У нашего мозга есть так называемая "карта тела" (сенсорная карта мозга). Это то, как наш мозг видит и воспринимает наше тело. Благодаря ей мозг определяет границы тела, воспринимает расположение частей тела в пространстве, их последовательность, ощущает их длину, ширину, а также определяет диапазон подвижности частей тела и степень их свободы (к примеру, амплитуду движения в суставе). Именно поэтому мы не можем с ходу сделать движение с экстремально большой амплитудой (сесть на шпагат), так как мозг расценит его как потенциально опасное и остановит нас болью.
На примере сенсорно-моторного гомункулуса (”человечка”) канадский ученый Уайлдер Грейвс Пенфилд показал, как мозгом воспринимаются различные части тела человека, какие из них мозг видит лучше всего и насколько важным источником информации являются руки, лицо, язык (см. рис 1 и 2).
Мы видим, что пальцы рук, губы и язык с большим числом нервных окончаний изображаются крупнее, чем туловище и ноги. И, глядя на двигательного гомункулюса, сразу становится понятно, почему люди не замечают, когда сутулятся. Спина изначально минимально представлена в сенсорном мозге, а в моторном - еще меньше.
Помимо этого в индивидуальной карте тела каждого человека присутствуют слепые зоны. Это когда мозг не получает достаточно информации о тех или иных участках тела, поэтому не может их полноценно ощущать и контролировать, от чего нарушается функциональность этой зоны. С такими участками обязательно нужно работать, улучшая их видимость для мозга. Начинать лучше с активации сенсорного восприятия (для этого хорошо использовать техники постукивания, поглаживания, растирания, миофасфиального релиза), а уже потом работать над улучшением подвижности.
Все это мы будем делать с вами на курсе “Осанка и тазовое дно”, который я для вас сейчас готовлю. Подробности о курсе будут уже очень скоро! Следите за публикациями и сториз, чтобы не пропустить!