Найти тему
музыка | filumjazz

лонгрид: Три кита джаза 70-х. Часть вторая. Jazz Fusion

Оглавление

Дисклеймер: все термины и деление на стили и жанры — умозрительны. Эти процессы происходят в головах исследователей. Процессы, происходящие в головах творцов имеют другую природу. Художники, обычно, ломают устоявшиеся правила, чтобы расширить палитру красок и найти с помощью них свой индивидуальный голос. По этой причине чистых стилей не существует. Но в арсенале исследователя поляризация процессов помогает систематизировать и усвоить информацию.

Признаюсь, это самое любимое моё направление джаза. Именно записи этого стиля открыли для меня джазовую музыку вообще. Моё увлечение музыкой фьюжн началось после моего увлечения прог-роком. Согласитесь, переключиться с одного на другое не сложно: оба направления несут похожий месседж в культуре.

Желание поделиться этой страстью заставило меня с недавнего времени начать писать об истории джаза тексты. Началось все с этой и этой статьи. Интересно, что после того, как я выплеснул на бумагу копившиеся всю сознательную жизнь знания, с одной стороны, меня посетило опустошение, а с другой — страсть копнуть глубже. В течении трёх месяцев, благодаря музыкальному энциклопедическому сервису allmusic.com, я знакомился с дискографиями американских джазовых музыкантов 60-х и 70-х годов, много анализировал. Выводы, к которым я пришёл, если и не изменили мои познания в этой музыке, то достаточно сильно дополнили их.

Во-первых, я открыл и формализовал для себя самое многочисленное джазовое движение того времени — музыку crossover jazz. Если ещё не прочитали предыдущую статью, советую сначала прочитать её.

Во-вторых, я стал видеть и понимать изменения в звучании музыки фьюжн, о чем сегодня и пойдёт речь.

В-третьих, для меня открылось ещё одно очень важное движение в джазовой музыке 70-х, которое раньше, почему-то, представлялось мне весьма туманным и незначительным, но об этом будет в третьей части.

Джаз до возникновения фьюжн

В принципе, я уже описывал историю возникновения фьюжн. Если интересно, можно прочитать мой текст Истоки музыки фьюжн. Там я достаточно подробно подвёл к самому моменту возникновения стиля. Здесь попытаюсь не сильно повторяться и зайти в описании немного с другого бока.

Как вы уже знаете из предыдущей статьи, джаз, чтобы выжить в новой реальности, при стремительно набирающей популярность танцевальной музыке ритм-н-блюз и вытесняющей его с полок музыкальных магазинов, вынужден был каким-то образом найти способ выжить. Этим способом оказалось слияние с новой танцевальной традицией. Процесс этот очень похож на процесс слияния частичек ДНК родительских клеток при продолжении рода. Взяли половину набора генов от одного родителя, половину от другого — получили жизнеспособную особь с признаками сразу обоих.

Первый ребёнок джаза и ритм-н-блюза, crossover jazz, оказался вполне живучим. Даже сегодня стиль продолжает развиваться. Но не все джазовые музыканты приняли эту достаточно поверхностную концепцию. Многие пару десятилетий развивали джаз как искусство и относились к нему серьёзно. Кроме авангардистов очень серьёзно к к развитию джаза относились музыканты пропагандирующие модальный джаз. Из самых известных — это Майлз Дэвис и Джон Колтрейн.

Пару слов о том, чем отличается модальная концепция от того-же хард-бопа или авангардного фри-джаза.

С хард-бопом просто — это слегка упрощённый вариант би-бопа, только и всего. Для не знатоков вполне не отличимый от того что играли Чарли Паркер и Диззи Гилеспи в 40-х, может только более замедленный и спокойный. Когда где-то пишут «джазовый мейнстрим» скорее всего подразумевают как раз хард-боп. Основа импровизации в джазовом мейнстриме основана на концепции перманентно меняющихся функций аккордов. Для простоты джазовые музыканты делят длинные аккордовые последовательности пьес на маленькие фрагменты, так называемые последовательности 2-5-1 (аккорды: субдоминанта-доминанта-тоника) и заранее подготовленными фразами обыгрывают эти последовательности, собирая свои импровизационные полотна.

Джазовые авангардисты под предводительством саксофониста Орнета Коулмена пропагандировали освобождение импровизации от жёсткого следования гармонии и, если нужно для экспрессии даже от привязки к ритму. Если грубо: музыкант, входящий в транс импровизации может использовать любые ноты и звуки, не следуя жёстко концепции 2-5-1.

Выступление джаз оркестра Орнета Колмена:

Модальная концепция тоже пропагандировала освобождение от жёсткого обыгрывания аккордов, но шла другим путём. Здесь сочетания аккордов нужны были для того, чтобы задать лад. Как правило, для обозначения лада достаточно вообще одного, или пары-тройки сменяющихся аккордов. Кроме того в моду вошли аккорды построенные не по терциям (более привычные на слух), а по квартам. Внутри такого выстроенного модального лада импровизатор может так же концентрироваться на экспрессии, освобождая внимание от перманентно меняющихся функций аккордов.

Ансамбль Джона Колтрейна исполняет пьесу Ричарда Роджерса My Favorite Things. Обратите внимание, музыканты отыгрывают тему пьесы, написанную на вполне джазовую гармонию, но в импровизации импровизируют на модальный лад, обозначенный двумя аккордами.

То есть обе концепции: авангардый джаз и модальный джаз шли в сторону упрощения технических правил в целях добиться большей экспрессии, в то время как crossover jazz остался приемником хард-боповой импровизационной концепции «2-5-1». Это важное замечание. Запомните его.

Психоделический рок

Психоделический рок возник в Британии в середине 60-х. Самое важное его качество было в том, что эта музыка была не совсем для танцев, как рок-н-ролл, а прежде всего для духовного общения. Эта музыка породила целую субкультуру — движение хиппи. Примечательно, что одним из корней психоделического рока был американский корневой ритм-н-блюз — музыка изначально модальная, немного вгоняющая в транс.

Послушайте Мади Уотерса. Чувствуете монотонное ладовое звучание?

Вторым важным корнем психоделического рока была так же модальная, в основе своей, традиция индийской музыки.

Как пример, видео выступление индийского ситариста Рави Шанкара.

Психоделический рок благодаря упрощённой гармонии, порой так же основанной на одном-двух аккордах, преследовал, в отличии от модального джаза, другие цели. Для психоделического рока модальная гармония была важным свойством вводить слушателей в транс.

Послушайте Riders On The Storm группы The Doors, чувствуете, как работает модальный лад, вводя постепенно в транс?

или вот ещё один яркий пример, вводящей в транс, модальной последовательности из песни Heroin другой очень известной рок-группы The Velvet Underground:

Эту особенность и нераскрытый потенциал психоделического рока одним из первых заметил и взял на вооружение Майлз Дэвис, к тому времени уже продолжительное время занимающийся развитием модального джаза. Ему, возможно, не первому пришла идея сделать сплав модального джаза с психоделическим роком, но определённо, его попытка оказалась самой удачной.

Психоделический фьюжн

Свою статью Истоки музыки фьюжн я заканчиваю тем, что предлагаю послушать четырёхчасовую сессию записи альбома In A Silent Way. Там можно наглядно проследить рождение стиля от первых треков в стиле crossover jazz до вводящих в транс последних. Здесь приведу канонический релиз:

Музыка альбома получилась не совсем роком. Здесь Майлз слегка переборщил с минимализмом. Все музыкальные темы, кроме последней части композиции In a Silent Way/It's About That Time, играются на один висящий аккорд. Барабан на протяжении всего альбома отбивает четверти или восьмые, без принятых в рок музыке барабанных изысков, только к концу альбома на мгновение барабаны как бы выпускают из клетки. Альбом получился очень медитативным.

В следующей своей записи Майлз сделает работу над ошибками и при сохранении, по большей части, всё той же концепции, что и на In a Silent Way даст больше воли солистам и барабанам, более того, добавит к своему вареву более ритмичную фанковую основу. Эта запись будет пользоваться огромным успехом у хиппи. Альбом Bitches Brew будет очень хорошо продаваться.

А Майлз со своим новым фьюжн-звучанием станет завсегдатаем рок-фестивалей:

Что же такого получилось у Майлза, что принципиально отличалось от crossover jazz? Ему удалось создать свою версию джаза, которая годилась для духовного общения молодёжи. Это почувствовала субкультура хиппи и приняла Майлза в свой круг. По сути, Майлз продолжал развивать свои модальные эксперименты, но обогатил звучание фанковыми грувами и новыми электрическими тембрами.

Из-за схожести концепции психоделического рока и эстетики, получившегося нового звучания ансамбля Майлза Дэвиса, я и назвал раннюю версию музыки фьюжн — психоделический фьюжн.

Майлз до 1974-го года будет развивать это звучание, пока не прервёт свою карьеру на несколько лет из-за пристрастия к кокаину. Вот его дискография этого периода:

1969 — In a Silent Way

1970 — Bitches Brew

1970 — Miles Davis at Fillmore: Live at the Fillmore East

1971 — A Tribute to Jack Johnson

1971 — Live-Evil

1972 — On the Corner

1973 — In Concert: Live at Philharmonic Hall

1973 — Black Beauty: Miles Davis at Fillmore West

1974 — Big Fun

1974 — Get Up with It

1975 — Agharta

1976 — Pangaea

1977 — Dark Magus

В этом направлении попробуют себя многие музыканты. Прежде всего те, кто помог Майлзу создать это звучание во время сессий записи его первых фьюжн альбомов, то есть его соавторы: Джо Завинул, Уэйн Шортер, Херби Хэнкок, Чик Кориа, Джон Маклафлин.

Джо Завинул и Уэйн Шортер в 70-м организовали свой фьюжн коллектив и в 1971-м выпустили свою первую пластинку психоделического фьюжн под названием Weather Report:

Интересно, что ансамбль будет эволюционно развивать это звучание, особо не отвлекаясь на новые веяния, которые в скорости начнут происходить в этом стане. Дискография группы:

1971 — Weather Report

1972 — I Sing the Body Electric

1972 — Live in Tokyo

1973 — Sweetnighter

1974 — Mysterious Traveller

1975 — Tale Spinnin'

1976 — Black Market

1977 — Heavy Weather

1978 — Mr. Gone

1979 — 8:30

1980 — Night Passage

1982 — Weather Report [1982]

1983 — Procession

1984 — Domino Theory

1984 — Sportin' Life

1985 — This Is This!

Херби Хэнкок отметится записями, кроме своего проекта Mwandishi ещё альбомами Crossings и Sextant. Слушаем его альбом 73-го года Sextant:

Его дискография этого периода:

1971 — Mwandishi

1972 — Crossings

1973 — Sextant

Чик Кориа создаст свой фьюжн ансамбль с упором на латиноамериканские гармонии и ритмы. Запись 72-го года дебютный альбом ансамбля Return To Forever:

Дискография группы этого периода:

1972 — Return to Forever

1972 — Light as a Feather

Интересно отметить ещё несколько записей, сделанных разными другими музыкантами под влиянием нового звучания. Это будет дебютный сольный альбом пианиста Хала Галпера 1972-го года Wild Bird и следующий за ним The Guerilla Band. Примечательно, что в обоих записях приняли участие братья Брекеры, о которых было упоминание в предыдущей статье. Слушаем альбом Wild Bird:

Трубач Фредди Хаббард отметился в психоделическом фьюжн. Например, его пластинка 1971-го года Straight Life:

Вообще, это звучание было шире представлено в те годы.

Но ни что не стоит на месте. Во-первых, не стояла на месте рок-музыка. В начале 70-х наметился её крен в сторону хард-рока. Музыка становилась более агрессивной.

С другой стороны рок усложняется в сторону прог-рока. В данном случае музыка композиционно усложнялась и приобретала повествовательность.

Хард-фьюжн

Хард-фьюжн название условное. Оно нужно для того, чтобы отделить новое течение фьюжн от раннего. Я буду употреблять его, но от вас этого не требую.

Новую революцию в звучании провозгласил гитарист и участник сессий записей первых фьюжн альбомов Майза Дэвиса Джон Маклафлин.

Мощным звучанием своего нового ансамбля Mahavishnu Orchestra он, буквально, ошеломил современников. Альбом и по сегодняшним меркам звучит мощно и интересно. Слушаем The Inner Mounting Flame 1971-го выпуска:

Дискография первого состава Mahavishnu Orchestra:

1971 — The Inner Mounting Flame

1973 — Birds of Fire

1973 — Between Nothingness & Eternity

Новое звучание фьюжн, предложенное Mahavishnu Orchestra, в отличии от психоделического звучания первых фьюжн-альбомов Майлза основано на эстетике входящего в моду гитарного хард-рока. Здесь мы наблюдаем лидерскую роль перегруженной гитары и упор на рифы. Это звучание породит больше последователей, чем эксперименты с роком самого Майлза Дэвиса.

Первый кого следовало бы отметить среди последователей — это гитарист Ларри Корьелл. Он и до этого активно экспериментировал с рок-звучанием, его гитару можно услышать на известном альбоме Чико Гамельтона The Dealer, упомянутом в предыдущей статье. Так же он много уже выпустил к этому моменту сольных альбомов, в которых смешивал по своему джаз и рок. Но все его попытки не были такими блестящими как саунд дебютного альбома Mahavishnu Orchestra. Думаю, он и сам это осознавал. Что интересно, под влиянием Mahavishnu Orchestra даже манера игры у Ларри изменится. Слушаем дебютный альбом 74-го года его хард-фьюжн группы The Eleventh House — Introducing the Eleventh House with Larry Coryell:

Дискография фьюжн-группы The Eleventh House:

1974 — Introducing the Eleventh House with Larry Coryell

1975 — Level One

1976 — Aspects

Симптоматичен факт резкой смены звучания ансамбля Чика Кориа Return To Forever. В 1973-м году из под пера ансамбля выходит альбом с новым утяжелённым гитарным звучанием — Hymn of the Seventh Galaxy:

Да, новый фьюжн трудно теперь представить без электрогитары, поэтому Чик внедряет в состав своей группы гитариста Билла Коннорса. Со следующего альбома его заменит 19-ти летний гений гитары Ол Ди Меола.

Дискография группы этого периода:

1973 — Hymn of the Seventh Galaxy

1974 — Where Have I Known You Before

1975 — No Mystery

1975 — Romantic Warrior

1977 — Musicmagic

Новое звучание подхватывают многие музыканты, не замеченные в первой волне фьюжн. Например, это клавишник Джорж Дюк, известный своим участием в разных составах ансамблей Фрэнка Заппы. Он активно выпускает альбомы в новом стиле, начиная с альбома Feel 1974-го года:

Фьюжн-дискография Джоржа Дюка:

1974 — Feel

1974 — Faces in Reflection

1975 — The Aura Will Prevail

1975 — I Love the Blues, She Heard My Cry

1976 — Live on Tour in Europe

1976 — The 1976 Solo Keyboard Album

1976 — Liberated Fantasies

Упомянутый в предыдущей статье саксофонист Кэннонбол Эддерли тоже решит не отставать от моды. Как пример его альбом 1974-го года Pyramid:

Барабанщик Mahavishnu Orchestra Билли Кобэм первую, достаточно продолжительную часть сольного творчества посвятит новому фьюжн, начиная с дебютного сольного альбома 1973-го года — Spectrum:

Фьюжн-дискография Билли Кобэма:

1973 — Spectrum

1974 — Crosswinds

1974 — Total Eclipse

1975 — A Funky Thide of Sings

1975 — Shabazz

1976 — Life & Times

1976 — Live on Tour in Europe

1977 — Magic

1978 — Alivemutherforya

1978 — Inner Conflicts

Прог-фьюжн

Стоит отметить ещё один альбом Mahavishnu Orchestra, который ещё один раз изменит правила игры. Это альбом Apocalypse 1974-го года:

Этот альбом был записан новым составом Mahavishnu Orchestra и окончательно закрепил сложную повествовательность в композиционном построении пьес и альбомов фьюжн музыкантов.

С 1975-го года участник этого состава Mahavishnu Orchestra скрипач Жан-Люк Понти начнёт свою сольную фьюжн-карьеру. Слушаем его сольный альбом Upon the Wings of Music:

Фьюжн-дискография Жана-Люка Понти:

1975 — Upon the Wings of Music

1975 — Aurora

1976 — Imaginary Voyage

1976 — Jean Luc Ponty & Stéphane Grappelli

1977 — Enigmatic Ocean

1978 — Cosmic Messenger

Самый молодой участник другой супергруппы Return To Forever Ол Ди Меола так же блестяще начнёт свою сольную карьеру в этом же стиле:

Дискография Ола Ди Меолы описываемого периода:

1976 — Land of the Midnight Sun

1977 — Elegant Gypsy

1978 — Casino

1981 — Electric Rendezvous

1982 — Tour de Force: Live

Неплохой сольный фьюжн-альбом выйдет и у басиста Return To Forever Стэнли Кларка в 1975-м году:

Но особенно ярко раскроет повествовательную концепцию пианист и композитор Чик Кориа в своём сольном оркестровом фьюжн-периоде, после распада группы Return To Forever в конце 70-х. Апогеем этой концепции, на мой взгляд является его альбом 1978-го года The Mad Hatter, написанный по мотивам сочинения Льюиса КэроллаАлиса в стране чудес. Послушайте альбом целиком — это грандиозно!

Дискография сольных фьюжн-альбомов Чика Кориа:

1975 — The Leprechaun

1976 — My Spanish Heart

1978 — Secret Agent

1978 — The Mad Hatter

1980 — Tap Step

1982 — Touchstone

Звучание хард-прог-фьюжн станет каноническим для музыки фьюжн во всём мире. Особенно это заметно по записям фьюжн-ансамблей выходящих в это время в Европе. Везде обязательное наличие электрогитары и рифовой составляющей в музыке. К тому же обязательным теперь становится композиционная сложность в устройстве фьюжн пьес.

В своей статье Краткая история музыки фьюжн я достаточно подробно привожу примеры звучания европейских и наших отечественных коллективов. Здесь повторяться не буду.

Фанк-фьюжн

Хотя это ответвление не стало магистральным, но не замечать его было бы не правильным.

Во-первых, сюда можно отнести поздние альбомы самого Майлза Дэвиса 70-х годов. Эти альбомы, по сути своей тот же ранний психоделический фьюжн, но посаженный на более жёсткую фанковую основу. Приведу в пример здесь самый радикальный его альбом в этом направлении — запись 1972-го года On the Corner:

Следующий, кого стоило бы упомянуть — это пианист Хэрби Хэнкок со своей группой The Headhanters, которую он собрал в 1973-м году. После разных безуспешных фьюжн-экспериментов с группами Mwandishi и Sextant ему, наконец, нашлось найти свой баланс. Выпуск одноимённого альбома коллектива оказался настолько успешным, что даже превзошёл по продажам диски Bitches Brew самого Майлза Дэвиса.

Дискография The Headhanters:

1973 — Head Hunters

1974 — Thrust

1975 — Man-Child

1976 — Secrets

1977 — Sunlight

Пусть эта музыка не стала магистральной, но без сомнения имела своё влияние на развитие джазовой музыки 70-х.

Акустический фьюжн или этно-фьюжн.

И здесь опять отличился непоседа Джон Маклафлин.

Вообще, личность Маклафлина для возникновения и эволюции музыки фьюжн является определяющей. Возникновение стиля приписывают Майлзу Дэвису, но знатоки знают, что первый джазовый ансамбль, пробовавший соединить в своём звучании модальный джаз и рок музыку был коллектив барабанщика Тони Уильямса Lifetime. Именно по приглашению Тони Уильямса Маклафлин приехал из Британии в США и с его подачи оказался на сессиях записи альбомов In A Silent Way и Bitches Brew Майлза Дэвиса (на Джаз.ру есть отличная статья Николая Шиенока о творческом пути Маклафлина, очень советую к прочтению).

Так вот, после того как мода на электрический фьюжн стала спадать Маклафлин осуществил давнюю свою мечту — играть индийскую музыку с индийскими музыкантами. К этому времени он всё чаще брал в руки акустическую гитару и вот, вместе с индийскими музыкантами: скрипачом Лакшминараяна Шанкар, таблаистом Закиром Хуссейном и перкуссионистами Т.Х. «Викку» Винаякрамом и Рамнадом В. Рагхаваном, создаёт акустическую версию сплава джаза и модальной индийской музыки.

Слушаем дебютную запись 1975-го года проекта Shakti:

А вот полная дискография Shakti:

1975 — Shakti with John McLaughlin

1976 — A Handful of Beauty

1977 — Natural Elements

1999 — Remember Shakti

2000 — Remember Shakti: The Believer

2001 — Saturday Night in Bombay: Remember Shakti

От Маклафлина не отстаёт и его ярый последователь Ларри Корьелл, тоже переключившись на акустическую гитару с 1976-го года с альбома-коллаборации с гитаристом Стивом Ханом.

Вообще, интересно отметить, что в это время начинается эпоха акустических гитарных коллабораций. Целая плеяда воспитанных музыкой фьюжн гитаристов-виртуозов выпускают совместные акустические альбомы и дают успешные концерты. Яркий тому пример — это концертная запись 1980-го года, сделанная в Сан-Франциско двумя фьюжн гитаристами Джоном Маклафлином и Олом Ди Меолой и испанским фламенко гитаристом Пако Де Люсия:

Позже, под влиянием своих новых друзей из США Пако выпустит свои этно-фьюжн альбомы, такие как, например, Siroco 1987-го года.

Кроме этого движения стоит отметить деятельность такого коллектива как Oregon. Его творчество стоит немного особняком, так как напрямую не продолжает традиций музыки фьюжн, но очень сходно по звучанию. Думаю, более уместно подробно написать об этом коллективе в третей части моего исследования, но без сомнения здесь, как минимум, стоит упомянуть об их коллаборации с фьюжн-гитаристом Ларри Корьеллом. Это альбом 1974-го года был спродюсирован лейблом Vanguard на котором выпускались в те годы и Ларри Корьелл, и Oregon.

После падения популярности рок-музыки в середине 70-х происходит так же охлаждение интереса у публики к сплаву джаза и рока. Джазовые музыканты не примут перезагрузку рок-музыки второй половины 70-х, предпринятую новой панковской субкультурой. Ни панк, ни пост-панк не заинтересуют джазистов. Многие музыканты мигрируют в стан crossover jazz, кто-то из музыкантов в это время будет выпускать классические джазовые релизы, кто-то мигрирует в третье течение, о котором речь пойдёт в третьей части моего исследования. Как таковая модальная эстетика музыки фьюжн постепенно прекратит своё существование к середине 80-х.

Если понравилась статья, не забудьте подписаться.

P. S. Если вы прочитали эту статью в отрыве от первой, то восполните пробел:

Кроме того уже доступна следующая часть:

Бонус для дочитавших

Плейлист Яндекс-музыки с альбомами из статьи. Попробуйте послушать в режиме "в случайном порядке":

#filumjazz #jazz fusion #fusion