Найти тему
Рок на БиС

При дворе Малинового Короля. Музыканты King Crimson. Майкл Джайлз. Начало и звездный час

Если речь заходит о лучших барабанщиках прог/арт-рока, то первыми обычно всплывают имена Карла Палмера и Билла Бруфорда, затем Ника Мейсона и Фила Коллинза. И где-то уже в третью очередь может зайти речь о Майкле Джайлзе. Справедливо ли это? И да, и нет.

Майкл Джайлз. Фото 1969 года. Взято на tr.pinterest.com
Майкл Джайлз. Фото 1969 года. Взято на tr.pinterest.com

Профессиональная деятельность Майкла Джайлза (Michael Giles) началась в 1962 году. Вместе с младшим братом Питером Джайлсом, который играл на басу, Майкл под руководством известного продюсера Джо Мика участвовал как музыкант сопровождающего состава в записи нескольких песен вокального дуэта The Dowlands

Ютуб-канал Various Artists - Topic

Затем братья Джайлз присоединились к бойз-бэнду Trendsetters Limited, выпустившему в 1964-65 гг. несколько синглов

Ютуб-канал John Manship - Rock, Pop & Ska

Trendsetters Limited трансформировались в квартет The Trend, сменивший название на The Brain. Под каждым из названий было выпущено по синглу, которые, прямо скажем, не произвели никакой сенсации в мировой популярной музыке.

Ютуб-канал FreakbeatJack

Хотя некая психоделичность и даже, не побоимся этого слова, экспериментальность в приведенном выше треке присутствуют.

Почувствовав бесперспективность предприятия Джайлзы ушли с намерением создать собственную группу и искали клавишника, который мог петь. О! Если бы их замысел удался, история рока пошла бы, наверное, другим путем. Но вместо поющего клавишника они нашли Роберта Фриппа, гитариста, которому суждено было стать великим. Но был у него и недостаток. Вокальными данными Фрипп не обладал.

Петь Майклу и Питеру пришлось самим. И после ряда репетиций троица подготовила демо-кассету, которая попала в руки к авторам песен и продюсерам Уэйну Бикертону и Тони Уоддингтону (Wayne Bickerton/Tony Waddington). Бикертон, который был начальником отдела по поиску и продвижению талантов лейбла Deram, дочернего отделения Decca Records, впечатлился сочетанием джаза и поп-музыки с английским юмором а-ля Монти Пайтон в текстах. С музыкантами заключили контракт. И в сентябре 1968 года свет увидело "Веселое Безумие Джайлза, Джайлза и Фриппа"

The Cheerful Insanity Of Giles, Giles & Fripp (1968) - Giles, Giles & Fripp скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

В записи поучаствовало множество студийных музыкантов, из которых стоит выделить клавишника Ники Хопкинса (Nicky Hopkins), работавшего среди прочих с The Rolling Stones, The Who и The Kinks, и женское вокальное трио The Breakaways. На пластинке также звучат многочисленные струнные и духовые инструменты. В итоге получилось весьма далекое от следующей совместной работы Майкла Джайлза и Роберта Фриппа веселое, немного насмешливое и даже, как мне кажется, в какие-то моменты чуть-чуть пародийное фолко-психоделическое полотно

Ютуб-канал sbritt

По-моему, вполне понятно, чьи опусы послужили источником вдохновения для "Утра четверга".

Диск неплохо продавался, но какими-то выдающимися коммерческими успехами похвастаться не мог. Поэтому записанный в том же 1968-ом материал с участием первой вокалистки Fairport Convention Джуди Дайбл (Judy Dyble) и будущего участника King Crimson Яна Макдональда (флейта/саксофон) был издан под названием "The Brondesbury Tapes" лишь в 2001 году. Об этой истории я уже как-то рассказывал -

А для главного героя нашего рассказа наступает его звездный час. Впрочем, не только для него, но и для всей компании, работавшей над одним из ключевых альбомов в истории рока. Думаю, не надо объяснять, что речь идет о "In the Court of the Crimson King". Питера Джайлза, не уверенного в потенциале собирающейся банды, сменил Грег Лейк. Окончательно утвердившийся в составе Макдональд расстался со своей подругой Дайбл, но привел приятеля Питера Синфилда, придумавшего название, ставшего автором текстов и соавтором художественной концепции раннего творчества Кримзон. Words & illumination - так обозначались функции Синфилда в буклетах пластинок. Да уж. Подсветил, так подсветил... Но об авторе броского и запоминающегося имени группы мы, даст бог, ещё поговорим. А пока в нескольких словах вернемся к эпохальному произведению, которое дало название всей серии статей.

"Почему только в нескольких?" - удивится дотошный читатель. Наверное, потому что о дебюте King Crimson уже сказаны десятки тысяч слов, написаны тысячи отзывов и сотни рецензий. Есть даже и несколько весьма профессиональных книг. Поэтому отмечу лишь пару моментов, о которых я узнал в процессе подготовки данной заметки, и которые оказались новыми лично для меня. Первый - это влияние ранее незнакомой мне группы под названием Clouds на King Crimson. Чем-то эти шотландцы похожи на единственный диск Giles, Giles & Fripp, иногда на The Moody Blues, иногда на The Nice. Или даже на The Doors. Или... мне показалось, что с женским вокалом это будет похоже на... молчу-молчу.

А может, наоборот, названные команды похожи на трио из Эдинбурга. Считается, что именно у него попавший на концерт Облаков Фрипп позаимствовал идею включения классических элементов в творчество и инструментальные импровизации как средство развития музыкальных идей. И, как мне кажется, идею массированного использования клавишных в аранжировках пьес тоже.

Второй момент касается непосредственно нашего сегодняшнего главного героя. Оказывается, Майкл фактически был музыкальным координатором альбома, объединяя различные куски треков, написанных Фриппом и клавишником Яном Макдональдом, в единое целое.

Отдельно отмечу блестящую работу Джайлза по своей основной специальности. Как ударника. Барабаны и перкуссия не просто определяющий элемент ритм-секции, а полноправная творческая часть, добавляющая элементы полиритмического джазового безумия в и без того насыщенную картину прог-рокового шедевра.

Дальше случилась история, в которой я не хочу искать правых и виноватых, оценивать чьи-то поступки, ибо не люблю это делать. Уверен, что у всех своя правда. Джайлз вместе с МакДональдом Малинового Короля покинули. Хотя Майкл и записал ударные для второго альбома группы "In the Wake of Poseidon" (1970) в качестве гостевого инструменталиста

А в компании с МакДональдом создал единственный диск проекта McDonald & Giles (1970).

Обложка альбома взята на discogs.com
Обложка альбома взята на discogs.com

Я этот альбом разбирал в вышеупомянутой заметке про Яна. Поэтому здесь остановлюсь только на необычном наборе инструментов, использованных Майклом. Среди них: молочная бутылка, ручная пила, свисток, жестяная коробка из под орехов. У настоящего мастера всё идет в дело.

Союз МакДональда и Джайлза оказался недолговечным. В 1971-ом каждый отправился своей дорогой в мире музыки, хотя приятельские отношения они сохранили. Но о дальнейшей творческой карьере Майкла Джайлза в следующий раз.

Автор заметки - БиС.