухместный электромобиль с тремя колесами, но работал он от одноразовой батареи. Перезаряжаемый аккумулятор впервые использовал англичанин Томас Паркер в 1884 году. Его вариант электрокара был уже четырехколесным. С этого и началась эра электромобилей.
В России первый электромобиль создал инженер Ипполит Романов в 1889 году. Он мог без подзарядки преодолеть 60 км и развивал скорость до 40 км/ч. Внешне электромобиль чем-то напоминал конный экипаж: салон был открытым, впереди размещались два пассажирских места, а водитель сидел сзади, выше пассажиров. Аккумуляторный отсек располагался позади салона.
Именно электромобилю принадлежит абсолютный рекорд скорости на суше в XIX веке: в 1899 году впервые была зарегистрирована скорость более 100 км/ч. Ее развил бельгийский гонщик Камиль Женатци на электромобиле «Le Jamais Contende».
Первый полноприводный автомобиль также был электрическим: его создал знаменитый Фердинанд Порше, прикрепив отдельный электродвигатель к каждому колесу.
Закат и возрождение электромобилей
Несмотря на огромную популярность в начале XX века, к 1930-м годам электромобили практически полностью были вытеснены бензиновыми. Благодаря Генри Форду автомобили с ДВС стали более доступными по цене, к тому же они имели бОльшую дальность хода, да и заправлять их было быстрее и проще, чем подзаряжать электромобиль.
Новый всплеск интереса к электромобилям пришелся уже на конец ХХ века, когда общество всерьез озаботилось загрязнением окружающей среды, а стоимость топлива выросла.
Первый серийный электромобиль EV1 начала выпускать компания General Motors в 1996 году. Поначалу он имел свинцово-кислотный аккумулятор и запас хода 120 км. Затем аккумулятор заменили на никель-металл-гибридный, что увеличило запас хода до 240 км. Однако в свободную продажу EV1 так и не поступил: его предоставляли только в лизинг. К 2003 году почти все электромобили вернулись к производителю и были уничтожены.
В том же 2003 году открылась Tesla motors, совет директоров которой возглавил Илон Маск. В 2008 году начались продажи Tesla Roadster – нового электромобиля, который работал уже на литий-ионных батареях и по ходовым качествам ни в чем не уступал бензиновым авто. Вскоре после первого успеха Tesla в гонку включились многие ведущие производители: Nissan, Mitsubishi, Audi и другие.
Сегодня флагманские модели электромобилей способны без подзарядки преодолевать расстояния до 600 км и развивать скорость до 225 км/ч.Эксперты считают, что доля электромобилей на рынке будет только расти. Это связано не только с экологией, но и с ростом цен на энергоносители, удешевлением батарей и распространением сети зарядных станций.
А вы хотели бы пересесть на электромобиль или предпочитаете старые добрые двигатели внутреннего сгорания?