Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.
Взяться за эту тему хотел всегда, но из-за того, что здесь на канале я зарекомендовал себя как автор, отвечающий за сегмент джаза, меня грызли долгие сомнения. После того, как я закрыл биографии самых интересных для меня творцов сплава джаза и рока, я стою перед выбором, что делать дальше: временно углубиться в традиционный джаз, или всё-таки попробовать закрыть для себя тему тему с сегментом прог-рока. Продолжать описывать пути остальных фьюжн-героев, признаюсь, мне пока набило оскомину. Углубляться в джаз на канале, собравшим вокруг себя, в основном, поклонников рока затея не однозначная, поэтому я набрался смелости и предложил БиС тему с биографией Роберта Фриппа. Посмотрим, что получится в итоге. В любом случае, хоть я знатоком его творчества себя пока не считаю, однако очень давно слежу за ним и хотел бы сам погрузиться в его музыку с головой.
Роберт Фрипп родился 16 мая 1946-го года в городке Уимборн-Минстер, на юге Англии в графстве Дорсет. Роберт был вторым ребёнком в семье рабочего. По нашим классовым меркам, имел настоящее пролетарское происхождение. Хотя, позже, его отец нашёл в себе силы поднять свой небольшой бизнес в сфере торговли недвижимостью. Видимо, предпринимательская жилка в роду не оказалась лишней в арсенале будущего короля прог-рока, но мы забегаем вперёд.
В 1957-м году, в возрасте 11-ти лет мальчик получает в качестве подарка на Рождество свою первую гитару и начинает брать первые уроки игры у Кэтлин Гартелл и Дона Страйка. В те годы, если вспомним, популярной музыкой был джаз и рок-н-ролл. Роберт в равной степенью увлекается этой музыкой.
Первый молодёжный коллектив, в котором будет играть 15-ти летний молодой гитарист, назывался The Ravens. Здесь Роберт знакомится с Гордоном Хаскеллом, который там играл на бас-гитаре. Запомним!
В этом возрасте Фрипп серьёзно готовился к продолжению семейного бизнеса по управлению недвижимостью, но в 17 лет, впервые, стал допускать мысли связать свою жизнь с музыкой. С этой целью он становится гитаристом в джазовом ансамбле The Douglas Ward Trio, имеющего ангажемент в отеле Chewton Glen в Нью-Милтоне. Далее он подрабатывал в рок-н-рольной группе The League of Gentlemen, в которой играли его знакомые по группе The Ravens. Впоследствии он провел еще три года, играя легкий джаз в Majestic Dance Orchestra в отеле Majestic в Борнмуте, заменив там будущего гитариста The Police — Энди Саммерса. Именно в этом коллективе он знакомится с музыкантами: Джоном Уэттоном, Ричардом Палмер-Джеймсом и Грегом Лейком. И это тоже запомним!
В 1967-м году происходит эпохальное для судьбы музыканта событие, но на первый взгляд совсем не примечательное — Роберт откликнулся на объявление братьев-музыкантов Питера и Майкла Джайлзов, искавших в свою группу поющего органиста. Фрипп уж точно не отличался умением петь и тем более не был органистом. Не удивлюсь, что это была одна из шуток остроумного англичанина, однако дело дошло до прослушивания и гитариста приняли в команду вместо поющего органиста! Результатом стала первая пластинка коллектива Giles, Giles & Fripp — The Cheerful Insanity of Giles, Giles & Fripp для лейбла Deram records, на которой можно услышать будущего гуру прог-роковой гитары. Пластинка вышла в 1968-м году. Что-то мне подсказывает, что всё "весёлое безумие" на пластинке — это тоже продукт тонкого юмора Фриппа, хотя, братья не сошлись бы с великим и ужасным, если бы сами не ценили весёлых шуток. В итоге, мелодичный материал, на первый взгляд, обычной мэйнстримовой поп-пластинки, оброс юмористическим наполнением и даже пародией с разложенными по карманам джазовыми и прог-роковыми фигами. Кстати, мне весь этот юмор напоминает то, что начал делать Фрипп со своей спутницей Тоей Уилкокс на своём Ютюб канале, оказавшимися запертыми в своей квартире во время пандемии коронавируса в 2020-м году — тоже своеобразное тонкое издевательство над поп-музыкой.
Но вернёмся к пластинке Giles, Giles & Fripp. Весь плейлист целиком.
1. "North Meadow" Peter Giles 2:29
2. "Newly-weds" P. Giles 2:07
3. "One in a Million" Michael Giles 2:25
4. "Call Tomorrow" P. Giles 2:31
5. "Digging My Lawn" P. Giles 1:50
6. "Little Children" Robert Fripp 2:48
7. "The Crukster" M. Giles 1:35
8. "Thursday Morning" M. Giles 2:50
9. "How Do They Know" M. Giles 2:14
10. "Elephant Song" M. Giles 3:15
11. "The Sun is Shining" M. Giles 3:06
12. "Suite No. 1" (instrumental) Fripp 5:33
13. "Erudite Eyes" Fripp 5:05
Giles, Giles & Fripp:
Robert Fripp – guitars, mellotron,[2] spoken word
Peter Giles – bass, lead and backing vocals
Michael Giles – drums, percussion, lead and backing vocals, spoken word
Additional personnel:
Ted Barker, Cliff Hardy – trombone
Raymond Cohen, Gerry Fields, Kelly Isaccs, Boris Pecker, William Reid, G. Salisbury – violin
John Coulling, Rebecca Patten – viola
Alan Ford, Charles Tunnell – cello
Ivor Raymonde – string arrangements
"The Breakaways" – backing vocals
Mike Hill, Nicky Hopkins – keyboards[3]
Кстати, здесь можно услышать, что джаз на гитаре Фрипп неплохо играл в то время.
Пластинка не стала бестселлером. Однако, первый студийный опыт не прошёл даром: появились новые знакомства и, главное, появилось понимание какую музыку нужно создавать.
Дальше идёт такая легенда: ещё во время работы над материалом дебютного альбома музыканты решили расширить свой состав за счёт мультиинструменталиста и композитора Яна Макдональда и певицы Джуди Дайбл (их имён нет ни в одном официальном списке участников записи пластинки The Cheerful Insanity of Giles, Giles & Fripp!). Так или иначе — альбом вышел и в коллективе начали зреть первые конфликты, по причине которых ушёл басист Питер Джайлз: ему оказалась совсем не близка музыка, предлагаемая Макдональдом и Фриппом. Круг знакомых каждого человека ограничен и мы стараемся окружать себя, преимущественно, старыми проверенными товарищами. В качестве замены басисту и на роль основного вокалиста был приглашён знакомый музыкант Фриппа по Majestic Dance Orchestra — Грег Лэйк, а Ян Макдональд подтянул в коллектив своего знакомого Питера Синфилда, который взвалил на себя бремя автора текстов, соавтора визуальной эстетики группы, режиссёра световых шоу коллектива, а также дорожного менеджера. (куда делась Джуди Дайбл?).
Не так давно, очень подробно, эти события уже описывал мой коллега БиС здесь на канале. Очень советую освежить в памяти для более объёмной картины.
С этим составом музыканты подготовили революционную программу и в июле 1969-го года King Crimson дебютировали перед 650-ти тысячной аудиторией на бесплатном концерте, устроенным группой Rolling Stones в лондонском гайд-парке.
Позже, в том же месяце, коллектив запишет на лейбле Island Records свой дебютный альбом In the Court of the Crimson King, ставший в своё время самым радикальным высказыванием в прог-роке, но при этом, как ни странно, довольно успешным. Пластинка добралась в чартах в Англии до пятого места к ноябрю 1969-го, а в США дошла до 25-го места. Весь плейлист целиком.
1. "21st Century Schizoid Man (including "Mirrors")" Robert Fripp, Ian McDonald, Greg Lake, Michael Giles, Peter Sinfield - 7:24
2. "I Talk to the Wind" McDonald, Sinfield - 6:04
3. "Epitaph (including "March for No Reason" and "Tomorrow and Tomorrow")" Fripp, McDonald, Lake, Giles, Sinfield - 8:49
4. "Moonchild (including "The Dream and The Illusion")" Fripp, McDonald, Lake, Giles, Sinfield - 12:13
5. "The Court of the Crimson King or
(including "Return of the Fire Witch" and "Dance of the Puppets")" McDonald, Sinfield 9:26
Greg Lake – lead vocals, bass guitar, production
Robert Fripp – electric and acoustic guitars, production
Ian McDonald – saxophone, flute, clarinet, bass clarinet, Mellotron, harpsichord, piano, organ, vibraphone, backing vocals, co-lead vocals on "I Talk to the Wind", production
Michael Giles – drums, percussion, backing vocals, production
Peter Sinfield – lyrics, illumination, production
Длинные многочастные названия — это с юмором выполненные условия звукозаписывающей компании, требовавшей определённое количество композиций на альбоме, чтобы выплачивать авторские роялти в полном объёме. Тут, на мой взгляд, тоже проглядывает юмор великого и ужасного.
Главным, чем отличалась музыка King Crimson от умных команд того времени — они одни одними из первых обратили свой взор на европейскую академическую музыку и авангардный джаз, практически полностью отойдя от блюз-роковой основы психоделического рока. Вообще, то варево, что получилось у коллектива трудно поддаётся классификации: слишком много ингредиентов. Но, поверхностно, можно очертить успех правильным балансом между авангардной и мелодичной музыкой, сдобренной "струнными" самого модного в то время клавишного электромеханического инструмента — меллотрона, мягкой полифонией духовых, уже тогда странной и медитативной гитарой Фриппа и проникновенным вокалом Грега Лэйка.
Как ни странно, но не все участники сразу осознали, вокруг кого всё крутится в группе. С помощью мягкой силы Фриппу удавалось руководить коллективом в котором "все были равны", но непродолжительное время. На пике коммерческого успеха, прямо во время первых гастролей по Америке, из-за разногласий внутри коллектива, из группы уйдут её отцы-основатели: Майкл Джайлз и Ян Макдональд. История оставила нам задокументированным видение Майкла и Яна на музыку, которую они считали правильной для King Crimson. Бывшие партнёры почти сразу после того, как покинули группу записали совместную пластинку McDonald And Giles.
Ian McDonald – guitar, piano, organ, saxes, flute, clarinet, zither, vocals and sundries
Michael Giles – drums, percussion (including milk bottle, handsaw, lip whistle and nutbox), vocals
Peter Giles – bass guitar
Steve Winwood – organ, and piano solo on "Turnham Green"
Michael Blakesley – trombone on "Tomorrow's People"
Это очищенный от Фриппа King Crimson, как говорится, без "Блэкджека и ш..." Музыка этой пластинки даёт представление о достаточно большом вкладе музыкантов в общее звучание дебютного альбома King Crimson, но, к сожалению, и доказывает, что без Фриппа версия Макдональда и Джайлза была хоть и любопытной, но нежизнеспособной.
Во время студийной работы над вторым альбомом In the Wake of Poseidon группу покинет и Грег Лэйк, чтобы присоединиться к Emerson, Lake & Palmer, оставив в группе Фриппа и Синфилда вдвоём. Что это? Конец знаменитого коллектива? И да, и нет. Эти события, практически, разрушат знаменитую группу и тот факт, что King Crimson до распада всё же успела получить международную известность поможет ей пересобраться и тот факт, что главным стержнем группы был Роберт Фрипп, со своим провидческим видением, тоже важный фактор живучести, если не основной, ну и Синфилда со счетов пока сбрасывать нельзя — всё-таки и два человека — это ещё группа!
Продолжение:
Хотите ещё?
Биография Роберта Уайатта:
Биографии джазовых музыкантов:
Попытка объять развитие джаза 70-х в США:
Если понравилось, не забудьте подписаться!