Найти тему

О вузах мечты, востребованности профессий и профориентации в школе

Разбираю сегодня вопрос читательницы - вот он:

полностью вопрос и список вузов мечты
полностью вопрос и список вузов мечты

Давайте, по традиции, по порядку.

Пять вузов + 1 филиал = вузы мечты? Тогда ребенку точно безразлично, где учиться

Ну не может быть 5 вузов мечты, поймите. Вуз мечты - он один, это же мечта. Ну ок, 2 вуза еще куда ни шло (хотя и их ведь придется как-то ранжировать для себя!), но 5 - это просто безразличие. Представьте, что вы выбираете не вуз, а, например, квартиру/машину/компьютер. Вот есть несколько вариантов (5), и вы говорите про все "это квартира мечты"? Прям каждая из 5? И вы в любой мечтаете жить? Ну, это есть аналог фразы "мне все равно" или "мне подходит любой из этих 5 вариантов".

Важно: Если вы тоже думаете, что у вашего ребенка 5 вузов мечты, не теряйте время, займитесь детальным изучением этих мечт - походите по дням открытых дверей и другим мероприятиям, чтобы ранжировать для себя вузы сейчас, а не метаться в конце июля "ой, я и сюда хочу, и сюда, и туда", не ждать до последних минут, не тратить нервы на все это. Поверьте, в период приемной кампании вам будет, о чем переживать - не усложняйте себе жизнь.
-2

Рейтинг востребованности есть. Но он для вас не будет полезен

Во-первых, этих рейтингов много. Простой запрос в любой поисковик - и готово. Только пользы-то нет - рейтинги эти строят разные эксперты, разные аналитики. Да и отличаются они (рейтинги) по десяткам параметров - от региона зависит, от типа (рейтинг по числу вакансий, по зарплате, по спросу среди абитуриентов и т.д. и т.п.); есть рейтинги-планы, где разные люди строят разные прогнозы о том, кто будет через N лет самым востребованным и самым дорогим на рынке труда. Только реальность ВСЕГДА вносит свои коррективы. ВСЕГДА. То есть попытка попасть в самую-самую специальность - это угадайка.

Во-вторых, даже если вы угадаете и выбранная профессия к моменту выпуска вашего ребенка из вуза будет мегавостребованной, а зарплаты будут бить все рекорды, но ваша дочь ее будет, скажем, не очень любить - оно как? Каждый день проводить на ненавистной работе - это хорошо? А за много денег? А за очень много денег, но каждый-каждый день? Вот не любит, допустим, человек работу с людьми, но терпит - кто счастлив? Люди, с которыми этот человек сквозь зубы разговаривает? Сам человек, стараясь избежать всеми силами малоприятного общения? Его работодатель, которому каждый второй жалуется на плохого работника? А никто, всем плохо: работник имеет психологические проблемы, приходит домой и срывается на семье, клиенты не удовлетворены качеством обслуживания, а злой работодатель уже обновляет объявление о вакансии - работа-то востребованная, зарплата большая, так зачем держать того, кто не рад этой работе и плохо ее делает?

Вот от такой сверхзаботы родителей и пристройства деток в вуз, который мама сочла перспективным, да еще и на востребованную профессию, и появляются плохие бухгалтеры. Набравшись мужества, кто-то из этих бухгалтеров бросает ненавистную работу и начинает шить, расцветая в новом любимом деле. И это рождает мифы о ненужности образования: "Катька-то училась училась, а сейчас бросила свою бухгалтерию и сумки шьет на заказ". Так дело-то не в том, что то или иное образование - это плохо, а в том, что та самая Катька изначально не на то опиралась, выбирая вуз. Ей бы в дизайнеры, но мама сказала, что это нестабильно...

Важно: Не надо "ломать" детей, родители. Дайте возможность им выбрать себе профессию по душе - помогайте, будьте рядом, но не занимайтесь насилием. Лучше хороший дизайнер и нестабильный доход "сумки на заказ", чем плохой бухгалтер, депрессия и ненавистная стабильность.
-3

"Либо лингвистика, либо дизайн и архитектура"

Это не горе от ума, это просто отсутствие определенности. Помогите ребенку с выбором (только без навязывания!) - сходите вместе на дни открытых дверей вузов, пообщайтесь со студентами и выпускниками, проведите погружение в профессию. Дизайн ведь тоже бывает разный - от упомянутой в качестве примера Катьки и сумок до дизайна сайтов.

Я бы вам посоветовала 2 вещи:

  • потратить на определенность январь - там и выходных много, и школьные каникулы. Походите по вузам, если есть возможность - пообщайтесь с потенциальными работодателями, возможно, есть какие-то стажировки, "день в профессии" и т.д. Обсудите с дочерью не только перспективность и оплату, но и тяжелые моменты - общение с заказчиками, рутину, трудности, которые есть в каждой работе.
  • укажите все ЕГЭ, которые могут потребоваться на выбранные направления. Да, пусть будет месиво - и иностранный с обществознанием, и математика с физикой, и литература с историей. Помните, что отказаться от любого ЕГЭ - проще простого, достаточно просто не прийти, а вот что-то добавить после 1 февраля практически невозможно. И не слушайте тех, кто будет отговаривать - мол, "куда тебе этот предмет сдавать, да ты и 50 баллов не наберешь, не позорься". Ответ один: "Мне это нужно для поступления. Сколько наберу - все мои. Пусть будет 45, мне нужен этот предмет".

Возможно, читатели дополнят.

И, наконец, что меня удивило: "профориентационная работа должна вестись в школах"

Мне кажется, на школу и так возложено слишком много всего. Куда хоть еще школе и профориентацией заниматься? Куда это вместить в образовательный процесс? Наверное, вопросами выбора будущей профессии для себя должен заниматься все-таки каждый сам. Есть у школы возможность помочь - ну, к примеру, организовать профильный класс, экскурсию в вуз, лекцию от профессора и т.д. - это круто. Нет - не думаю, что можно ругать за это школу.

Информацию о приеме 2023 я собираю для вас в специальной подборке - вот здесь. В подборке можно найти ответы на вопросы, разбор изменений, ссылки на важные для поступающих документы.

Телеграм-канал автора
ЗАДАТЬ ВОПРОС о поступлении
✔ Моя
визитка
✔ Мой
факультет