Найти в Дзене
Ген Креативности

Жена лежит на полу, а муж сжимает в руках письмо. Что случилось на картине «Прошлое и настоящее» Августа Эгга

Оглавление

Почему эта женщина лежит на полу у ног своего мужа, который сидит с отстраненным и мрачным выражением лица? О чем говорят различные символы, которых полна эта картина?

Давайте рассмотрим их повнимательнее и узнаем, как понять все происходящее.

Часть 1

Август Эгг. Триптих «Прошлое и настоящее», часть 1 «Несчастье». Источник: wikipedia.org
Август Эгг. Триптих «Прошлое и настоящее», часть 1 «Несчастье». Источник: wikipedia.org

Это первая картина из триптиха о последствиях любовной связи на стороне. Женщина лежит распростертая у ног своего мужа. Он сидит за столом с мрачным лицом, а их дети играют в карты на заднем плане.

Муж держит в руках письмо, доказательство измены жены, и одновременно раздавливает ногой портрет ее любовника.

Тема измены типична для социальных картин о морали, которые были популярны в искусстве викторианской эпохи.

О чем говорят символы

Обстановка — обычная гостиная среднего класса, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что комната полна символов.

Слева рушится карточный домик, как символ распадающейся семейной ячейки. Под картами лежит роман французского писателя Бальзака, известного своими рассказами об адюльтере.

Яблоко в центре разрезано на две части. Одна половина, представляющая жену, упала на пол, а другая, изображающая мужа, проткнута ножом.

В качестве параллели две картины на стене изображают изгнание Адама и Евы из Эдемского сада и кораблекрушение Кларксона Стэнфилда (надпись "Покинутый"). Индивидуальные портреты супругов висят под соответствующим изображением.

На заднем плане картины в зеркале отражается открытая дверь, обозначающая предстоящий уход женщины из дома. Положение ее рук и браслеты на запястьях создают впечатление, что она закована в кандалы.

В викторианской Англии мужчина мог спокойно завести любовницу, не опасаясь упреков, но для женщины неверность была непростительным преступлением.

Часть 2

Часть 2 «Молитва». Источник: wikipedia.org
Часть 2 «Молитва». Источник: wikipedia.org

На второй картине мы видим тускло освещенную мансарду несколько лет спустя. Комната скудно обставлена, а из немногих украшений — два портрета отсутствующих матери и отца.

Отец недавно умер, а мать выгнали из дома. Две осиротевшие девочки утешают друг друга. Старшая грустно смотрит в окно.

Часть 3

Часть 3 «Отчаяние». Источник: wikipedia.org
Часть 3 «Отчаяние». Источник: wikipedia.org

На третьей сцене мы видим, что луна и облака выглядят точно так же, как и на второй картине, и занимают то же положение на небе. Таким образом художник указывает на то, что действия на этих двух картинах происходят в одно и то же время.

Мать детей, теперь уже нищая, укрылась под одной из арок Адельфи на берегу реки Темзы. Под шалью она укрывает маленького ребенка, живого или нет, который родился уже после ее изгнания из дома.

На стене мы видим постеры двух пьес: «Жертвы» и «Лекарство от любви» о несчастливых браках, а также «Увлекательные экскурсии в Париж», вероятно, вновь отсылку к роману Бальзака на первой фотографии.

На оригинальной выставке в 1858 году эта картина вызвала большой резонанс. Художник «рассказал» историю некогда успешной семьи, которая распалась из-за женской измены. Получился своего рода «сериал в картинах». Интересно, что первая картина была расположена по центру.

Август Эгг. Триптих «Прошлое и настоящее». Источник: wikipedia.org
Август Эгг. Триптих «Прошлое и настоящее». Источник: wikipedia.org

Она намеренно была выставлена без названия, а лишь с подписью из вымышленного дневника:

-5

Почему была написана эта картина

Триптих носит название «Прошлое и настоящее»: викторианский моралист Август Эгг показывает нам, что на полотнах справа и слева дочери и их мать одновременно вспоминают тот самый день, когда семейному счастью пришел конец.

Он отображает переживания общества из-за принятого Закона о бракоразводных процессах 1857 года. Закон расширил возможность развода за счет тех, кто мог позволить себе подать иск об аннулировании брака, но не одинаково относился к основаниям для развода для женщин и мужчин.

В 1857 году лорд-канцлер свидетельствовал, что "жена может ... потворствовать акту прелюбодеяния со стороны мужа; но муж не может потворствовать аналогичному акту со стороны жены".

Это визуальная мораль, основанная на одном моменте, где зритель решает сам: осудить ли бедную женщину или пожалеть...

Каковы ваши мысли по этому вопросу? Напишите свои доводы в комментариях.

Интересное на канале: