Ходимость современных цельнометаллокордных шин для грузовиков превышает 200, а порой и 400 тысяч километров. Это даже больше пробега многих легковых автомобилей!
Но такие пробеги у грузовых шин были не всегда. Давайте посмотрим, с чего начиналась грузовая шина и как она развивалась.
От шланга к пневматической шине
Первые шины появились в 19 веке. Британский ветеринар Джон Данлоп, глядя на сына, катавшегося на тряском трехколесном велосипеде, смастерил из садового шланга импровизированные покрышки, а изобретатель Роберт Томсон запатентовал пневматическую шину.
Вскоре после появления пневматических шин были изобретены и камеры. Покрышки начали армировать проволочными кольцами. В 1895 году автомобиль на пневматических покрышках братьев Мишлен прошёл 1200 км от Парижа до Бордо и обратно. Невиданная ходимость по тем временам – и вряд ли это было бы возможно на покрышках из шланга!
Первые покрышки были светло-коричневыми, а то и белыми. Лишь позже они «почернели» – из-за добавления в резиновую смесь углерода. Который, вместе с каучуком, повысил прочность изделия. В 1930-х стало развиваться и производство синтетического каучука. Изобретателем одной из технологий его изготовления стал советский учёный Сергей Лебедев, а одним из первых промышленных потребителей – шинный завод в Ярославле, который сейчас входит в состав компании Кордиант.
От универсальных к грузовым и специальным
В первые десятилетия существования пневматических шин не было разделения на шины для легковых автомобилей и для коммерческой техники. Специальные шины для грузовиков и автобусов появились в США в десятых годах XX века. Эти шины отличались от легковых усиленной конструкцией, которая выдерживала нагрузку более тяжёлых кузовов и грузов. Ходимость лучших шин в те времена измерялась несколькими десятками тысяч километров.
Постепенно произошла и диверсификация шин по осям установки и назначению. Если раньше выбор сводился к нескольким универсальным моделям, то теперь существуют отдельные шины для ведущей, рулевой и прицепной оси, а также специальные шины для разных типов дорог.
От диагональных к радиальным
Следующим этапом эволюции грузовых шин стало появление в конце 1940-х годов радиальных шин. В таких покрышках нити корда идут под прямым углом от борта к борту, а не по диагонали, как раньше. С радиальной конструкцией шины стали более монолитными и управляемыми. Срок службы вырос в несколько раз, а ходимость приблизилась к 100 тысячам километрам.
От комбинированных к ЦМК
В первой половине 20 века шины выпускались с каркасом из пяти и более слоев обрезиненного нейлонового или капронового корда. При этом силовая подпротекторная часть шины – брекер – выполнялась из металлических нитей. Настоящей революцией в развитии грузовых шин стало появление цельнометаллокордных (ЦМК) шин, которое произошло в конце 20 века. В этих грузовых шинах из металла выполнены все силовые элементы: и каркас, и брекер.
Кроме особой прочности, конструкция ЦМК позволяет за счёт снижения коэффициента сопротивлению качению и теплообразования поднять экономическую эффективность шины. А именно – сэкономить топливо и увеличить пробег покрышек до износа, в том числе за счёт технологий нарезки и восстановления протектора. С появлением ЦМК-шин ходимость грузовых шин выросла до 200, 300 и даже 500 тысяч километров.
В России выпуск ЦМК-шин начался в 1993 году. Первое их производство в нашей стране стартовало на шинном заводе в Ярославле. В 2006 году здесь начался выпуск ЦМК-шин под брендом Tyrex All Steel. В 2014 году было введено в строй новое иностранное оборудование и запущено производство Cordiant Professional мощностью 650 тысяч шин в год.
Компания Кордиант постоянно работает над увеличением ходимости шин и не останавливается в своём поиске наилучших технических решений. А уже в этом году будет произведена 5-миллионная шина под брендом Cordiant Professional.