Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.
Когда я задумал написать тексты о творческих биографиях главных фьюжн-клавишников: Херби Хэнкоке и Чике Кориа, почти в то же время пришла идея сделать то же самое о двух главных гитаристах эпохи: Джоне Маклафлине и Ларри Кориелле. Вообще-то, если задуматься, направление фьюжн-музыки 70-х мы ассоциируем в первую очередь со звуком электрогитары. Это, во-первых, было связано как раз с яркими талантами моих новых героев, во-вторых, конечно, обусловлено магистральным вектором популярной музыки того времени - рок-музыкой, где главным инструментом тогда была именно электрогитара.
Джон Маклафлин родился 4 января 1942 года в семье музыкантов в Йоркшире, Англия. В юном возрасте мальчик учился играть на скрипке и фортепиано. Видимо, первоначальный выбор инструментов был определён его матерью - концертирующей скрипачкой. В возрасте одиннадцати лет подросток впервые берёт в руки гитару.
В восемнадцать молодой человек приезжает в Лондон, где начинает свою карьеру сессионного студийного гитариста. Интересный факт, что более опытного Джона судьба сводит с начинающим рок-гитаристом Джимом Пейджем, которому, по приданиям, Джон даёт уроки игры на инструменте и с которым, позднее, часто пересекается во время студийной работы над случайными сессионными проектами. Вообще то, что Маклафлин попадает в круговорот британской музыки как сессионщик не случайность - это суть его характера. Как мы увидим в будущем, музыканту скучно будет концентрироваться на чём-то долгое время, его то и дело будет бросать в крайности. Следствием этого будет недолговечность его музыкальных проектов и пёстрая дискография. Но с другой стороны - это будет и его сильной стороной, не зацикливаясь на чём-то одном, музыкант в основном занят открытием ранее неизведанных форм звучания, став, пожалуй, самым влиятельным джазовым музыкантом в 70-е.
Как пример записей его сессионной студийной работы можно привести записи группы Twice As Much 1966-го года. Для примера один трек с альбома Own Up. Оцените вклад Джона Маклафлина и Джимми Пейджа, ну или хотя бы попробуйте зафиксировать слухом вклад музыкантов.
В 1963-м с музыкантами будущей знаменитой группы Cream басистом Джеком Брюсом, барабанщиком Джинджером Бейкером, а так же вокалистом, органистом и саксофонистом Грэхамом Бондом Маклафлин образуют сначала The Graham Bond Quartet, а позже The Graham Bond Organisation. В репертуаре ансамбля было много всего стилистически разного от би-бопа до набирающего популярность в Англии ритм-н-блюза.
Как вам первые записанные гитарные соло Джона Маклафлина?
Кроме работы в оркестре Грэхама Бонда Маклафлин успеет поиграть в оркестре пианиста Гордона Бэка. В 1968-м квартет Бэка выпустит пластинку с Джоном. The Gordon Beck Quartet - Experiments With Pops.
1. These Boots Are Made for Walking / Lee Hazlewood - 04:03
2. Norwegian Wood (This Bird Has Flown) / John Lennon / Paul McCartney - 04:18
3. Sunny / Bobby Hebb - 03:34
4. Up, Up and Away / Jimmy Webb - 08:34
5. Michelle / John Lennon / Paul McCartney - 05:14
6. I Can See for Miles / Pete Townshend - 03:36
7. Good Vibrations - Mike Love / Brian Wilson - 05:07
8. Monday, Monday / John Phillips - 05:01
Gordon Beck - Piano
John McLaughlin - Guitar
Jeff Clyne - Bass
Tony Oxley - Drums
В январе 1969-го Маклафлину выпадает шанс записать дебютный сольный альбом. К этому времени музыкант последовательно углубился в современный джаз. Его дебютная работа - это взгляд англичанина на тенденции происходящие в этой музыке. Если вспомним, в это время самый расцвет свободного джаза. Первая работа музыканта близка как раз этому направлению.
John McLaughlin – electric and acoustic guitar
John Surman – baritone and soprano saxophones
Brian Odgers – double bass (incorrectly named "Odges" on the liner notes)
Tony Oxley – drums
Начавшийся 1969-й год для музыканта начался удачно. Неожиданно его известность в лондонских джазовых кругах выплёскивается за океан.
Говорят, что исторический приезд музыканта в Нью-Йорк был связан с тем, что Тони Уильямс, участник второго великого квинтета Майлза Дэвиса, во время гастролей ансамбля по Европе был очарован игрой гитариста на одном из джемов в клубах Лондона, после чего сделал эпохальное предложение Маклафлину переехать в Нью-Йорк, чтобы присоединиться к его только формирующемуся джаз-рок коллективу Lifetime.
Но есть ещё одна любопытная история, связанная с эпохальным приездом Маклафлина в Нью-Йорк. Дело в том, что после звонка Тони радость Джона сильно омрачало отсутствие денег на перелёт до Нью-Йорка. Трансокеанский перелёт занятие затратное для небогатого сессионного музыканта. И здесь на выручку приходит случай. Его давний партнёр по The Graham Bond Organisation басист Джек Брюс, будучи к этому времени в достаточной степени обеспеченным, благодаря феноменальной популярности группы Cream, где он наравне с Джинджером Бэйкером и Эриком Клэптоном был полноправным участником, реализовывал в это время свою мечту - записывал свой первый сольный джазовый альбом в составе трио: сам Джек на контрабасе, Джон Хайсман на ударных и Дик Хекстолл-Смит на саксофоне. Уже во время работы над альбомом, это, напомню, было в августе 1968-го, случайно встретив Джона и узнав от него о том, что он был вынужден отказать Тони Уильямсу в своём приезде в Нью-Йорк из-за нехватки средств, Джек предлагает гитаристу присоединиться к работе над своим альбомом в студии и заработать тем самым на билет до Нью-Йорка. Альбом будет записан за неделю, но увидит свет ещё только через два года - в 1970-м, однако, заработанные деньги помогут Джону круто изменить свою судьбу.
Jack Bruce – double bass, session leader
Dick Heckstall-Smith – soprano saxophone, tenor saxophone
John McLaughlin – guitar (tracks 3-8)
Jon Hiseman – drums
В феврале 1969-го, по приезду в Нью-Йорк, буквально, в самые первые дни Джон оказался, с подачи Тони, в студии на записи очередной пластинки самого Майлза Дэвиса. Так получилось, что именно в это время Майлз экспериментировал со сплавом джаза и рока и активно искал гитариста. Результатом сотрудничества стала первая в мире фьюжн-пластинка In A Silent Way. Что это, если не дьявольское везение?
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
John McLaughlin – electric guitar
Chick Corea – electric piano
Herbie Hancock – electric piano
Joe Zawinul – electric piano, organ
Dave Holland – double bass
Tony Williams – drums
В марте записывается дебютная пластинка коллектива Тони Уильямса, для работы в которой музыкант и приехал в Нью-Йорк. Плейлист целиком.
Side one
1. "Emergency" (Williams) – 9:37
2. "Beyond Games" (Williams) – 8:19
Side two
3. "Where" (McLaughlin) – 12:11
4. "Vashkar" (Carla Bley) – 5:01
Side three
4. "Via the Spectrum Road" (McLaughlin, Williams) – 7:51
5. "Spectrum" (McLaughlin) – 8:52
Side four
6. "Sangria for Three" (Williams) – 13:08
7. "Something Spiritual" (Dave Herman) – 5:40
Tony Williams – drums, vocals
John McLaughlin – electric and acoustic guitars
Larry Young – organ
Версия фьюжн-музыки группы The Tony Williams Lifetime кардинально отличается от убаюкивающей пластинки In A Silent Way Дэвиса, что говорит нам о том, что музыканты не повторялись.
К этому времени относится запись джема Джона Маклафлина с другим гениальным гитаристом Джимми Хендриксом на 25 марта 1969 года.
В этом же году Джон получит приглашение поучаствовать в записи сольной пластинки другого участника ансамбля Майлза Дэвиса саксофониста Уэйна Шортера - Super Nova.
Wayne Shorter – soprano saxophone
John McLaughlin – acoustic and electric guitar (1, 2, 4, 5)
Sonny Sharrock – electric guitar
Chick Corea – drums, vibes
Miroslav Vitouš – bass
Jack DeJohnette – drums, kalimba
Airto Moreira – percussion
Walter Booker – acoustic guitar (“Dindi”)
Maria Booker – vocals (“Dindi”)
Niels Jakobsen – claves
Отметить этот альбом стоит тем, что пианист Чик Кориа участвует на записи в качестве барабанщика!
Следующий, 1970-й принесёт Джону новые возможности. Во-первых, ему предстоит поучаствовать в создании бестселлера, по-настоящему запустившего фьюжн-революцию, записи альбома Майлза Дэвиса Bitches Brew.
Side one
1. "Pharaoh's Dance" Joe Zawinul August 21, 1969 - 20:07
Side two
2. "Bitches Brew" Miles Davis August 19, 1969 - 27:00
Side three
3. "Spanish Key" Davis August 21, 1969 - 17:30
4. "John McLaughlin" Davis August 19, 1969 - 4:23
Side four
5. "Miles Runs the Voodoo Down" Davis August 20, 1969 - 14:03
6. "Sanctuary" Wayne Shorter August 19, 1969 - 10:54
Total length: 93:57
1999 CD reissue bonus track
7. "Feio" Shorter January 28, 1970 - 11:51
"Bitches Brew"
"John McLaughlin"
"Sanctuary" (Shorter)
Recorded Columbia Studio B, New York City August 19, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – bass
Harvey Brooks – electric bass
Lenny White – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Don Alias – congas
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – shaker, congas
On "John McLaughlin" omit Brooks, Shorter and Davis
On "Sanctuary" omit McLaughlin, Maupin, Brooks and White
"Miles Runs the Voodoo Down"
Recorded Columbia Studio B, New York City August 20, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – electric bass
Harvey Brooks – electric bass
Don Alias – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – congas
"Spanish Key"
"Pharaoh's Dance" (Joe Zawinul)
Recorded Columbia Studio B, New York City August 21, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Larry Young – electric piano – Center
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – bass
Harvey Brooks – electric bass
Lenny White – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Don Alias – congas
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – shaker
"Feio" (Wayne Shorter)
Recorded Columbia Studio B, New York City January 28, 1970
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – electric bass
Billy Cobham – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Airto Moreira – percussion and cuica
После участия в записи первых версий музыки фьюжн в других ансамблях Джону представится возможность записать свою версию сплава. В 1970-м году с клавишником из ансамбля Lifetime Ларри Янгом, басистом Билли Ричем и барабанщиком Джимми Хендрикса Бадди Майлзом Джон записывают пластинку Devotion - это уже вторая сольная работа после Extrapolation.
John McLaughlin – electric guitar
Larry Young – organ, electric piano
Billy Rich – bass guitar
Buddy Miles – drums, percussion
По сравнению со звучанием The Tony Williams Lifetime здесь сильно больше рока. Пожалуй, напор и мощь напоминают пластинки самого Джимми Хендрикса.
К этому времени относится участие гитариста в ряде интересных сольных записей других молодых музыкантов. Первой я бы отметил пластинку саксофониста и флейтиста Джо Фаррелла - Joe Farrell Quartet. Здесь Маклафлина можно услышать на двух треках: "Follow Your Heart" и "Motion".
Side one
1. "Follow Your Heart" (McLaughlin) – 6:50
2. "Collage for Polly" (Farrell) – 2:28
3. "Circle in the Square" (Farrell) – 7:11
Side two
4. "Molten Glass" (Farrell) – 5:15
5. "Alter Ego" (Farrell) – 1:23 (duet with Dave Holland)
6. "Song of the Wind" (Corea) – 5:57 (duet with Chick Corea)
7. "Motion" (Corea) – 5:13
Joe Farrell – tenor saxophone, flute, oboe
Chick Corea – piano
Dave Holland – double bass
Jack DeJohnette – drums
John McLaughlin – guitar ("Follow Your Heart" and "Motion" only)
Второй отмечу дебютный альбом чешского контрабасиста, так же с недавнего времени как и Джон, перебравшегося в Нью-Йорк Мирослава Витуоша - Infinite Search
Miroslav Vitouš – bass, leader
Joe Henderson – tenor saxophone
John McLaughlin – electric guitar
Herbie Hancock – electric piano
Jack DeJohnette – drums (all tracks except track #6)
Joe Chambers – drums (track #6)
Здесь, как видим, Джон заполняет звуками гитары все треки.
Ещё будет в этот год интересная работа на записи сольного альбома гитариста Ларри Кориелла, но об этой работе я подробно напишу в истории об американском гитаристе.
Между тем придёт время записать гитаристу уже третий сольный альбом.
Самое время рассказать об увлечении Джона индийскими духовными практиками. Если вспомним, конец 60-х - это времена хиппи. В Англии это движение было окрашено прежде всего интересом к индийской культуре, как наиболее близкой британцам, так как Индия долгое время была главным украшением колониальной короны Британской империи. На фоне всеобщего интереса к духовным практикам молодые люди активно начинают интересоваться древней культурой. Сами Битлз брали отпуск, чтобы окунуться в духовные индуистские учения. Не исключением стал и молодой Джон. После переезда в Америку этот интерес станет причиной знакомства с индийским гугу Шри Чинмоем, проповедующим в Нью-Йорке. С 1970-го до 1975-го года музыкант станет духовным учеником проповедника, получив от него духовное имя Mahavishnu - "абсолютный защитник и хранитель вселенной, тот, кто находится за пределами человеческого понимания и всех атрибутов".
Определённо, знакомство с гуру и духовные практики повлияли и на творчество Маклафлина. Теперь в его музыке появляются две очень важных черты: опора на индийскую модальную музыкальную концепцию и нарочитая одухотворённость музыки. Джон достаточно продолжительное время будет относиться к своей музыке как духовному акту.
Первым альбомом в новом ключе станет релиз 1970-го года - My Goal's Beyond.
Side one
1. "Peace 1" John McLaughlin 7:15
2. "Peace 2" John McLaughlin 12:18
Side two
1. "Goodbye Pork Pie Hat" Charles Mingus 3:15
2. "Something Spiritual" Dave Herman 3:35
3. "Hearts and Flowers" Theodore Moses Tobani 2:05
4. "Phillip Lane" John McLaughlin 3:35
5. "Waltz for Bill Evans" Chick Corea 2:00
6. "Follow Your Heart" John McLaughlin 3:17
7. "Song for My Mother" John McLaughlin 3:30
8. "Blue in Green" Miles Davis/Bill Evans 2:37
Total length: 43:27
John McLaughlin – acoustic guitar
Billy Cobham – drums
Charlie Haden – bass
Jerry Goodman – violin
Dave Liebman – flute, soprano saxophone
Airto Moreira – percussion
Badal Roy – tabla
Mahalakshmi (Eve McLaughlin) – tanpura (Indian drone instrument)
Как видим, благодаря учению Шри Чинмоя музыка Джона наполнилась духовным содержанием. Я думаю благодаря этой духовной наполненности новая музыка Джона Маклафлина станет самой влиятельной в сегменте джаза 70-х. Об этом и будет следующая часть повествования.
Хотите ещё?
Биографии джазовых музыкантов:
Попытка объять развитие джаза 70-х в США:
Биография Роберта Фриппа:
Если понравилось, не забудьте подписаться!