Найти тему
музыка | filumjazz

Лонгрид. Два шага назад. Larry Coryell. Часть первая. Становление.

Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.

Ларри Коиелл, так же последовательно как и Джон Маклафлин весь свой активный период творчества сознательно стремился подружить джаз и рок. Возможно, если бы не стремительная экспансия гитары Маклафлина на американской сцене, мы бы больше чтили сейчас имя Кориелла. Сегодняшний рассказ будет как раз о том, как последовательно Ларри искал гибридного джаз-рокового звучания ещё до знакомства с музыкой Джона. Да, как и многие его современники, Кориелл в начале 70-х тоже попал под влияние британца и несколько изменил вектор своих изысканий, подражая неистовому Махавишну, но даже его подражание не сделало его подчерк менее узнаваемым. Он изрядно обогатил палитру музыки фьюжн своими пластинками и заслужил моего обстоятельного рассказа о его творчестве.

Ларри Кориелл
Ларри Кориелл

Ларри Кориелл - американский фьюжн-гитарист, урождённый Лоренц Альберт Ван Делиндер Третий, родился 2 апреля 1942-го года в Галвестоне, штат Техас, США, ровесник Маклафлина. В раннем возрасте его мать поощряла занятия на фортепиано. В подростковом возрасте Ларри самостоятельно освоит гитару. После переезда семьи в Ричленд, штат Вашингтон, молодой человек начнёт брать уроки игры на инструменте у профессионального преподавателя.

Ему нравился блюз и поп-музыка, а когда ему стало восемнадцать, он попробовал играть джаз.

Когда Кориелл окончил среднюю школу Ричленда, где играл в местных группах Jailers, The Rumblers, The Royals и The Flames он переехал в Сиэтл, чтобы поступить учиться в Вашингтонский университет.

В сентябре 1965-го года молодой человек переезжает в Нью-Йорк, чтобы поступить на учёбу в школу Маннеса.

Примерно в это время происходит яркое событие в карьере гитариста. Он попадает в оркестр Чико Гамельтона, заменив многолетнего участника ансамбля Габора Сабо. С новым гитаристом у Гамельтона выходит знаковый альбом The Dealer в 1966-м году - это альбом ранних попыток поженить джаз и ритм-н-блюз.

Обложка альбома Chico Hamilton - «The Dealer»
Обложка альбома Chico Hamilton - «The Dealer»

Original Album Chico Hamilton Quartet:
Chico Hamilton - drums, percussion, vocal on #6
Larry Coryell - electric guitar
Arnie Lawrence - alto saxophone, except #5
Richard Davis - bass
Featuring:
Archie Shepp - piano on #2
Ernie Hayes - organ on #4 and #5
Jimmy Cheatham - arranger on #1 and #4, conductor on #3
Unknown - percussion and tambourine on #7
Bonus Tracks:
Chico Hamilton - drums
Albert Stinson - bass, vocal on #9
Willie Bobo - maracas on #8, cowbells on #9
Charles Lloyd - flute on #9 and #11, tenor saxophone on #10
Gábor Szabó - guitar on #8, #10 and #11
George Bohanon - trombone on #10, probably maracas and percussion on #11
Jimmy Woods - tenor saxophone on #8

Так же Ларри собирает свой первый ансамбль The Free Spirits, который будет впервые записан в том же 1966-м году.

Обложка альбома The Free Spirits - «Out of Sight and Sound»
Обложка альбома The Free Spirits - «Out of Sight and Sound»

1. Don't Look Now (But Your Head Is Turned Around) - 02:19
2. I'm Gonna Be Free - 03:30
3. Lbod - 03:05
4. Sunday Telephone - 02:57
5. Blue Water Mother - 02:46
6. Girl out of the Mountain - 02:42
7. Cosmic Daddy Dancer - 02:36
8. Bad News Cat - 03:26
9. Storm - 02:15
10. Early Mornin' Fear - 02:39
11. Angels Can't Be True - 02:43
12. Tatoo Man - 02:59
13. I Feel a Song - 02:36

Larry Coryell – lead guitar, sitar, lead vocals
Columbus "Chip" Baker – rhythm guitar, backing vocals
Jim Pepper – tenor sax, flute
Chris Hills – bass guitar
Bob Moses – drums

Группа пробовала играть джаз-рок ещё до выхода первых пластинок Blood, Sweat & Tears и Chicago, но, к сожалению, не сделала революции.

Ларри Кориелл и The Free Spirits
Ларри Кориелл и The Free Spirits

В 1967-м году Ларри активно играет в ансамбле вибрафониста Гарри Бёртона. Он записан на пластинках: Gary Burton Quartet - A Genuine Tong Funeral,

Обложка альбома Gary Burton Quartet — «A Genuine Tong Funeral»
Обложка альбома Gary Burton Quartet — «A Genuine Tong Funeral»

весь альбом можно послушать по ссылке

1. "The Opening / Interlude : Shovels / The Survivors / Grave Train" - 6:37
2. "Death Rolls" - 1:36
3. "Morning (Part 1)" - 1:43
4. "Interlude : Lament / Intermission Music" - 4:28
5. "Silent Spring" - 7:58
6. "Fanfare / Mother of the Dead Man" - 2:51
7. "Some Dirge" - 7:47
8. "Morning (Part 2)" - 1:17
9. "The New Funeral March" - 2:40
10. "The New National Anthem / The Survivors" - 6:34
Recorded in New York City in July 1967

Gary Burton – vibraphone
Michael Mantler – trumpet
Jimmy Knepper – trombone, bass trombone
Howard Johnson – tuba, baritone saxophone
Steve Lacy – soprano saxophone
Gato Barbieri – tenor saxophone
Carla Bley – piano, organ, conductor
Larry Coryell – guitar
Steve Swallow – double bass
Bob Moses – drums

Эта музыка и аранжировки авторства молодой пианистки Карлы Блей. Музыка занятная и немного необычная - такая смесь джаза и академической музыки.

пластинке Duster, того же 1967-го года,

Обложка альбома Gary Burton Quartet — «Duster»
Обложка альбома Gary Burton Quartet — «Duster»

весь альбом можно послушать по ссылке

1. Ballet - Michael Gibbs - 04:54
2. Sweet Rain - Michael Gibbs - 04:24
3. Portsmouth Figurations - 03:03
4. General Mojo's Well Laid Plan - 04:58
5. One, Two, 1-2-3-4 - 05:56
6. Sing Me Softly of the Blues - Carla Bley - 04:05
7. Liturgy - 03:26
8. Response - 02:15

Gary Burton - vibraphone
Larry Coryell - guitar
Steve Swallow - bass
Roy Haynes - drums

и пластинке Lofty Fake Anagram 1968-го года

Обложка альбома Gary Burton Quartet — «Lofty Fake Anagram»
Обложка альбома Gary Burton Quartet — «Lofty Fake Anagram»
Lofty Fake Anagram (1967) - Gary Burton скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

1. June 15, 1967 - Gibbs / Michael Gibbs - 04:52
2. Feelings and Things - Carla Bley / Gibbs - 04:06
3. Fleurette Africaine - Duke Ellington - 03:41
4. I'm Your Pal - Steve Swallow - 03:05
5. Lines - Gary Burton - 03:13
6. Beach - Gary Burton - 03:43
7. Mother of the Dead Man - Carla Bley - 04:59
8. Good Citizen - Swallow / Gary Burton - 05:34
9. General Mojo Cuts Up - Steve Swallow - 04:35

Gary Burton - vibraphone
Larry Coryell - guitar
Steve Swallow - bass
Bobby Moses - drums

История сохранила видео выступления квартета Бёртона

Любопытно появление Ларри на пластинках Дона Себески.

Дон Себески в конце 60-х активно пытается подружить, как и многие в то время звучание джаза и рока. Отметим его работу в этом направлении - альбом Don Sebesky & The Jazz-Rock Syndrome.

Обложка альбома Don Sebesky - «Don Sebesky & The Jazz-Rock Syndrome»
Обложка альбома Don Sebesky - «Don Sebesky & The Jazz-Rock Syndrome»

1. Word - 03:45
2. Shake a Lady - 03:42
3. Banana Flower - 02:48
4. Meet a Cheeta - 04:01
5. I Dig Rock & Roll Music - 02:05
6. Never My Love - 03:06
7. Dancing in the Streets - 03:17
8. Somebody Groovy - 04:07
9. You've Got Your Troubles - 02:52
10. Big Mama Cass - 02:51

Don Sebesky - Clavinet, Harpsichord, Organ, Piano
Janet Sebesky - Vocals
Richard Spencer - Sax (Alto)
Joe Beck - Guitar
Larry Coryell - Guitar
Hubert Laws - Flute
Don Payne - Bass (Electric)
Chuck Rainey - Bass (Electric)
Donald MacDonald - Drums

Наконец, пришло время записать свой первый именной сольный альбом. В 1968-м под своё крыло на много лет вперёд его берёт звукозаписывающий лейбл Vanguard. Первая пластинка называется Lady Coryell. В каком-то смысле это продолжение идей его группы The Free Spirits, но здесь музыкант не сдерживает себя в экспериментах с гитарным саундом, изрядно добавляя в звучание модной тогда психоделии, с другой стороны здесь появляются и вполне джазовые треки, но пока слышно невооружённым ухом, что в рок-стихии гитарист чувствует себя гораздо увереннее.

Обложка альбома Larry Coryell - «Lady Coryell»
Обложка альбома Larry Coryell - «Lady Coryell»

Larry Coryell – guitars, bass, vocals
Jimmy Garrison – bass (on 7)
Bob Moses – drums
Elvin Jones – drums (on 7 and 9)

В том же 1968-м году любопытно его участие в записи пластинки своего товарища по оркестру Чика Гамельтона саксофониста Эрни Лоуренса. Здесь очень интересная смесь психоделического рока и джаза. Почти уже музыка фьюжн! Альбом Look Toward a Dream:

Обложка альбома Arnie Lawrence - «Look Toward a Dream»
Обложка альбома Arnie Lawrence - «Look Toward a Dream»
Look Toward A Dream (1968) - Arnie Lawrence скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

1. Gonna Get Some Right Now - 11:00
2. Contentment - 3:44
3. I Wish I Knew How It Would Feel To Be Free - 3:17
4. The Meeting Of Two Worlds - 7:16
5. Seymour Chick-Chick - 6:30
6. Feeling Good - 3:39
7. Look Toward The Day Of Man's Awakening - 2:50

Arnie Lawrence - Alto Saxophone
Larry Coryell - Guitar
Carline Ray, Harold Gaylor, Richard Davis - Bass
Roy Haynes - Drums

Кроме этого Ларри присутствует на записи дебютной пластинки другого саксофониста - Стива Маркуса. Материал Маркуса - это тоже своеобразный сплав рока и джаза. Пластинка выйдет под названием Tomorrow Never Knows:

Обложка альбома Steve Marcus - "Tomorrow Never Knows»
Обложка альбома Steve Marcus - "Tomorrow Never Knows»

Steve Marcus - soprano saxophone, tenor saxophone
Larry Coryell - guitar
Chris Hills - bass
Bob Moses - drums

Второй сольный альбом музыканта, выпущенный в 1969-м году - это гитарный песенный психоделический блюз-рок, или даже джаз-рок. Думаю, на пластинке Ларри пытался продолжить путь Джимми Хендрикса, но в своём понимании направления этого пути.

Обложка альбома Larry Coryell - «Coryell»
Обложка альбома Larry Coryell - «Coryell»

1. "Sex" 3:54
2. "Beautiful Woman" 4:36
3. "The Jam with Albert" 9:19
4. "Elementary Guitar Solo #5" 6:52
5. "No One Really Knows" (Julie Coryell, Larry Coryell) 5:08
6. "Morning Sickness" 5:22
7. "Ah Wuv Ooh" (Julie Coryell, Larry Coryell) 4:24

Larry Coryell – guitar, bass, keyboards, vocals
Mike Mandel – keyboards
Chuck Rainey – guitar, bass guitar
Mervin Bronson – bass guitar
Albert Stinson – bass guitar
Guests
Jim Pepper – flute, saxophone
Ron Carter – bass
Bernard Purdie – drums

Ларри Кориелл
Ларри Кориелл

В 1969-ом Ларри отметится в любопытном релизе джазового флейтиста Херби Манна - Memphis Underground. Херби в это время активно выпускает альбомы в стиле раннего кроссовер-джаза. Компетенции Кориелла здесь как нигде к месту.

Обложка альбома Herbie Mann - «Memphis Underground»
Обложка альбома Herbie Mann - «Memphis Underground»

Herbie Mann – flute
Reggie Young – guitar
Bobby Emmons – organ
Bobby Wood – electric and acoustic piano
Gene Chrisman – drums
Tommy Cogbill or Mike Leech - Fender bass (individual tracks not specified)

Also appearing on selected tracks:
Roy Ayers – vibes, conga on "Battle Hymn of the Republic"
Larry Coryell – guitar
Sonny Sharrock – guitar
Miroslav Vitouš - Fender bass on "Hold On, I'm Comin'"

Третий сольный альбом Кориелла для Vanguard в 1970-м записывается со звёздным по сегодняшним меркам составом: Джон Маклафлин, Чик Кориа, Бил Кобэм и Мирослав Витуш, не считая самого Кориелла. Думаю, что не случайно то, что трое из вышеперечисленных как раз в это время были заняты на студии у Майлза Дэвиса, записывая эпохальный альбом Bitches Brew. Ларри уже почуял, кем свершаются самые главные события в музыке и жаждал поработать с ними - и не прогадал. Альбом Spaces уже можно без преувеличения назвать одним из первых по-настоящему фьюжн альбомов.

Обложка альбома Larry Coryell - «Spaces»
Обложка альбома Larry Coryell - «Spaces»

Larry Coryell – guitar
John McLaughlin – guitar (1,2,4,5)
Chick Corea – electric piano (5)
Miroslav Vitouš – double bass (1,3,4,5)
Billy Cobham – drums (1,3,4,5)

К сожалению, пластинка не добилась первоначального успеха после своего выхода. Здесь необъяснимым образом Ларри Кориеллу не повезло. Настоящую революцию сделает студийная работа Майлза Дэвиса - Bitches Brew. Spaces же выстрелит уже позже, когда лейбл перевыпустит её несколько лет спустя. Тогда уже удастся продать 250 000 копий.

Я вот частенько задумываюсь: не приехал бы Джон Маклафлин в Нью-Йорк в это время, не занял бы его место в сессиях In A Silent Way и Bitches Brew Ларри? Кто знает? Как видим он последовательно шёл к этому, и был тем гитаристом, который смог бы подойти Дэвису, но у судьбы свои капризы.

Ларри Кориелл
Ларри Кориелл

Как бы то ни было, судьба Ларри всё равно была предопределена - он станет активно развивать сплав джаза и рока пусть и не на первых ролях, изрядно обогатив наследие фьюжн-музыки.

Хотите ещё?

Биографии джазовых музыкантов:

Попытка объять развитие джаза 70-х в США:

Биография Роберта Фриппа:

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz