Найти тему
музыка | filumjazz

Лонгрид. Шаг вперёд. Miles Davis. История джазового пророка. Часть первая.

Этот текст вышел ровно год назад на канале БиС. Пришло время продублировать его здесь. С тех пор он изрядно переработан и дополнен!

Опять я решил изменить слегка концепцию "шагов". В этот раз по причине того, что разбирать по косточкам какой-либо из альбомов Майлза Дэвиса, на мой взгляд, не представляется возможным. Несмотря на то, что музыкант выпустил множество знаковых записей, корректирующих дальнейшее развитие джаза, ни один его альбом не может похвастаться бездонной глубиной и композиционной сложностью. Скорее даже так: несмотря на безупречный вкус и стиль, в записях Майлза напрочь отсутствует понятие монументальности. Его музыка всегда в меру сложна и доступна широкому кругу слушателей и, как следствие, — это сделало ему имя в джазе и финансово обеспечило. К тому же главной суперсилой творчества музыканта являлось неоднократное предвидение магистральных трендов в музыке, поэтому правильнее будет об этом и написать.

Майлз Дэвис как никто другой в джазе неоднократно оказывался на острие развития. Обычно, революционерам джаза, таким как Луи Армстронг или Чарли Паркер лишь однажды удавалось кардинально менять правила игры, после чего они постепенно переходили в разряд живых классиков. Майлзу же до последнего года своей жизни посчастливилось держать волну. Как подтверждение, последний прижизненно записанный им, в возрасте 65 лет, альбом Doo-Bop 1991-го года, предвосхитил появление очередного нового стиля в около джазовой музыке - acid-jazz.

Игра слов в названии неспроста: "пророк" как провидец (без религиозной коннотации) и "про-рок" как человек, в своё время приложивший руку к сплаву джаза и рока (для тех, кто пока в танке).

Майлз Дэвис
Майлз Дэвис

Майлз Дэвис родился в 1926-м году в Восточном Сент-Луисе в семье дантиста. Получил хорошее, насколько это было возможно для афроамериканца тех лет, образование, даже был зачислен в Джульярдскую школу музыки в Нью-Йорке, обучение в которой он не закончил, познакомившись с боперами и лично с Чарли Паркером, заменив самого Диззи Гилеспи после его ухода из коллектива. В ансамбле Майлз был вынужден сильно вырасти технически, ведь заменить самого быстрого трубача тех лет было не тривиальной задачей. Первая запись трубы Майлза на пластинке Чарли Паркера произошла осенью 1945-го года. Название пластинки Charlie Parker Reboppers.

Чарли Паркер и Майлз Дэвис
Чарли Паркер и Майлз Дэвис

Но вообще первая запись Майлза Дэвиса в студии произошла в мае 1945-го для пластинки саксофониста Херби Филдса.

Ещё работая в оркестре Чарли Паркера, Майлзу удаётся сочинить и записать с оркестром свою первую пьесу - Donna Lee. Да-да, именно Майлз Дэвис автор этого джазового стандарта, а не Чарли Паркер.

Со слов Майлза издательство по ошибке указало некорректное авторство, но не смотря на это трубач свои авторские получил. Кстати, именно пьеса Donna Lee станет причиной знакомства молодого Майлза с аранжировщиком оркестра Клода Тронхилла - Гилом Эвансом. Эвансу понравилась пьеса и ему захотелось сделать её аранжировку для репертуара оркестра Тронхилла. С этим вопросом он сначала обратился к Чарли Паркеру, но тот указал на молодого коллегу. Так завязалась многолетняя дружба двух музыкантов, позже переросшая в плодотворное сотрудничество. Послушайте результат работы Гила Эванса над первой пьесой Майлза:

Но вернёмся к Майлзу. В какой-то момент ему становится понятно, что концерты и джемы с самыми крутыми музыкантами своего времени это круто, но главное - это записывать и продавать качественные записи на пластинках да ещё и под своим именем. Большинство музыкантов тех лет не относились серьёзно к работе в студии, считая это чем-то побочным.

Первая сольная пластинка Майлза вышла в 1947-м году. Выпущена она была на лейбле Savoy, там же, где выпускал свои пластинки Чарли Паркер. Паркер же и играет на первых студийных сессиях Майлза, внимание, на тенор саксофоне. Кроме Паркера и самого Майлза в записи участвовали Джон Льюис на фортепиано, Нельсон Бойд на контрабасе и Макс Роуч на ударных. Дебютная сольная пластинка Майлза состоит из четырёх пьес авторства молодого трубача. На приведённом ниже сборнике - это будут треки с первого по восьмой.

1. Milestones - 2:46
2. Little Willie Leaps - 2:52
3. Half Nelson - 2:44
4. Sippin' At Bells - 3:20

Miles Davis - Trumpet
Charlie Parker - Tenor Sax
John Lewis - Piano
Nelson Boyd - bass
Max Roach - Drums

Уже первая запись показала уникальный подход Майлза к записи. Несмотря на то, что в составе музыкантов, по сути оркестр Чарли Паркера, но есть очень большие отличия в звучании от музыки, записанной Паркером. Одно то, что знаменитый альт-саксофонист играет здесь на тенор-саксофоне должно внушать уважение к подходу молодого трубача.

Знакомство Дэвиса с аранжировщиком и теоретиком джаза Гилом Эвансом так же сыграет очень значительную роль на творческом пути Майлза. Знакомство постепенно перерастёт в дружбу. Майлз станет завсегдатаем знаменитой квартиры Эванса на 55-й улице, где собираются молодые музыканты и ведут многочасовые беседы о будущем джаза. Как раз в то время в квартире Гила временно проживал молодой талантливый баритон-саксофонист и аранжировщик Джерри Маллиган, недавно перебравшийся из Филадельфии. Так же частыми гостями были: пианист и аранжировщик Джон Льюис (в будущем основатель The Modern Jazz Quartet), трубач и аранжировщик Джонни Кариси, барабанщик Макс Роуч и многие другие. В кружке Гила созрела идея нового джаза, в пику би-бопу. Разница нового подхода была в том, что если музыка би-боп ставила во главу угла импровизацию: музыканты отыграв тему, пускались в длинные импровизации; Гил и Майлз решили же больше организовать ткань музыки, по примеру аранжировок больших свинговых оркестров 30-х.

Амбиции молодого музыканта и его энергия позволили Майлзу возглавить этот процесс и устроить ангажемент новой группы и сессии записи на студии Capitol records. В разных компиляциях эти треки выходили в виде синглов на «45-ках», начиная с 49-го года, но самая известная и уже полноформатная версия выйдет аж в 1957-м под названием Birth Of The Cool.

Джерри Маллиган и Майлз Дэвис
Джерри Маллиган и Майлз Дэвис
Обложка альбома Miles Davis - «Birth Of The Cool»
Обложка альбома Miles Davis - «Birth Of The Cool»

Miles Davis - Arranger, Composer, Leader, Primary Artist, Trumpet
Gil Evans - Arranger
Johnny Carisi - Arranger, Composer
Gerry Mulligan - Arranger, Composer, Guest Artist, Liner Notes, Sax (Baritone)
John Lewis - Arranger, Composer, Guest Artist, Piano
Kenny "Pancho" Hagood - Vocals
Lee Konitz - Sax (Alto)
Sandy Siegelstein - French Horn
Gunther Schuller - French Horn
Junior Collins - French Horn
J.J. Johnson - Trombone
Kai Winding - Trombone
Billy Barber - Tuba
John Barber - Tuba
Al Haig - Piano
Al McKibbon - Bass
Joe Shulman - Bass
Nelson Boyd - Bass
Max Roach - Drums, Guest Artist
Kenny Clarke - Drums

Несмотря на своё моно-звучание альбом держит от первой до последней композиции. Обратите внимание на почти полное отсутствие в аранжировках привычного гармонического инструмента - фортепиано. Музыканты специально старались подчеркнуть значимость гармонической роли каждого инструмента ансамбля. Позже, когда Джерри Маллиган переедет в Лос-Анджелес, он посеет зёрна нового звучания на Западном побережье США и cool-jazz обретёт второе своё название — West-Coast jazz.

К сожалению, обретающий своё имя молодой музыкант с 1949-го года, после своих первых европейских гастролей попадает в героиновую зависимость и на целых четыре года выпадает из бурной музыкальной жизни. Нет он не бросает музыку, но теперь она отодвигается у него на второй план, главной же целью теперь становится добыча наркотиков.

Несмотря на зависимость Майлза и его асоциальный образ жизни, в конце 1950-го года его разыскивает продюсер Боб Уайнсток, который только что организовал свой новый лейбл Prestige records и договаривается с музыкантом на запись нескольких пластинок. Стоит отметить вторую из записанных пластинок в 1951-м году, которая была выполнена по новым технологиям и была долгоиграющей. Музыканты могли больше не ограничивать свою импровизацию по времени, чтобы уложиться в стандарт трёхминутной записи, как это было ранее.

Обложка альбома Miles Davis - «Dig»
Обложка альбома Miles Davis - «Dig»

Miles Davis - Trumpet
Jackie McLean - Sax (Alto)
Sonny Rollins - Sax (Tenor)
Walter Bishop, Jr. - Piano
Art Blakey - Drums
Tommy Potter - Bass

Долгих четыре года музыкант борется со своим недугом. Только с четвёртой попытки ему удаётся слезть с иглы и в 1954-м музыкант с новыми творческой энергией и идеями возвращается в Нью-Йорк.

Первые записи, сделанные Майлзом после выздоровления - это Miles Davis, vol. 2 для лейбла Blue Note и Miles Davis Quartet для Prestige. Какие-то из этих записей позже попали в эту компиляцию:

Miles Davis - Trumpet
Horace Silver - Piano
John Lewis - Piano
Charles Mingus - Bass, Piano
Percy Heath - Bass
Art Blakey - Drums
Max Roach - Drums
Kenny Clarke - Drums

Но первой заметной записью нового периода станет пластинка Walkin` для Prestige. Не знаю, что сказать о музыке на альбоме, кроме того, что критики называют это первой работой Майлза в стиле хард-боп, но обложка - огонь!

Обложка альбома Miles Davis - «Walkin`»
Обложка альбома Miles Davis - «Walkin`»

Miles Davis - Composer, Trumpet
Lucky Thompson - Sax (Tenor)
J.J. Johnson - Trombone
Horace Silver - Piano
Percy Heath - Bass
Kenny Clarke - Drums

В конце 1954-го Майлз записывает очередную интересную пластинку на Prestige, известную под названием Miles Davis and Modern Jazz Giants:

Обложка альбома Miles Davis - «Miles Davis and Modern Jazz Giants»
Обложка альбома Miles Davis - «Miles Davis and Modern Jazz Giants»

Miles Davis - Trumpet
Milt Jackson - Vibraphone
Thelonious Monk - Composer, Piano
Percy Heath - Bass
Kenny Clarke - Drums

По поводу этой записи есть байка: мол, Майлз Дэвис вдрызг разругался с Телониусом Монком на записи. Но как сам Дэвис объяснял позднее, конфликта никакого не было, просто трубач попросил Монка не аккомпанировать во время его соло. Майлз считал, что под экстравагантный аккомпанемент Монка удавалось играть малому количеству музыкантов, в числе которых, по его словам, были лишь Сонни Роллинз и Джон Колтрейн. Послушайте фортепианные соло Монка здесь - какая работа с паузами!

Выпускаемые Майлзом пластинки постепенно делают ему имя и он может уже себе позволить собрать и содержать свой постоянный коллектив. Этот первый постоянный ансамбль теоретики джаза знают как первый великий квинтет Майлза Дэвиса. В этом оркестре на тенор-саксофоне играет Джон Колтрейн, на фортепиано Рэд Гарланд, на басу Пол Чамберс и на ударных Филли Джо Джонс. Ниже приведена первая пластинка записанная для Prestige.

Обложка альбома Miles Davis - «The New Miles Davis Quintet»
Обложка альбома Miles Davis - «The New Miles Davis Quintet»

Miles Davis - Composer, Trumpet
John Coltrane - Composer, Sax (Tenor)
Red Garland - Piano
Paul Chambers - Bass
Philly Joe Jones - Drums

Но более детально эти события описываются так: в июле 1955-го года происходит то самое значимое событие в карьере Дэвиса. На первом Ньюпортском джазовом фестивале, организованном супругами Элен и Луи Лорийардами, продюсеры собрали оркестр «All Stars» в который включили и Майлза Дэвиса в качестве одного из солистов. Звучание его трубы в соло композиции Теллониуса Монка `Round Midnight так очаровало зрителей, что по завершении они аплодировали стоя. Позже Джордж Авакян, в то время джазовый продюсер Columbia records предложил Майлзу эксклюзивный контракт. Для этих целей Дэвису нужно было в короткие сроки уладить дела с незакрытыми обязательствами со студией Prestige records и собрать постоянный ансамбль, что и послужило причиной скорого формирования первого великого квинтета. В течении следующего года Майлз решал эти вопросы - и с помощью свежесформированного ансамбля закрыл обязательства перед Prestige records за два студийных дня, записав материал для пластинок: The New Miles Davis Quintet, Cookin', Workin', Relaxin', Steamin'. Благодаря этим записям мы можем составить представление о знаменитом ансамбле.

Первый великий квинтет Майлза Дэвиса
Первый великий квинтет Майлза Дэвиса

Развязав себе руки, Майлз получает доступ к бюджетам студии Columbia records и к новым, практически безграничным, возможностям.

Первая запись, сделанная на Columbia records — это хард-боп альбом 'Round About Midnight 1957-го года, кстати, записанный тем же первым великим квинтетом.

Обложка альбома Miles Davis - «`Round About Midnight»
Обложка альбома Miles Davis - «`Round About Midnight»

Miles Davis - Trumpet
John Coltrane - Sax (Tenor)
Red Garland - Piano
Paul Chambers - Bass
Philly Joe Jones - Drums

Если помните, именно звук трубы заглавной композиции авторства Теллониуса Монка сразил в своё время представителей Columbia.

Вторым альбомом, записанным Майзом для Columbia стала запись в сотрудничестве со своим старым соратником по сессиям Birth Of The Cool аранжировщиком Гилом Эвансом. На этот раз, благодаря возможностям лейбла, Гил делает бескомпромиссные аранжировки для биг-бэнда, который аккомпанирует Майлзу.

Гил Эванс и Майлз Дэвис
Гил Эванс и Майлз Дэвис
Обложка альбома Miles Davis - «Miles Ahead»
Обложка альбома Miles Davis - «Miles Ahead»

Miles Davis - Composer, Flageolet, Flugelhorn, Trumpet
Gil Evans - Arranger, Composer, Conductor, Director
Danny Bank - Clarinet (Bass)
Billy Barber - Tuba
Joe Bennett - Trombone
Walter Bishop, Jr. - Piano
Art Blakey - Drums
James Buffington - French Horn, Horn
Eddie Caine - Clarinet, Flute
Johnny Carisi - Composer, Trumpet
Paul Chambers - Bass
Jimmy Cleveland - Trombone
Sid Cooper - Bass, Clarinet, Flute
Bernie Glow - Trumpet
Percy Heath - Bass
Philly Joe Jones - Drums
James Jordan - Trumpet
Taft Jordan - Trumpet
Wynton Kelly - Piano
Lee Konitz - Sax (Alto)
John Lewis - Piano
Charles Mingus - Piano
Tony Miranda - French Horn, Horn
Thomas Mitchell - Trombone, Trombone (Bass)
Tommy Mitchell - Bass, Trombone, Trombone (Bass)
Louis Mucci - Trumpet
Romeo Penque - Bass, Clarinet, Flute, Oboe
Frank Rehak - Trombone
Max Roach - Drums
Sonny Rollins - Sax (Tenor)
Ernie Royal - Trumpet
Willie Ruff - French Horn, Horn
Horace Silver - Piano
Art Taylor - Drums

Почти все 50-е, за исключением оркестровых альбомов, музыка Майлза Дэвиса посвящена хард-бопу, пока не приходит время для новых изменений.

С одной стороны сложность и высокотехнологичность джаза достигла своего наибольшего развития, с другой стороны начали появляться альтернативные музыкальные концепции, позволяющие по другому взглянуть на устройство музыки. Одна из таких работ - это "Лидийская хроматическая концепция ладовой организации" пианиста и композитора Джорджа Рассела.

Рассел предлагал посмотреть на музыку через призму ладовой организации. Нельзя сказать, что данная концепция более стройная, чем существовавшая до этого гармоническая концепция тональной музыки, но это наводило на мысль, как можно избавиться от большинства шаблонов в импровизации, добавив музыкальности и экспрессии. В 1958-м Майлз пробует реорганизовать свой репертуар внедряя в него концепцию модального джаза.

В 1958-м Дэвису удаётся собрать свой великий секстет с Кэнонболом Эддерли на альт-саксофоне, Джоном Колтрейном на тенор-саксофоне, Рэдом Гарландом (позже Билом Эвансом) на фортепиано, Джимми Кобом (позже Филли Джо Джонсом на барабанах) и Полом Чамберсом на контрабасе.

Великий секстет Майлза Дэвиса
Великий секстет Майлза Дэвиса

С этим составом он выпускает альбом Milestones:

Обложка альбома Miles Davis - «Milestones»
Обложка альбома Miles Davis - «Milestones»

Miles Davis - Composer, Trumpet
Cannonball Adderley - Sax (Alto)
John Coltrane - Sax (Tenor)
Red Garland - Piano
Paul Chambers - Bass
Philly Joe Jones - Drums

Пожалуй, больше так быстро как на этой пластинке Майлз играть впредь не будет. Дальнейшая его музыкальная концепция идёт в сторону упрощения технических сложностей.

В августе 1959-го года на студии проходят сессии знаменитой уже сегодня записи альбома Kind Of Blue.

Майлз Дэвис в студии
Майлз Дэвис в студии
Обложка альбома Miles Davis - «Kind Of Blue»
Обложка альбома Miles Davis - «Kind Of Blue»

Miles Davis - Composer, Trumpet
Cannonball Adderley - Sax (Alto)
John Coltrane - Sax (Tenor)
Wynton Kelly - Piano
Bill Evans - Composer, Liner Notes, Piano
Paul Chambers - Bass, Double Bass
Jimmy Cobb - Drums

Главное отличие модального джаза от хард-бопа - это ориентация при импровизации не на смену аккордов в последовательности, а на лад, который образуется сочетанием аккордов. По этой причине в модальном джазе используется относительно небольшое их количество в сетке, правда сами аккорды не обязаны быть простыми; зачастую в модальном джазе используются кварт аккорды вместо обычных, построенных на терциях.

Так же звучание нового стиля характеризует бо́льшая экспрессия и музыкальность, ведь теперь импровизатору не нужно следить за сменой гармоний, можно сосредоточиться на мелодиях.

Kind Of Blue, самая популярная джазовая пластинка Майлза. Она была продана более 2-х миллионов экземпляров. Кроме того, звучание новой версии джаза концептуально приблизило джаз к набирающему популярность в это время рок-н-роллу. Десятилетием позже ладовая импровизация сделает возможным слияние джаза и рока. Но об этом будет в следующей части.

Ещё спин-оффы к основной истории:

Лонгрид. Два шага назад. Gil Evans. От рождения Cool-jazz до музыки Джими Хендрикса.
filumjazz1 августа 2023
Лонгрид. Два шага назад. John Lewis. От рождения cool-jazz до MJQ.
filumjazz8 августа 2023

Хотите ещё?

Попытка объять развитие джаза 70-х в США:

Биография Роберта Фриппа:

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz