Найти в Дзене
музыка | filumjazz

Лонгрид. Шаг вперёд. Robert Fripp. Часть первая. Становление.

Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.

Взяться за эту тему хотел всегда, но из-за того, что здесь на канале я зарекомендовал себя как автор, отвечающий за сегмент джаза, меня грызли долгие сомнения. После того, как я закрыл биографии самых интересных для меня творцов сплава джаза и рока, я стою перед выбором, что делать дальше: временно углубиться в традиционный джаз, или всё-таки попробовать закрыть для себя тему тему с сегментом прог-рока. Продолжать описывать пути остальных фьюжн-героев, признаюсь, мне пока набило оскомину. Углубляться в джаз на канале, собравшим вокруг себя, в основном, поклонников рока затея не однозначная, поэтому я набрался смелости и предложил БиС тему с биографией Роберта Фриппа. Посмотрим, что получится в итоге. В любом случае, хоть я знатоком его творчества себя пока не считаю, однако очень давно слежу за ним и хотел бы сам погрузиться в его музыку с головой.

Роберт Фрипп
Роберт Фрипп

Роберт Фрипп родился 16 мая 1946-го года в городке Уимборн-Минстер, на юге Англии в графстве Дорсет. Роберт был вторым ребёнком в семье рабочего. По нашим классовым меркам, имел настоящее пролетарское происхождение. Хотя, позже, его отец нашёл в себе силы поднять свой небольшой бизнес в сфере торговли недвижимостью. Видимо, предпринимательская жилка в роду не оказалась лишней в арсенале будущего короля прог-рока, но мы забегаем вперёд.

В 1957-м году, в возрасте 11-ти лет мальчик получает в качестве подарка на Рождество свою первую гитару и начинает брать первые уроки игры у Кэтлин Гартелл и Дона Страйка. В те годы, если вспомним, популярной музыкой был джаз и рок-н-ролл. Роберт в равной степенью увлекается этой музыкой.

Первый молодёжный коллектив, в котором будет играть 15-ти летний молодой гитарист, назывался The Ravens. Здесь Роберт знакомится с Гордоном Хаскеллом, который там играл на бас-гитаре. Запомним!

В этом возрасте Фрипп серьёзно готовился к продолжению семейного бизнеса по управлению недвижимостью, но в 17 лет, впервые, стал допускать мысли связать свою жизнь с музыкой. С этой целью он становится гитаристом в джазовом ансамбле The Douglas Ward Trio, имеющего ангажемент в отеле Chewton Glen в Нью-Милтоне. Далее он подрабатывал в рок-н-рольной группе The League of Gentlemen, в которой играли его знакомые по группе The Ravens. Впоследствии он провел еще три года, играя легкий джаз в Majestic Dance Orchestra в отеле Majestic в Борнмуте, заменив там будущего гитариста The PoliceЭнди Саммерса. Именно в этом коллективе он знакомится с музыкантами: Джоном Уэттоном, Ричардом Палмер-Джеймсом и Грегом Лейком. И это тоже запомним!

В 1967-м году происходит эпохальное для судьбы музыканта событие, но на первый взгляд совсем не примечательное — Роберт откликнулся на объявление братьев-музыкантов Питера и Майкла Джайлзов, искавших в свою группу поющего органиста. Фрипп уж точно не отличался умением петь и тем более не был органистом. Не удивлюсь, что это была одна из шуток остроумного англичанина, однако дело дошло до прослушивания и гитариста приняли в команду вместо поющего органиста! Результатом стала первая пластинка коллектива Giles, Giles & FrippThe Cheerful Insanity of Giles, Giles & Fripp для лейбла Deram records, на которой можно услышать будущего гуру прог-роковой гитары. Пластинка вышла в 1968-м году. Что-то мне подсказывает, что всё "весёлое безумие" на пластинке — это тоже продукт тонкого юмора Фриппа, хотя, братья не сошлись бы с великим и ужасным, если бы сами не ценили весёлых шуток. В итоге, мелодичный материал, на первый взгляд, обычной мэйнстримовой поп-пластинки, оброс юмористическим наполнением и даже пародией с разложенными по карманам джазовыми и прог-роковыми фигами. Кстати, мне весь этот юмор напоминает то, что начал делать Фрипп со своей спутницей Тоей Уилкокс на своём Ютюб канале, оказавшимися запертыми в своей квартире во время пандемии коронавируса в 2020-м году — тоже своеобразное тонкое издевательство над поп-музыкой.

Но вернёмся к пластинке Giles, Giles & Fripp. Весь плейлист целиком.

Обложка альбома Giles, Giles & Fripp - «The Cheerful Insanity of Giles, Giles & Fripp»
Обложка альбома Giles, Giles & Fripp - «The Cheerful Insanity of Giles, Giles & Fripp»

1. "North Meadow" Peter Giles 2:29
2. "Newly-weds" P. Giles 2:07
3. "One in a Million" Michael Giles 2:25
4. "Call Tomorrow" P. Giles 2:31
5. "Digging My Lawn" P. Giles 1:50
6. "Little Children" Robert Fripp 2:48
7. "The Crukster" M. Giles 1:35
8. "Thursday Morning" M. Giles 2:50
9. "How Do They Know" M. Giles 2:14
10. "Elephant Song" M. Giles 3:15
11. "The Sun is Shining" M. Giles 3:06
12. "Suite No. 1" (instrumental) Fripp 5:33
13. "Erudite Eyes" Fripp 5:05

Giles, Giles & Fripp:
Robert Fripp – guitars, mellotron,[2] spoken word
Peter Giles – bass, lead and backing vocals
Michael Giles – drums, percussion, lead and backing vocals, spoken word

Additional personnel:
Ted Barker, Cliff Hardy – trombone
Raymond Cohen, Gerry Fields, Kelly Isaccs, Boris Pecker, William Reid, G. Salisbury – violin
John Coulling, Rebecca Patten – viola
Alan Ford, Charles Tunnell – cello
Ivor Raymonde – string arrangements
"
The Breakaways" – backing vocals
Mike Hill, Nicky Hopkins – keyboards[3]

Кстати, здесь можно услышать, что джаз на гитаре Фрипп неплохо играл в то время.

Пластинка не стала бестселлером. Однако, первый студийный опыт не прошёл даром: появились новые знакомства и, главное, появилось понимание какую музыку нужно создавать.

Дальше идёт такая легенда: ещё во время работы над материалом дебютного альбома музыканты решили расширить свой состав за счёт мультиинструменталиста и композитора Яна Макдональда и певицы Джуди Дайбл (их имён нет ни в одном официальном списке участников записи пластинки The Cheerful Insanity of Giles, Giles & Fripp!). Так или иначе — альбом вышел и в коллективе начали зреть первые конфликты, по причине которых ушёл басист Питер Джайлз: ему оказалась совсем не близка музыка, предлагаемая Макдональдом и Фриппом. Круг знакомых каждого человека ограничен и мы стараемся окружать себя, преимущественно, старыми проверенными товарищами. В качестве замены басисту и на роль основного вокалиста был приглашён знакомый музыкант Фриппа по Majestic Dance OrchestraГрег Лэйк, а Ян Макдональд подтянул в коллектив своего знакомого Питера Синфилда, который взвалил на себя бремя автора текстов, соавтора визуальной эстетики группы, режиссёра световых шоу коллектива, а также дорожного менеджера. (куда делась Джуди Дайбл?).

Не так давно, очень подробно, эти события уже описывал мой коллега БиС здесь на канале. Очень советую освежить в памяти для более объёмной картины.

Первый состав King Crimson: Ян Макдональд, Майкл Джайлз, Питер Синфилд, Грег Лэйк, Роберт Фрипп (inreviewonline.com)
Первый состав King Crimson: Ян Макдональд, Майкл Джайлз, Питер Синфилд, Грег Лэйк, Роберт Фрипп (inreviewonline.com)

С этим составом музыканты подготовили революционную программу и в июле 1969-го года King Crimson дебютировали перед 650-ти тысячной аудиторией на бесплатном концерте, устроенным группой Rolling Stones в лондонском гайд-парке.

Позже, в том же месяце, коллектив запишет на лейбле Island Records свой дебютный альбом In the Court of the Crimson King, ставший в своё время самым радикальным высказыванием в прог-роке, но при этом, как ни странно, довольно успешным. Пластинка добралась в чартах в Англии до пятого места к ноябрю 1969-го, а в США дошла до 25-го места. Весь плейлист целиком.

Обложка альбома King Crimson - «In the Court of the Crimson King»
Обложка альбома King Crimson - «In the Court of the Crimson King»

1. "21st Century Schizoid Man (including "Mirrors")" Robert Fripp, Ian McDonald, Greg Lake, Michael Giles, Peter Sinfield - 7:24
2. "
I Talk to the Wind" McDonald, Sinfield - 6:04
3. "
Epitaph (including "March for No Reason" and "Tomorrow and Tomorrow")" Fripp, McDonald, Lake, Giles, Sinfield - 8:49
4. "
Moonchild (including "The Dream and The Illusion")" Fripp, McDonald, Lake, Giles, Sinfield - 12:13
5. "
The Court of the Crimson King or
(including "Return of the Fire Witch" and "Dance of the Puppets")
" McDonald, Sinfield 9:26

Greg Lake – lead vocals, bass guitar, production
Robert Fripp – electric and acoustic guitars, production
Ian McDonald – saxophone, flute, clarinet, bass clarinet, Mellotron, harpsichord, piano, organ, vibraphone, backing vocals, co-lead vocals on "I Talk to the Wind", production
Michael Giles – drums, percussion, backing vocals, production
Peter Sinfield – lyrics, illumination, production

Длинные многочастные названия — это с юмором выполненные условия звукозаписывающей компании, требовавшей определённое количество композиций на альбоме, чтобы выплачивать авторские роялти в полном объёме. Тут, на мой взгляд, тоже проглядывает юмор великого и ужасного.

Главным, чем отличалась музыка King Crimson от умных команд того времени — они одни одними из первых обратили свой взор на европейскую академическую музыку и авангардный джаз, практически полностью отойдя от блюз-роковой основы психоделического рока. Вообще, то варево, что получилось у коллектива трудно поддаётся классификации: слишком много ингредиентов. Но, поверхностно, можно очертить успех правильным балансом между авангардной и мелодичной музыкой, сдобренной "струнными" самого модного в то время клавишного электромеханического инструмента — меллотрона, мягкой полифонией духовых, уже тогда странной и медитативной гитарой Фриппа и проникновенным вокалом Грега Лэйка.

Как ни странно, но не все участники сразу осознали, вокруг кого всё крутится в группе. С помощью мягкой силы Фриппу удавалось руководить коллективом в котором "все были равны", но непродолжительное время. На пике коммерческого успеха, прямо во время первых гастролей по Америке, из-за разногласий внутри коллектива, из группы уйдут её отцы-основатели: Майкл Джайлз и Ян Макдональд. История оставила нам задокументированным видение Майкла и Яна на музыку, которую они считали правильной для King Crimson. Бывшие партнёры почти сразу после того, как покинули группу записали совместную пластинку McDonald And Giles.

Разворот обложки альбома McDonald And Giles - «McDonald And Giles»
Разворот обложки альбома McDonald And Giles - «McDonald And Giles»

Ian McDonald – guitar, piano, organ, saxes, flute, clarinet, zither, vocals and sundries
Michael Giles – drums, percussion (including milk bottle, handsaw, lip whistle and nutbox), vocals
Peter Giles – bass guitar
Steve Winwood – organ, and piano solo on "Turnham Green"
Michael Blakesley – trombone on "Tomorrow's People"

Это очищенный от Фриппа King Crimson, как говорится, без "Блэкджека и ш..." Музыка этой пластинки даёт представление о достаточно большом вкладе музыкантов в общее звучание дебютного альбома King Crimson, но, к сожалению, и доказывает, что без Фриппа версия Макдональда и Джайлза была хоть и любопытной, но нежизнеспособной.

Во время студийной работы над вторым альбомом In the Wake of Poseidon группу покинет и Грег Лэйк, чтобы присоединиться к Emerson, Lake & Palmer, оставив в группе Фриппа и Синфилда вдвоём. Что это? Конец знаменитого коллектива? И да, и нет. Эти события, практически, разрушат знаменитую группу и тот факт, что King Crimson до распада всё же успела получить международную известность поможет ей пересобраться и тот факт, что главным стержнем группы был Роберт Фрипп, со своим провидческим видением, тоже важный фактор живучести, если не основной, ну и Синфилда со счетов пока сбрасывать нельзя — всё-таки и два человека — это ещё группа!

Продолжение:

Хотите ещё?

Биография Роберта Уайатта:

Биографии джазовых музыкантов:

Попытка объять развитие джаза 70-х в США:

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz