Найти тему
музыка | filumjazz

Лонгрид. Шаг вперёд. John McLaughlin. Часть первая. Становление.

Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.

Когда я задумал написать тексты о творческих биографиях главных фьюжн-клавишников: Херби Хэнкоке и Чике Кориа, почти в то же время пришла идея сделать то же самое о двух главных гитаристах эпохи: Джоне Маклафлине и Ларри Кориелле. Вообще-то, если задуматься, направление фьюжн-музыки 70-х мы ассоциируем в первую очередь со звуком электрогитары. Это, во-первых, было связано как раз с яркими талантами моих новых героев, во-вторых, конечно, обусловлено магистральным вектором популярной музыки того времени - рок-музыкой, где главным инструментом тогда была именно электрогитара.

Джон Маклафлин
Джон Маклафлин

Джон Маклафлин родился 4 января 1942 года в семье музыкантов в Йоркшире, Англия. В юном возрасте мальчик учился играть на скрипке и фортепиано. Видимо, первоначальный выбор инструментов был определён его матерью - концертирующей скрипачкой. В возрасте одиннадцати лет подросток впервые берёт в руки гитару.

В восемнадцать молодой человек приезжает в Лондон, где начинает свою карьеру сессионного студийного гитариста. Интересный факт, что более опытного Джона судьба сводит с начинающим рок-гитаристом Джимом Пейджем, которому, по приданиям, Джон даёт уроки игры на инструменте и с которым, позднее, часто пересекается во время студийной работы над случайными сессионными проектами. Вообще то, что Маклафлин попадает в круговорот британской музыки как сессионщик не случайность - это суть его характера. Как мы увидим в будущем, музыканту скучно будет концентрироваться на чём-то долгое время, его то и дело будет бросать в крайности. Следствием этого будет недолговечность его музыкальных проектов и пёстрая дискография. Но с другой стороны - это будет и его сильной стороной, не зацикливаясь на чём-то одном, музыкант в основном занят открытием ранее неизведанных форм звучания, став, пожалуй, самым влиятельным джазовым музыкантом в 70-е.

Как пример записей его сессионной студийной работы можно привести записи группы Twice As Much 1966-го года. Для примера один трек с альбома Own Up. Оцените вклад Джона Маклафлина и Джимми Пейджа, ну или хотя бы попробуйте зафиксировать слухом вклад музыкантов.

В 1963-м с музыкантами будущей знаменитой группы Cream басистом Джеком Брюсом, барабанщиком Джинджером Бейкером, а так же вокалистом, органистом и саксофонистом Грэхамом Бондом Маклафлин образуют сначала The Graham Bond Quartet, а позже The Graham Bond Organisation. В репертуаре ансамбля было много всего стилистически разного от би-бопа до набирающего популярность в Англии ритм-н-блюза.

Как вам первые записанные гитарные соло Джона Маклафлина?

Кроме работы в оркестре Грэхама Бонда Маклафлин успеет поиграть в оркестре пианиста Гордона Бэка. В 1968-м квартет Бэка выпустит пластинку с Джоном. The Gordon Beck Quartet - Experiments With Pops.

Обложка альбома The Gordon Beck Quartet - «Experiments With Pops»
Обложка альбома The Gordon Beck Quartet - «Experiments With Pops»

1. These Boots Are Made for Walking / Lee Hazlewood - 04:03
2. Norwegian Wood (This Bird Has Flown) / John Lennon / Paul McCartney - 04:18
3. Sunny / Bobby Hebb - 03:34
4. Up, Up and Away / Jimmy Webb - 08:34
5. Michelle / John Lennon / Paul McCartney - 05:14
6. I Can See for Miles / Pete Townshend - 03:36
7. Good Vibrations - Mike Love / Brian Wilson - 05:07
8. Monday, Monday / John Phillips - 05:01

Gordon Beck - Piano
John McLaughlin - Guitar
Jeff Clyne - Bass
Tony Oxley - Drums

Джон Маклафлин
Джон Маклафлин

В январе 1969-го Маклафлину выпадает шанс записать дебютный сольный альбом. К этому времени музыкант последовательно углубился в современный джаз. Его дебютная работа - это взгляд англичанина на тенденции происходящие в этой музыке. Если вспомним, в это время самый расцвет свободного джаза. Первая работа музыканта близка как раз этому направлению.

Обложка альбома John McLaughlin - «Extrapolation»
Обложка альбома John McLaughlin - «Extrapolation»

John McLaughlin – electric and acoustic guitar
John Surman – baritone and soprano saxophones
Brian Odgers – double bass (incorrectly named "Odges" on the liner notes)
Tony Oxley – drums

Начавшийся 1969-й год для музыканта начался удачно. Неожиданно его известность в лондонских джазовых кругах выплёскивается за океан.

Джон Маклафлин
Джон Маклафлин

Говорят, что исторический приезд музыканта в Нью-Йорк был связан с тем, что Тони Уильямс, участник второго великого квинтета Майлза Дэвиса, во время гастролей ансамбля по Европе был очарован игрой гитариста на одном из джемов в клубах Лондона, после чего сделал эпохальное предложение Маклафлину переехать в Нью-Йорк, чтобы присоединиться к его только формирующемуся джаз-рок коллективу Lifetime.

Но есть ещё одна любопытная история, связанная с эпохальным приездом Маклафлина в Нью-Йорк. Дело в том, что после звонка Тони радость Джона сильно омрачало отсутствие денег на перелёт до Нью-Йорка. Трансокеанский перелёт занятие затратное для небогатого сессионного музыканта. И здесь на выручку приходит случай. Его давний партнёр по The Graham Bond Organisation басист Джек Брюс, будучи к этому времени в достаточной степени обеспеченным, благодаря феноменальной популярности группы Cream, где он наравне с Джинджером Бэйкером и Эриком Клэптоном был полноправным участником, реализовывал в это время свою мечту - записывал свой первый сольный джазовый альбом в составе трио: сам Джек на контрабасе, Джон Хайсман на ударных и Дик Хекстолл-Смит на саксофоне. Уже во время работы над альбомом, это, напомню, было в августе 1968-го, случайно встретив Джона и узнав от него о том, что он был вынужден отказать Тони Уильямсу в своём приезде в Нью-Йорк из-за нехватки средств, Джек предлагает гитаристу присоединиться к работе над своим альбомом в студии и заработать тем самым на билет до Нью-Йорка. Альбом будет записан за неделю, но увидит свет ещё только через два года - в 1970-м, однако, заработанные деньги помогут Джону круто изменить свою судьбу.

Обложка альбома Jack Bruce - «Things We Like»
Обложка альбома Jack Bruce - «Things We Like»

Jack Bruce – double bass, session leader
Dick Heckstall-Smith – soprano saxophone, tenor saxophone
John McLaughlin – guitar (tracks 3-8)
Jon Hiseman – drums

В феврале 1969-го, по приезду в Нью-Йорк, буквально, в самые первые дни Джон оказался, с подачи Тони, в студии на записи очередной пластинки самого Майлза Дэвиса. Так получилось, что именно в это время Майлз экспериментировал со сплавом джаза и рока и активно искал гитариста. Результатом сотрудничества стала первая в мире фьюжн-пластинка In A Silent Way. Что это, если не дьявольское везение?

Обложка альбома Miles Davis - «In A Silent Way»
Обложка альбома Miles Davis - «In A Silent Way»

Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
John McLaughlin – electric guitar
Chick Corea – electric piano
Herbie Hancock – electric piano
Joe Zawinul – electric piano, organ
Dave Holland – double bass
Tony Williams – drums

Майлз Дэвис и Джон Маклафлин
Майлз Дэвис и Джон Маклафлин

В марте записывается дебютная пластинка коллектива Тони Уильямса, для работы в которой музыкант и приехал в Нью-Йорк. Плейлист целиком.

Обложка альбома The Tony Williams Lifetime - «Emergency!»
Обложка альбома The Tony Williams Lifetime - «Emergency!»

Side one
1. "Emergency" (Williams) – 9:37
2. "Beyond Games" (Williams) – 8:19
Side two
3. "Where" (McLaughlin) – 12:11
4. "Vashkar" (Carla Bley) – 5:01
Side three
4. "Via the Spectrum Road" (McLaughlin, Williams) – 7:51
5. "Spectrum" (McLaughlin) – 8:52
Side four
6. "Sangria for Three" (Williams) – 13:08
7. "Something Spiritual" (Dave Herman) – 5:40

Tony Williams – drums, vocals
John McLaughlin – electric and acoustic guitars
Larry Young – organ

The Tony Williams Lifetime: John McLaughlin, Tony Williams, Larry Young
The Tony Williams Lifetime: John McLaughlin, Tony Williams, Larry Young

Версия фьюжн-музыки группы The Tony Williams Lifetime кардинально отличается от убаюкивающей пластинки In A Silent Way Дэвиса, что говорит нам о том, что музыканты не повторялись.

К этому времени относится запись джема Джона Маклафлина с другим гениальным гитаристом Джимми Хендриксом на 25 марта 1969 года.

В этом же году Джон получит приглашение поучаствовать в записи сольной пластинки другого участника ансамбля Майлза Дэвиса саксофониста Уэйна Шортера - Super Nova.

Обложка альбома Wayne Shorter - «Super Nova»
Обложка альбома Wayne Shorter - «Super Nova»

Wayne Shorter – soprano saxophone
John McLaughlin – acoustic and electric guitar (1, 2, 4, 5)
Sonny Sharrock – electric guitar
Chick Corea – drums, vibes
Miroslav Vitouš – bass
Jack DeJohnette – drums, kalimba
Airto Moreira – percussion
Walter Booker – acoustic guitar (“Dindi”)
Maria Booker – vocals (“Dindi”)
Niels Jakobsen – claves

Отметить этот альбом стоит тем, что пианист Чик Кориа участвует на записи в качестве барабанщика!

Следующий, 1970-й принесёт Джону новые возможности. Во-первых, ему предстоит поучаствовать в создании бестселлера, по-настоящему запустившего фьюжн-революцию, записи альбома Майлза Дэвиса Bitches Brew.

Обложка альбома Miles Davis - «Bitches Brew»
Обложка альбома Miles Davis - «Bitches Brew»

Side one
1. "Pharaoh's Dance" Joe Zawinul August 21, 1969 - 20:07
Side two
2. "Bitches Brew" Miles Davis August 19, 1969 - 27:00
Side three
3. "Spanish Key" Davis August 21, 1969 - 17:30
4. "John McLaughlin" Davis August 19, 1969 - 4:23
Side four
5. "Miles Runs the Voodoo Down" Davis August 20, 1969 - 14:03
6. "Sanctuary" Wayne Shorter August 19, 1969 - 10:54
Total length: 93:57
1999 CD reissue bonus track
7. "Feio" Shorter January 28, 1970 - 11:51

"Bitches Brew"
"
John McLaughlin"
"
Sanctuary" (Shorter)
Recorded Columbia Studio B, New York City August 19, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – bass
Harvey Brooks – electric bass
Lenny White – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Don Alias – congas
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – shaker, congas
On "John McLaughlin" omit Brooks, Shorter and Davis
On "Sanctuary" omit McLaughlin, Maupin, Brooks and White

"
Miles Runs the Voodoo Down"
Recorded Columbia Studio B, New York City August 20, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – electric bass
Harvey Brooks – electric bass
Don Alias – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – congas

"
Spanish Key"
"
Pharaoh's Dance" (Joe Zawinul)
Recorded Columbia Studio B, New York City August 21, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Larry Young – electric piano – Center
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – bass
Harvey Brooks – electric bass
Lenny White – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Don Alias – congas
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – shaker

"
Feio" (Wayne Shorter)
Recorded Columbia Studio B, New York City January 28, 1970
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – electric bass
Billy Cobham – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Airto Moreira – percussion and cuica

Джек Ди Джонет, Уэйн Шортер, Джон Маклафлин, Майлз Дэвис, Дэйв Холланд
Джек Ди Джонет, Уэйн Шортер, Джон Маклафлин, Майлз Дэвис, Дэйв Холланд

После участия в записи первых версий музыки фьюжн в других ансамблях Джону представится возможность записать свою версию сплава. В 1970-м году с клавишником из ансамбля Lifetime Ларри Янгом, басистом Билли Ричем и барабанщиком Джимми Хендрикса Бадди Майлзом Джон записывают пластинку Devotion - это уже вторая сольная работа после Extrapolation.

Обложка пластинки Devotion
Обложка пластинки Devotion

John McLaughlin – electric guitar
Larry Young – organ, electric piano
Billy Rich – bass guitar
Buddy Miles – drums, percussion

По сравнению со звучанием The Tony Williams Lifetime здесь сильно больше рока. Пожалуй, напор и мощь напоминают пластинки самого Джимми Хендрикса.

К этому времени относится участие гитариста в ряде интересных сольных записей других молодых музыкантов. Первой я бы отметил пластинку саксофониста и флейтиста Джо Фаррелла - Joe Farrell Quartet. Здесь Маклафлина можно услышать на двух треках: "Follow Your Heart" и "Motion".

Side one
1. "Follow Your Heart" (McLaughlin) – 6:50
2. "Collage for Polly" (Farrell) – 2:28
3. "Circle in the Square" (Farrell) – 7:11
Side two
4. "Molten Glass" (Farrell) – 5:15
5. "Alter Ego" (Farrell) – 1:23 (duet with Dave Holland)
6. "Song of the Wind" (Corea) – 5:57 (duet with Chick Corea)
7. "Motion" (Corea) – 5:13

Joe Farrell – tenor saxophone, flute, oboe
Chick Corea – piano
Dave Holland – double bass
Jack DeJohnette – drums
John McLaughlin – guitar ("Follow Your Heart" and "Motion" only)

Второй отмечу дебютный альбом чешского контрабасиста, так же с недавнего времени как и Джон, перебравшегося в Нью-Йорк Мирослава Витуоша - Infinite Search

Обложка альбома Miroslav Vitous - «Infinite Search»
Обложка альбома Miroslav Vitous - «Infinite Search»

Miroslav Vitouš – bass, leader
Joe Henderson – tenor saxophone
John McLaughlin – electric guitar
Herbie Hancock – electric piano
Jack DeJohnette – drums (all tracks except track #6)
Joe Chambers – drums (track #6)

Здесь, как видим, Джон заполняет звуками гитары все треки.

Ещё будет в этот год интересная работа на записи сольного альбома гитариста Ларри Кориелла, но об этой работе я подробно напишу в истории об американском гитаристе.

Между тем придёт время записать гитаристу уже третий сольный альбом.

Самое время рассказать об увлечении Джона индийскими духовными практиками. Если вспомним, конец 60-х - это времена хиппи. В Англии это движение было окрашено прежде всего интересом к индийской культуре, как наиболее близкой британцам, так как Индия долгое время была главным украшением колониальной короны Британской империи. На фоне всеобщего интереса к духовным практикам молодые люди активно начинают интересоваться древней культурой. Сами Битлз брали отпуск, чтобы окунуться в духовные индуистские учения. Не исключением стал и молодой Джон. После переезда в Америку этот интерес станет причиной знакомства с индийским гугу Шри Чинмоем, проповедующим в Нью-Йорке. С 1970-го до 1975-го года музыкант станет духовным учеником проповедника, получив от него духовное имя Mahavishnu - "абсолютный защитник и хранитель вселенной, тот, кто находится за пределами человеческого понимания и всех атрибутов".

Джон Маклафлин, Шри Чинмой, Карлос Сантана
Джон Маклафлин, Шри Чинмой, Карлос Сантана

Определённо, знакомство с гуру и духовные практики повлияли и на творчество Маклафлина. Теперь в его музыке появляются две очень важных черты: опора на индийскую модальную музыкальную концепцию и нарочитая одухотворённость музыки. Джон достаточно продолжительное время будет относиться к своей музыке как духовному акту.

Первым альбомом в новом ключе станет релиз 1970-го года - My Goal's Beyond.

Обложка альбома My Goal's Beyond
Обложка альбома My Goal's Beyond

весь плейлист

Side one
1. "Peace 1" John McLaughlin 7:15
2. "Peace 2" John McLaughlin 12:18
Side two
1. "Goodbye Pork Pie Hat" Charles Mingus 3:15
2. "Something Spiritual" Dave Herman 3:35
3. "Hearts and Flowers" Theodore Moses Tobani 2:05
4. "Phillip Lane" John McLaughlin 3:35
5. "Waltz for Bill Evans" Chick Corea 2:00
6. "Follow Your Heart" John McLaughlin 3:17
7. "Song for My Mother" John McLaughlin 3:30
8. "Blue in Green" Miles Davis/Bill Evans 2:37
Total length: 43:27

John McLaughlin – acoustic guitar
Billy Cobham – drums
Charlie Haden – bass
Jerry Goodman – violin
Dave Liebman – flute, soprano saxophone
Airto Moreira – percussion
Badal Roy – tabla
Mahalakshmi (Eve McLaughlin) – tanpura (Indian drone instrument)

Перевоплощение Маклафлина в Махавишну
Перевоплощение Маклафлина в Махавишну

Как видим, благодаря учению Шри Чинмоя музыка Джона наполнилась духовным содержанием. Я думаю благодаря этой духовной наполненности новая музыка Джона Маклафлина станет самой влиятельной в сегменте джаза 70-х. Об этом и будет следующая часть повествования.

Хотите ещё?

Биографии джазовых музыкантов:

Попытка объять развитие джаза 70-х в США:

Биография Роберта Фриппа:

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz