Найти в Дзене

Шпаргалка моделисту: этапы покраски модели

Оглавление

Приветствую на канале! Сегодня будет новый формат поста - шпаргалка моделисту. Пока не знаю, будет ли рубрика на регулярной основе, но в ней я хочу делиться советами, которые будут полезны коллегам-моделистам. И в первой такой шпаргалке я расскажу про этапы работ с моделью при окраске. Думаю, у тех, кто в моделизме ещё недавно, возникал вопрос - в какой последовательности правильно красить модель? Когда наносить пигменты? Когда делать смывку? Когда покрывать лаком? А за помощь в подготовке материала я благодарю известного в модельных кругах человека - Владимира Яшина aka Genscher. Итак, начнём.

1. Грунт

Первое, с чего стоит начинать окрасочные работы после того, как модель собрана - грунтовка. При этом, не забывайте, что перед тем, как начать грунтовать модель, её нужно обезжирить и дать высохнуть. Грунтовать можно как из аэрографа, так и из баллончиков с грунтовкой (если вариант с аэрографом недоступен). Цвет грунта выбирайте исходя из того, какой будет основной цвет модели, правда наиболее универсальный (имхо) вариант - серый, поскольку он нейтрален и на него можно нанести любые оттенки. Чтобы избежать капель и потёков, наносите грунт равномерно и аккуратно, можно в несколько слоёв.

2. Прешейдинг

После того, как грунт высох (на это, порой, требуется до суток) наступает очередь прешейдинга - создания объёма за счёт выделения линий более тёмной краской. Суть этапа заключается в том, что стыки деталей, труднодоступные места (сетки, жалюзи МТО, углубления), расшивка на самолётах покрываются аккуратными тонкими линиями, которые будут подчёркивать рельеф модели в будущем, после нанесения основного слоя краски. Для этих целей вполне подойдёт аэрограф с соплом 0,3мм. Главное - отрегулировать его так, чтобы не было разброса в толщине линий.

3. Окраска

Это, пожалуй, самый долгожданный для моделиста этап, но при этом и самый ответственный. Ведь от того, какой оттенок вы подберёте, насколько аккуратно будете наносить краску, будет зависеть итоговый результат. Как и в случае с грунтовкой, при окраске также следует всё делать осторожно, не торопясь. Наносите краску в несколько слоёв, чтобы, во-первых, не закрасить "прешейдинг", а во-вторых, чтобы не было потёков - любую модель можно запороть, капнув лишнего в сетку МТО или патрубки, или в интерьер (если он был окрашен ранее, но плохо закрыт).

Нанесение основного цвета, источник: youtube.com
Нанесение основного цвета, источник: youtube.com

4. Фильтр

Суть данного этапа - сделать модель ещё интереснее в визуальном плане. Фильтр - это такая штука, которой пользуются не все моделисты, эту технику нужно осваивать отдельно. Если коротко, то суть в том, что масляная краска очень сильно разводится растворителем в пропорции ~ 5-10% краски и 90-95% растворителя и далее наносится кистью на поверхность модели. Осуществляется это до тех пор, пока результат вас не устроит. Более подробно прочитать о технологии можно на канале студии МКС "Восточный Фронт":

5. Масляные точки

Ближе к завершению работы над моделью следует этап масляных точек. Это когда точечными движениями кисти на поверхность модели наносятся собственно точки масляной краски различных оттенков, после чего смоченной в растворителе кистью они размываются в зависимости от их положения. Например, если точки нанесены на боковой экран Pz. IV, то размывать их нужно вертикальными движениями сверху вниз. На горизонтальных поверхностях можно растушёвывать круговыми движениями. Данная техника позволяет отобразить на модели последствия осадков, мороза, выгорания от солнечного света.

Масляные точки на поверхности модели, источник: scalejournal.ru, Владимир Яшин
Масляные точки на поверхности модели, источник: scalejournal.ru, Владимир Яшин

6. Смывка

После того, как с масляными точками закончили, наступает этап нанесения смывки. Для таких целей существует целый ряд готовой продукции от самых разных брендов. Кроме того, смывку можно сделать из всё той же масляной краски, разбавленной растворителем, но уже в другой соотношении, чем когда делаете фильтр. Сколько точно - к сожалению, не подскажу, но на глаз должно быть достаточно жидко, но при этом насыщенно. Смывкой проливаются все углы и расщелины на модели, а излишки смывки удаляются смоченной в растворителе ватной палочкой (капать с неё не должно, растворителя в меру). Важный момент: смывка лучше удаляется, если модель предварительно покрыта глянцевым лаком, однако, если лак добавлять в саму краску в пропорции 5-10%, результат также будет.

7. Сколы

Когда процесс окраски подходит к завершению, на очереди идут сколы. Хоть это очень маленькие элементы на фоне всей модели, следы эксплуатации очень здорово оживляют модель, делая её более реалистичной. Но следует помнить, что увлекаться сколами сильно не стоит - всего должно быть в меру. Наносятся сколы самыми мелкими кистями - 000 и более.

8. Пигменты

Если во время предыдущих шагов где-то были косяки, то на данном этапе они могут быть скрыты пигментами (шутка). А вообще, пигменты - это очень классная штука, чтобы внести последние штрихи на модель перед отправкой на вашу полку. Сухие пигменты обычно наносятся кистью, после чего фиксируются уайт-спиритом. Кроме сухих, сейчас имеются различные пасты и смеси, позволяющие имитировать влажную грязь. Пигменты уместны как на сухопутной технике, так и на авиационной - шасси и стойки можно слегка "припудрить", чтобы показать, что самолёты приземляются и также пачкаются в грязи. На этом заключительном этапе очень важно не забывать про баланс - полностью покрытая пыльным пигментом модель может убить все ранее осуществлённые шаги, будьте аккуратнее.

Пример сильно загрязнённой, но при этом отлично выглядящей модели танка БТ, источник:  fortmodels.com.ua
Пример сильно загрязнённой, но при этом отлично выглядящей модели танка БТ, источник: fortmodels.com.ua

Заключение

Возможно, пост получился несколько длиннее, чем просто шпаргалка, однако, я надеюсь, что при работе над текущей и будущими моделями, этот материал станет вам полезен и поможет достичь желаемых результатов.

Резюмируем шаги: грунт-прешейдинг-окраска-фильтр-масляные точки-смывка-сколы-пигменты.

Какие-то шаги можно пропускать, какие-то чередовать местами - тут есть, где поэкспериментировать, однако, лучше следовать канону :)

upd. от 26.03.24

Данная статья является одной из наиболее популярных на канале и вызвала весьма бурную дискуссию о последовательности шагов, а также некоторую путаницу, которая может возникнуть при прохождении указанной последовательности. Поскольку эта информация для моделиста важная, хочу внести немного изменённый вариант шагов ниже. Дело в том, что описанная выше методика подразумевает, что глянцевый лак изначально добавляется в краску и необходимости покрывать им модель отдельно нет. Привожу немного изменённый и упрощённый список шагов:

  1. Грунтовка (допустим, задуваем модель в грунт светлого цвета - из баллончика или аэрографа)
  2. Прешейдинг (при условии, что модель загрунтована светлым грунтом)
  3. Нанесение базового цвета (например, 4БО если у нас модель советского танка)
  4. Глянцевый лак
  5. Нанесение смывки поверх высохшего глянцевого лака (с последующем удалением излишков)
  6. Матовый лак
  7. Сколы, подтёки
  8. Пигменты (грязь, выхлопы, ржавчина) и их последующая фиксация специальным фиксатором

Надеюсь, альтернативный вариант шагов даст более понятную картину действий, если же возникнут вопросы - пожалуйста пишите в комментариях, обязательно обсудим!

__________________________________________________________________________________________

Благодарю, что дочитали пост до конца. Традиционно, пишите комментарии, ставьте лайки этому (и не только) посту, ну и подписывайтесь на канал, если ещё не - любая ваша активность мотивирует меня писать новые посты. Кроме того, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где я делаю анонсы свежих обзоров, постов и время от времени комментирую новости моделизма, которые меня наиболее заинтересовали. Ссылка на канал: https://t.me/inscalepro

Авто
5,66 млн интересуются