Доброго времени суток, как всегда предлагаю совершить экскурсию в историю Советского мотопрома. Итак сегодня речь пойдет о перспективной модели Ирбитского мотозавода Урал М-73.
История создания мотоцикла начиналась так же как и многих других передовых мотоциклов тех лет. В эти года приходило понимание что пришло время кардинально обновить модельный ряд предлагаемый советскому мотолюбителю. В декабре 1976 была конструкторскому бюро Ирбитского мотозавода была поставлена задача разработать модель нового мотоцикла. В тоже время одним из требований технического задания была высокая степень унификации до 75% с как со старыми версиями мотоцикла так и с разрабатываемой на КМЗ (Киевский Мото Завод) перспективной моделью мотоцикла "Днепр".
Уложиться в предписанные техническим заданием 75% инженерному коллективу не удалось. Хотя на фото выше четко просматривается узнаваемая всеми владельцами Уралов дуплексная рама которую по всей видимости практически не коснулись изменения.В целом же мотоцикл вобрал в себя до 10 новаторских решений своего времени для советского мотопрома. Мне же как поклоннику всего оппозитного ну и тем более Советского особое внимание хотелось уделить новым техническим решениям коснувшимся двигателя.
Не для кого не секрет что своими корнями советские "оппозиты" уходят к довоенным моделям немецких мотоциклов BMW, так и при создании нового двигателя одним из прототипов был по всей видимости двигатель BMW моделей R-80 и R-100 AirHead.
Несмотря на все на мой взгляд о полном копировании немецкого двигателя речи все же не идет, на двигателе BMW распредвал находиться ниже коленвала и штанги толкателей расположены внизу цилиндра.
Новый "Ирбитский" двигатель имел рабочий объем 750 куб.см.и много новых технических решений. К сожалению так и не стали серийными такие из них как генератор перенесенный в переднюю часть двигателя,а также цепной привод ГРМ (газораспределительного механизма). Новое размещение генератора с приводом от коленвала решала проблему вечного "подвывания" генератора знакомого всем владельцам наших оппозитов, а вот мощность генератора на мой взгляд осталась недостаточной как заявлено она составляла 150 Ватт.
Новая конструкция привода ГРМ цепью кардинально решала еще одну проблему и боль всех поклонников советских оппозитов, а именно стук шестерен газораспределения. Как видно из фото небольшая цепь имела даже натяжитель могли же когда хотели! К сожалению цепной привод так не перекочевал на 750ки современных Уралов.
Невооруженным взглядом видно сходство формы клапанных крышек и цилиндров с двигателями современных Уралов. Изменился способ крепления цилиндров к блоку двигателя. Взамен прежнему креплению "фланцем" теперь цилиндр крепился шпилькой проходящей насквозь и притягивающей головку и цилиндр одновременно, это решение используется на 750 кубовых двигателях Уралов и по сей день.
Помимо всего двигатель оснастили электростартером, тут интересным было то что стартер применили от автомобиля ЗАЗ. а что бы обеспечить вращение в нужную сторону добавили редуктор с паразитной шестерней.
Возможно как раз требовании об унификации и послужило причиной применения стартера от автомобиля ЗАЗ.
В связке с новым двигателем применялась и новая 5 ступенчатая КПП, конструкция которой защищена двумя авторскими свидетельствами. Впоследствии правда завод так и продолжил "клепать" привычные всем 4х ступенчатые КПП.
Изменения коснулись и ходовой части мотоцикла. Была доработана вилка, в рулевой колонке применили конические подшипники но до серийных моделей даже эта мелочь как всегда не дошла. Мне как владельцу мотоцикла Урал до сих пор непонятно кто придумал ставить туда упорные подшипники которые разбивает при езде по бездорожью.
Серьезной переработке подверглась и тормозная система. Тормоза остались барабанными, хотя привод впервые на советских мотоциклах стал гидравлическим, а также применили регулятор распределения тормозных усилий.
Новой была и внешка мотоцикла, был разработан новый кузов бокового прицепа похожий на кузова Ижей четвертого поколения хотя он был полностью свой.
В серийное производство мотоцикл так и не пошел, производство планировалось начать в 1983 году но завод продолжил выпускать модель 8.103 ведь её в то время еще и так неплохо брали. Всего в период с 1977 по 1982 год было сделано 8 таких мотоциклов. Два из них испытали на заводе,а потом отправили во ВНИИМотопром г.Серпухов для дальнейших испытаний которые мотоциклы полностью прошли и показали неплохие результаты. После того как проект был закрыт все опытные образцы были распроданы работникам завода. На одном из таких мотоциклов хранящихся в Ирбитском музее ездил актер Михаил Пореченков на съемках развлекательной программы "Моя жизнь сделана в России"
Представленный для съемок мотоцикл 1980 года выпуска. За съемочный день машина впервые за 35 лет простоя без проблем проехала около 200 км пути.
Вот таким был мотоцикл М-73 на котором мы все могли бы ездить но история не имеет сослагательных наклонений.
В подготовке статьи чтобы показать технические детали и узлы мотоцикла были использованы фотоматериалы с сайта: https://oppozit.ru , а именно из поста владельца одного из мотоциклов М-73 ссылка на пост тут.
Статья про съемки передачи о мотоцикле с участием Михаила Пореченкова - https://www.oblgazeta.ru/society/24286/
Читайте также:
#урал #мотоцикл #top #иж #ява #bmw #назад в ссср #днепр #техника ссср #мотоцикл урал