Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.
В первой части своего повествования о творческом пути Фриппа я попробовал вбросить мысль об изысканном чувстве юмора музыканта.
Это было не случайно, я действительно так считаю. Более того, я абсолютно не поддерживаю мысль о том, что музыка King Crimson, в отличии от репертуара Giles, Giles & Fripp стала серьёзна и пафосна, была лишена самоиронии. Мне кажется наоборот: музыка KC стала настолько утончённо юморной и самоироничной, что большинство слушателей просто не врубались в то, что так можно шутить. Уже только один тот факт, что рамки репертуара King Crimson были раздуты до невозможности должен был навести на эту мысль. Потом попробуйте проанализировать лирику Синфилда — это тоже ведь изысканный способ поиздеваться: сюрреалистические мазки, составленные из заведомо нелепых, многозначительных образов. Что говорить, современное искусство эры постмадернизма на этом и построено: оно высмеивает серьёзность модернистов, добавляя к эстетике серьёзного искусства нелепые украшения. King Crimson — это постмодернизм чистой воды, попробуйте послушать их музыку под этим углом — она станет намного вам понятнее. Сравните с поэзией БГ, например. Он тоже ведь пост-модернист.
Но вернёмся к историческому повествованию. Прошлая часть закончилась фиаско: фактически, группы King Crimson не стало. Но не стало только группы музыкантов, объединённых общей идеей. Почему же King Crimson продолжил жить? Думаю причина в том, что носителем концепции группы был один человек, который, к счастью из группы и не ушёл. Рассказывают, что Фрипп упрашивал Джайлза и Макдональда остаться, намереваясь сам выйти из состава KC, чтобы коллектив жил. К чести музыкантов, они тогда уже отдавали себе отчёт, вокруг кого всё крутится в коллективе и не согласились на предложение Роберта.
И вот оказавшись у "разбитого корыта" в карьере Фриппа начались самые психологически трудные времена. Ему предстояло доказать, прежде всего себе, что успех King Crimson не был случайностью и что главным идеологом и мотором коллектива был всё-таки он сам.
Помогло не уйти в безвестность имя, которое успел себе сделать коллектив. Всё-таки слушатели ждали продолжения и у Фриппа была к этому моменту возможность засесть в студии для записи пластинки с приглашёнными музыкантами. Но на этот раз пришлось заполнять образовавшуюся пустоту — в итоге на несколько лет Фрипп станет единственным композитором группы. По сути такие альбом King Crimson как: In the Wake of Poseidon, Lizard и Islands — это продюсерские проекты музыканта в современном понимании этого термина. Да, за это время успел сформироваться новый состав группы и King Crimson съездили в успешное мировое турне, но группа не была в понимании самого Фриппа настоящим творческим коллективом. Но давайте по порядку.
По возвращении из злополучного турне по Америке в 1969-м году, будучи ещё трио: Фрипп, Синфилд и Лэйк; музыканты засели в студии для записи нового материала. Записали пьесу, родившуюся ещё внутри первого состава, написанную с участим Яна Макдональда — Cat Food и авангардную пьесу Фриппа — Groon. В качестве приглашённых музыкантов в записи участвовали братья Джайлз: Питер и Майкл и продвинутый джазовый пианист — Кит Типпетт. Результатом стал сингл Cat Food/Groon.
Greg Lake - Vocals (1)
Robert Fripp - Composer, Guitar, Producer
Ian McDonald - Composer (1)
Keith Tippett - Piano (1)
Peter Giles - Bass
Michael Giles - Drums
В 1970-м группа этим составом дала всего один концерт и тот на телевидении в программе "Top Of The Pops" 25 марта. По сути музыканты не играют здесь, а только делают вид, что играют под студийную фонограмму. Вот запись этого выступления:
Дальнейшие события развивались так: группа долго ищет постоянного барабанщика, Майкл Джайлз то ведь официально ушёл из группы. Пока барабанщика не нашли в группе происходит и прибавление и утрата: хорошая новость — найден классный духовик Мэл Коллинз, плохая — уходит из группы Грег Лэйк. Лейк в это время становится полноправным участником другой замечательной прог-рок группы Emerson, Lake & Palmer и физически не может совмещать два тяжеловесных проекта. На его замену Фрипп приглашает своего старого знакомого по первой группе The Ravens, в которой принимал участие в 15-ти летнем возрасте, Гордона Хаскелла.
С одной стороны, благодаря такому продвинутому солисту-инструменталисту как Коллинз, оказался весьма усилен студийный состав музыкантов, а с другой ни о каких концертах пока помышлять не приходится, и музыканты сосредотачиваются на выпуске полноформатного альбома. Вот здесь Фрипп, впервые, и оказался в роли единоличного лидера от которого всё зависит. Теперь весь музыкальный материал стал зоной его персональной ответственности: что-то требовать сверх меры от музыкантов, которые тебе делают одолжение, спасая твой второй альбом, не представлялось возможным и Фрипп блестяще с этим справился. Да, In the Wake of Poseidon сделан во многом по лекалам дебютной пластинки, но сделан точно не хуже! Роберту удалось не только, например, дотянуться до изысканного мелодизма баллад первой пластинки, а даже, на мой взгляд и значительно повысить планку. Сравните, например, I Talk to the Wind и Cadence and Cascade, или Epitaph/March for No Reason/Tomorrow and Tomorrow и In the Wake of Poseidon.
Robert Fripp - Composer, Devices, Director, Guitar, Keyboards, Mellotron, Producer
Peter Sinfield - Composer, Design, Director, Lyricist, Paintings, Producer
Greg Lake - Bass, Vocals
Mel Collins - Flute, Saxophone
Ian McDonald - Composer (6)
Keith Tippett - Keyboards, Piano
Gordon Haskell - Bass, Vocals
Peter Giles - Bass
Michael Giles - Drums, Vocals
Хотел бы обратить внимание на то, что, начиная с этого альбома, музыка KC начнёт на некоторое время тяготеть к джаз-року. Это объясняется появлением в студийном составе двух джазовых музыкантов: пианиста — Кита Типпета и саксофониста и флейтиста Мэла Коллинза. Да и сам Фрипп был немного в теме, ему приходилось играть джазовый репертуар в юности. Например, в Pictures Of A City, основной риф пьесы — это аллюзия на свинговые рифы 30-х — прислушайтесь.
После записи пластинки рассчитывать на дальнейшую помощь братьев Джайлз и Грега Лейка не было надежды, состав сократился до Фриппа на гитаре, Синфилда — тексты, Коллинза — флейта, саксофон и Хаскелла — вокал, бас. К этому времени был также найден, наконец, барабанщик Энди Маккаллоч. С этим составом музыканты, пока без перспектив начать концертную деятельность, засели за запись следующего альбома Lizard.
Примерно в это время в творческом пути гитариста происходят два знаковых события. Первое — это предложение присоединиться к прог-группе Yes, заменив в ней ушедшего гитариста Питера Бэнкса. Фрипп, успешно пройдя прослушивания, всё же не соглашается отказаться, пусть и от терпящего бедствия, но персонально своего детища — King Crimson. Однако, благодаря этому эпизоду мы можем слышать на альбоме Lizard специально приглашённого вокалиста Yes Джона Андерсона, а так же именно в это время Роберт заприметил барабанщика Билла Бруфорда, самого постоянного в будущем участника CK. Второе событие — это продюсирование джаз-рок проекта пианиста Кита Типпетта — Centipede. По сути, этот гигантский проект, для наглядности, можно сравнить с Поп-механикой Сергея Курёхина. Во время выступлений, на сцену выходило грандиозное количество музыкантов — до 50-ти человек.
К счастью для потомков, во многом благодаря работе Фриппа, коллектив сумел оставить после себя студийную запись: Centipede — Septober Energy 1971-го года:
1. Septober Energy. Part 1 21:40
2. Septober Energy. Part 2 23:35
3. Septober Energy. Part 3 21:15
4. Septober Energy. Part 4 18:45
Julie Tippett - Written-By, Lyrics By
Keith Tippett - Written-By, Piano, Music Director [M.D.]
Robert Fripp - Producer
Dudu Pukwana, Ian MacDonald - Alto Saxophone
Jan Steel - Alto Saxophone, Flute
Elton Dean - Alto Saxophone, Saxello
Dave White - Baritone Saxophone, Clarinet
Karl Jenkins - Baritone Saxophone, Oboe
John Williams - Bass Saxophone, Soprano Saxophone
Catherine Finnis, John Rees-Jones, Katherine Thulborn, Michael Hurwitz, Suki Towb, Timothy Kramer - Cello
Mark Charig - Cornet
Mongesi Fesa - Cornet [Pocket]
Brian Godding - Guitar
Alan Skidmore, Brian Smith, Gary Windo, Larry Stabbins - Tenor Saxophone
Dave Amis, Dave Perrottet, Nick Evans, Paul Rutherford - Trombone
Mick Collins (2), Peter Parkes - Trumpet
Ian Carr - Trumpet, Flugelhorn
Carol Slater, Channa Salononson, Colin Kitching, Esther Burgi, Garth Morton, John Trussler, Louise Jopling, Mica Gomberti, Philip Saudek, Roddy Skeaping, Steve Rowlandson, Wendy Treacher - Violin
Wilf Gibson - Violin [Lead]
Boz, Julie Tippett, Maggie Nicholls, Mike Patto (2), Zoot Money - Vocals
Brian Belshaw, Dave Markee, Harry Miller, Jeff Clyne, Jill Lyons, Roy Babbington - Bass
Robert Wyatt, Tony Fennell - Drums
John Marshall - Drums, Percussion
Обратите внимание, в коллективе принимал участие в качестве барабанщика, герой нашего параллельного рассказа — Роберт Уайатт! Такое, вот, лёгкое пересечение двух историй.
Продюсирование Фриппом этого коллектива оставило заметный отпечаток при работе над пластинкой Lizard. По сути, многие идеи так или иначе перекочевали на третий альбом CK, сделав его самым джаз-роковым по звучанию. Итак, Lizard успел выйти в конце того же злополучного для выживания KC 1970-го.
Peter Sinfield - Lyricist, Picture, Producer
Robert Fripp - Composer, Devices, Guitar, Keyboards, Mellotron, Producer, Remastering, Writer
Jon Anderson - Vocals
Mel Collins - Flute, Saxophone
Marc Charig - Cornet
Nick Evans - Trombone
Obin Miller - Wind
Robin Miller - Cor Anglais, Oboe
Gordon Haskell - Bass, Guitar (Bass), Vocals
Keith Tippett - Keyboards, Piano, Piano (Electric)
Andy McCulloch - Drums
И опять, по окончании работы над альбомом, группу покидают Хаскелл и Маккалоч, в очередной раз оставив ансамбль без ритм-секции и вокалиста. Времена, начавшиеся сразу после выхода пластинки Lizard, Фрипп назвал "временем отчаяния". Роберту пришлось прослушать около 30-ти басистов, прежде чем остановить свой выбор на Бозе Баррелле, который басистом по сути и не был, а был до этого приглашён в группу в качестве вокалиста. Фрипп, опять же, в отчаянии, решил почти с нуля обучить игре на инструменте Боза. На барабаны нашли Яна Уоллеса. После всего месячных, но интенсивных репетиций коллектив дал свое первое полноценное выступление. Случилось это спустя полтора года после последнего концерта первого состава. За этим последовал длинный тур по Европе и США. Чтобы иметь представление, как звучала группа в те годы на концертах послушайте пластинку, выпущенную в 2002-м году — Ladies Of The Road: Live 1971-1972. Запись очищена от шумов и помех и сведена в современных студийных условиях:
Robert Fripp - Guitar, Mellotron
Boz Burrell - Bass, Vocals
Mel Collins - Saxophone, Flute, Mellotron
Ian Wallace - Drums
Peter Sinfield - Synthesizer [Vcs3]
В концертном звучании много от музыки фанк и фьюжн, правда? Также обратите внимание, насколько отличалось концертное звучание коллектива от студийного.
В 1971-м году музыканты записали студийный альбом Islands — самый мягкий и консонантный в дискографии коллектива. Это опять же на контрасте с тем, что они играли на концертах в то время.
Robert Fripp - Composer, Guitar, Harmonium, Keyboards, Mastering, Mellotron, Pedals, Remastering, Sound Effects
Peter Sinfield - Composer, Cover Design, Cover Painting, Design, Lyricist, Paintings, Sounds, Speech/Speaker/Speaking Part, Vision Control
Boz Burrell - Bass, Choreographer, Guitar (Bass), Vocals
Mel Collins - Flute, Flute (Bass), Saxophone, Vocals
Ian Wallace - Drums, Percussion, Vocals
Marc Charig - Cornet
Paulina Lucas - Soprano, Soprano (Vocal), Vocals
Harry Miller - Bass, String Bass
Robin Miller - Oboe
Keith Tippett - Keyboards, Piano
Ещё во время гастрольного тура по США в 1972-м году из группы уходит Питер Синфилд, бессменный участник коллектива с момента его основания. Вокруг разрыва Синфилда и Фриппа ходит много разных слухов, но на мой взгляд, здесь всё предельно понятно: Фрипп открыл для себя "страшную тайну" — он и есть King Crimson и, следовательно, ему теперь не нужно держать Синфилда при себе, доказывая, что это удерживает группу на плаву.
Уже без Синфилда KC выпустит первый официальный концертный альбом Earthbound, записанный на портативный многодорожечный магнитофон Ampex барабанщика коллектива Яна Уоллеса. По качеству записи пластинка далека от совершенства, но поклонники впервые могли воспроизводить у себя дома концертный репертуар группы. А он по звучанию, напомню, сильно отличался от студийного.
Robert Fripp - Guitar, Mellotron
Boz Burrell - Bass, Vocals
Mel Collins - Saxophone, Flute, Mellotron
Ian Wallace - Drums
После концертного тура Earthbound, фрагменты которого вышли на одноимённой концертной пластинке, в апреле 1972-го года группа опять распалась или Фрипп сознательно распустил её. Музыканту уже не нужно было доказывать себе, что он и есть единственный носитель концепции King Crimson. Как мы знаем, за короткий срок он сознательно качественно пересоберёт ансамбль с нуля, но об этих событиях в следующей части.
Продолжение:
Хотите ещё?
Биография Роберта Уайатта:
Биографии джазовых музыкантов:
Попытка объять развитие джаза 70-х в США:
Если понравилось, не забудьте подписаться!