Найти в Дзене
музыка | filumjazz

лонгрид: Три кита джаза 70-х. Часть третья. Music of Another Present Era

Дисклеймер: все термины и деление на стили и жанры — умозрительны. Эти процессы происходят в головах исследователей. Процессы, происходящие в головах творцов имеют другую природу. Художники, обычно, ломают устоявшиеся правила, чтобы расширить палитру красок и найти с помощью них свой индивидуальный голос. По этой причине чистых стилей не существует. Но в арсенале исследователя поляризация процессов помогает систематизировать и усвоить информацию. В предыдущих двух частях (статья 1 и статья 2) я описал события, которые для меня были очевидными. Я с молодости интересовался рок-музыкой конца 60-х, начала 70-х, и когда моё внимание обратилось к джазу — это был джаз как раз этого периода. Хоть изначально я и не проводил границы между музыкой фьюжн и кроссовер джазом, но культурологический контекст конца 60-х, начала 70-х, связанный с упадком джаза, логично объяснял возникновение этих направлений именно в то время. Возникновение третьего направления джаза, о котором сейчас пойдёт речь, появи
Оглавление

Дисклеймер: все термины и деление на стили и жанры — умозрительны. Эти процессы происходят в головах исследователей. Процессы, происходящие в головах творцов имеют другую природу. Художники, обычно, ломают устоявшиеся правила, чтобы расширить палитру красок и найти с помощью них свой индивидуальный голос. По этой причине чистых стилей не существует. Но в арсенале исследователя поляризация процессов помогает систематизировать и усвоить информацию.

В предыдущих двух частях (статья 1 и статья 2) я описал события, которые для меня были очевидными. Я с молодости интересовался рок-музыкой конца 60-х, начала 70-х, и когда моё внимание обратилось к джазу — это был джаз как раз этого периода. Хоть изначально я и не проводил границы между музыкой фьюжн и кроссовер джазом, но культурологический контекст конца 60-х, начала 70-х, связанный с упадком джаза, логично объяснял возникновение этих направлений именно в то время. Возникновение третьего направления джаза, о котором сейчас пойдёт речь, появившееся так же в начале 70-х, для меня не было таким очевидным. Во-первых, моё знакомство с ним началось значительно позже, во-вторых, его звучание не так привязано к стилевым музыкальным особенностям того времени. Вообще, после того, как у меня появилось желание копнуть глубже в историю джаза 70-х я, в какой-то степени, даже был удивлён тем, что это звучание появилось тоже как раз в это время.

Признаюсь, я долго не мог придумать название для этой части моего исследования. Первое название, которое мне приходило на ум —музыка New Age, не смотря на свою привлекательность, уже имеет своё определённое значение. Музыка New Age, а в особенности New Age субкультура — это очень коммерциализированная область деятельности большого количества деятелей изотерической направленности 80-х годов, совсем не имеющая никакого отношения к джазу. И музыка, о которой пойдет речь в моей статье, хоть частично и разделяла ценности New Age, но, во-первых, зародилась на десятилетие раньше, а во-вторых, не имела своей целью поддержку каких-либо изотерических культов. Скорее эти изотерические культы могли впоследствии использовать эту музыку в своих целях. Я взял название этой части своего исследования у дебютного альбома группы Oregon 1972-го года «Music of Another Present Era», что в переводе на русский звучит: «Музыка другой современной эпохи». Я обязательно упомяну в этом тексте о творчестве этого коллектива, но здесь хотел бы отметить как это название точно обозначает то, что я сейчас начну описывать.

Свои корни это движение берёт из музыки джазовых авангардистов.

Джазовый авангард 60-х

Первым авангардным джазовым альбомом принято считать альбом Орнета Колмена Free Jazz 1961-го года:

Left channel
Ornette Coleman – alto saxophone
Don Cherry – pocket trumpet
Scott LaFaro – bass
Billy Higgins – drums
Right channel
Eric Dolphy – bass clarinet
Freddie Hubbard – trumpet
Charlie Haden – bass
Ed Blackwell – drums

Концепция конкретно этой записи была такой: здесь играют одновременно два джазовых квартета (бас, барабаны, труба, саксофон), один сведён в записи в левый канал, второй — в правый. Запись производилась по принципу «здесь и сейчас». Главная цель, которая ставилась перед музыкантами — это музыкальное взаимодействие. К концу 50-х годов джаз стал крайне заклишированным жанром. Стремлением его как-то оживить и было провозглашение освобождения, сознательный отказ от всех клише.

Нет больше поочерёдной импровизации в заданных временных рамках, любой импровизатор в любой момент времени может добавить в общую канву то, что ему кажется необходимым в данный момент времени. К тому же в данном контексте не обязательно следовать гармонии, можно «тянуть одеяло» в свою тональность, если это кажется оправданным, или вообще использовать хроматический 12-ти ступенчатый звукоряд.

Да, порой такую музыку становится сложно воспринимать, но учитывая то, что академическая музыка с начала 20-го века активно внедряет хроматизмы и атональность в свою структуру, можно объяснить хоть и не массовое, но достаточно широкое принятие нового джаза среди интеллектуалов.

Не смотря на сложный барьер вхождения для слушателя, в этой музыке появляется много новой интересной музыкальности. Творцы, освободившись от правил, начинают активно исследовать новые сочетания звуков, новые мелодии, да и вообще, больше экспериментируют. Человеческий разум так устроен, что он всегда ищет гармонию в любом хаосе. Хаос новой авангардной музыки открыл возможности для обнаружения новых видов гармонических построений и новой мелодической эстетики.

Лейбл ECM

Википедия пишет: «Немецкий продюсер Манфред Айхер открыл собственный музыкальный лейбл ECM Records в Мюнхене в 1969 году».

Деятельность этого лейбла начинается на рубеже 60-х и 70-х годов. К этому времени уже появляются два главных продукта поляризации джаза — музыка crossover jazz и jazz fusion.

«Первой пластинкой был альбом Мэла Уолдрона Free at last.» — как пишет всё та же Википедия, но я бы предложил знакомиться с музыкой лейбла с альбома Пола Блея Ballads записанного Полом в 1967-м году в Нью Йорке и выпущенного на этом лейбле в 1971-м:

Paul Bley - Keyboards, Piano,
Annette Peacock - Composer
Mark Levinson - Bass
Gary Peacock - Bass
Barry Altschul - Drums

Уже в этом релизе очерчивается то, что на протяжении последующего времени будет культивироваться лейблом, начиная от оформления обложки до концепции музыки. Деятельность главы лейбла Манфреда Айхера будет настолько последовательной, что приведёт к возникновению нового очень влиятельного джазового звучания.

Это звучание получилось как новый сплав джаза, в основном авангардного, изрядно очищенного от излишеств, с традициями европейской академической музыки и, нередко, с традициями фольклорной музыки разных стран. Аббревиатура ECM расшифровывается как Edition of Contemporary MusicИздание Современной Музыки. Интересно, что в отличии других сплавов джаза того времени, кроссовера и фьюжн — это направление получилось не привязанным к конъюнктурной моде. То есть, записи, лейбла ECM 70-х на слух не воспринимаются как музыка именно 70-х годов. Более того, и записи лейбла 80-х, 90-х, 2000-х звучат очень схоже. Только большой специалист отличит эволюцию звучания. Начиная исследовать эту музыку мы, как бы, проваливаемся в параллельное временное измерение (помните как я назвал статью?).

С лейблом будут сотрудничать, кроме европейских, многие американские джазовые музыканты. Кто-то, благодаря этому сотрудничеству, ярко раскроет свой талант, например, музыканты: Кит Джаррет, Ян Гарбарек, Терье Рипдал, Гарри Пикок, кто-то просто расширит свои музыкальные возможности как, например, Пол Блей, Чик Кориа или Дэйв Холланд.

Первый, кто стал лицом нового лейбла и раскрылся с помощью ECM — это норвежский саксофонист Ян Гарбарек. Вообще, минималистичный скандинавский саунд, в особенности норвежский, думаю и вдохновил Манфреда Айхера начать записывать новую музыку. Интересно описание возникновения этого звучания в художественном романе «Дама из долины» современника событий и их участника, музыканта и литератора, Кетила Бъёрнстада, тоже, кстати, в будущем резидента ECM. (Если ищете, что почитать прочитайте всю трилогию Пианисты этого автора — очень советую). Там его герой, академический пианист, проходит через глубокий психологический и творческий кризис и излечивается посредством нового свободного творчества, знакомясь с джазовыми музыкантами.

Итак, первый альбом, выпущенный Яном Гарбареком на новом лейбле Afric Pepperbird 1970-го года. Интересный факт — именно с этого альбома началось многолетнее сотрудничество Манфреда Айхера с норвежским звукорежиссёром, в будущем создавшим звук ECM, Яном-Эриком Конгсхаугом.

Jan Garbarek - Clarinet, Composer, Flute, Percussion, Sax (Bass), Sax (Tenor)
Terje Rypdal - Bugle, Guitar
Arild Andersen - Bass, Composer, Piano (Thumb), Xylophone
Jon Christensen - Composer, Percussion, Producer

Jan Erik Kongshaug - Engineer
Barbara Wojirsch - Cover Design
Manfred Eicher - Producer

На записи, кроме самого Яна Гарбарека приняли участие, в будущем завсегдатаи ECM, норвежские музыканты: барабанщик Йон Кристенсен, гитарист Терье Рипдал и басист Арильд Андерсен. Здесь пока чувствуется влияние американских авангардистов, но при этом саунд уже по ECM-овски минималистичный и разряженный.

Думаю отметить некоторые альбомы Гарбарека, которые, как мне кажется, характеризуют его сольное творчество этого периода. Это, кроме уже представленного Afric Pepperbird, альбом 74-го года Witchi-Tai-To:

Jan Garbarek - Sax (Soprano), Sax (Tenor)
Bobo Stenson - Piano
Palle Danielsson - Bass, Composer
Jon Christensen - Drums

Manfred Eicher - Producer
Jan Erik Kongshaug - Engineer

альбом 1976-го года Dis:

Jan Garbarek - Composer, Flute, Flute (Wood), Sax (Soprano), Sax (Tenor)
Ralph Towner - Brass Ensemble, Guitar, Guitar (12 String), Guitar (Classical), Performer, Slide Guitar
Den Norske Messingsekstett - Brass, Harp

Manfred Eicher - Producer
Jan Erik Kongshaug - Engineer
Franco Fontana - Photography

альбом 1978-го года Photo with Blue Sky, White Cloud, Wires, Windows and a Red Roof:

Jan Garbarek - Composer, Sax (Soprano), Sax (Tenor)
Bill Connors - Guitar, Guitar (Acoustic), Guitar (Electric)
John Taylor - Piano
Eberhard Weber - Bass
Jon Christensen - Drums

Manfred Eicher - Producer
Jan Erik Kongshaug - Engineer
Michael Heeg - Photography

и альбом 1980-го года Eventyr:

Jan Garbarek - Composer, Flute, Sax (Soprano), Sax (Tenor)
John Abercrombie - Composer, Guitar, Guitar (Electric), Mandolin
Naná Vasconcelos - Berimbau, Composer, Drums, Percussion, Vocals, Voices

Manfred Eicher - Producer
Jan Erik Kongshaug - Engineer
Frank Albiez - Cover Photo

Ян Гарбарек, кроме своего музыкального стиля за это время обрёл и свой узнаваемый саксофонный звук. Ниже приведу его обширную дискографию:

1969 — The Esoteric Circle

1970 — Afric Pepperbird

1971 — Sart

1972 — Triptykon

1974 — Belonging

1974 — Luminessence: Music for String Orchestra and Saxophone

1974 — Red Lanta

1974 — Witchi-Tai-To

1975 — Dansere

1976 — Dis

1977 — Places

1978 — Photo with Blue Sky, White Cloud, Wires, Windows and a Red Roof

1978 — Of Mist and Melting

1979 — Nude Ants

1979 — Magico

1979 — Folk Songs

1979 — Aftenland

1980 — Eventyr

Здесь и далее буду ограничиваться 1980-м годом, чтобы не перегружать вас излишней информацией и ограничиться заявленной темой, описывающий исторический период 70-х годов. Хочу сказать, что 70-ми не только не заканчивается дискография музыканта, но и не прекращается бурное развитие этого направления.

Далее стоит упомянуть творчество соратника и земляка Гарбарека гитариста Терье Рипдала, одного из первопроходцев амбиент-гитары. Уже на первом его сольном альбоме 1971-го года, выпущенном на лейбле, кроме треков психоделического фьюжн присутствует пару экспериментов с воздушным эмбиент-звучанием.

Еще один гитарист, раскрывшийся на лейбле американец Джон Аберкромби. Слушаем его альбом 1976-го года Sargasso Sea:

Следующий музыкант, кто чрезвычайно удачно раскрыл свой талант, благодаря лейблу — это американский пианист Кит Джаррет.

Первые сольные альбомы Кита до сотрудничества с лейблом ECM хоть и имеют любопытное звучание, но слишком эклектичны. Как будто что-то мешало артисту сосредоточиться на чём-то важном. Первый релиз Джаррета на лейбле покажет на что он способен, если его немного в чём-то ограничить. Альбом Facing You 1971-го года — это сольная игра музыканта на фортепиано. Здесь ещё много от его crossover jazz периода, но отсутствие полноценной ритм-поддержки заставляет музыканта искать приёмы удержания внимания слушателя, переключаться время от времени с заводных ритм-н-блюзовых грувов на лирические минималистичные мелодии.

В 1973-м году Манфред Айхер предоставит возможность Киту поработать с разными вариантами оркестровой музыки. Очень рекомендую грандиозный релиз In The Light:

Здесь Кит выступает в качестве композитора и лишь в последнем треке садится за фортепиано сыграть с оркестром.

Следующий, еще более грандиозный оркестровый эксперимент записан на ECM в следующем 1974-м году. Это музыка для симфонического оркестра и саксофона — Luminessence. С партией саксофона на записи блестяще справился уже известный нам Ян Гарбарек.

Стоит отметить, как одну из самых значимых пластинок в карьере музыканта, концертную запись The Köln Concert 1975-го года. Эта пластинка, в своё время, стала даже коммерчески успешной, было продано два с половиной миллиона экземпляров (на сегодняшний день уже более 3-х миллионов!).

Запись откроет длинную череду его успешных сольных фортепианных релизов и концертов. Кит к этому времени научится феноменально владеть вниманием публики и при этом впадать в глубокий транс импровизации. При внимательном прослушивании альбомов остаётся чувство глубокого духовного очищения. Посмотрите как он заводится, играя вживую. Его знаменитые спонтанные «завывания»!

Следующий интересный эксперимент, полученный ECM — это запись, сделанная с использованием церковного органа, 1976-го года — Spheres:

Пластинка так же очень интересная.

Последнее, что я хотел бы отметить — это его работу для лейбла 1980-го года Gurdjieff: Sacred Hymns:

Это музыка дореволюционного российского мистика Георгия Гурджиева. Пластинка просто сносит голову своей мощью. Я, в своё время, ставил ее фрагменты своему ребенку, чтобы объяснить чем отличается «форте» от «пиано» — послушайте композицию Hymn To The Endless Creator.

Ниже приведу ECM-дискографию Кита Джарета 70-х:

1971 — Facing You

1972 — Ruta and Daitya

1973 — In the Light

1973 — Solo Concerts: Bremen and Lausanne

1974 — Luminessence: Music for String Orchestra and Saxophone

1975 — The Köln Concert

1975 — Arbour Zena

1976 — Spheres

1976 — Staircase

1976 — Eyes of the Heart

1976 — Hymns/Spheres

1976 — The Survivors' Suite

1977 — Tales of Another

1977 — Ritual

1977 — Byablue

1978 — My Song

1979 — Nude Ants

1980 — Gurdjieff: Sacred Hymns

1980 — The Celestial Hawk

Хочу отметить, что лейбл ECM, не смотря на свои, достаточно жёсткие стилевые рамки допускал и не совсем ECM-овские эксперименты. Например, Чик Кориа именно на этом лейбле выпустит свой первый фьюжн альбом Return To Forever в 72-м.

Изначально, Чик участвовал на лейбле в выпуске своих ранних фри-джазовых записей с ансамблем Circle, далее получил возможность делать сольные фортепианные записи, время от времени участвуя в коллаборациях с другими резидентами лейбла. Эта работа происходила параллельно с его успешной фьюжн-карьерой на американских лейблах.

Раз уж пошёл разговор о фьюжн-карьере Чика — интересный факт перехода в новое ECM-звучание первого гитариста хард-фьюжн состава группы Return To Forever Билла Коннорса. Кроме радикальной смены стиля, Билл сменит электрогитару на акустическую. В 1975-м году он выпустит на лейбле свой дебютный сольный альбом Theme To The Gaurdian:

Не упустите шанс насладиться его дискографией на лейбле 70-х годов:

1975 — Theme to the Gaurdian

1978 — Of Mist and Melting

1979 — Swimming with a Hole in My Body

Первые сольные альбомы таких музыкантов как Дэйв Холланд или Пэт Мэтини выйдут так же на этом лейбле, хотя раскроются музыканты позднее в музыке несколько другой направленности. Дебютный сольный альбом Дэйва Холланда 1972-го года Conference Of The Birds:

Дебютный альбом Пэта Мэтини 1976-го Bright Size Life:

Помимо лейбла ECM

Хотелось бы так же подробно остановиться на творчестве резидента лейбла ECM пианиста Пола Блея. Это с его пластинки Ballads я начал свой рассказ о музыке ECM. Пол ещё до возникновения лейбла выпускал музыку, предвосхищающую это звучание. Примером может быть его альбом 1966-го года Closer:

Здесь уже чувствуется тот мелодический минимализм, который станет главной фишкой всей музыки нового германского лейбла.

Кроме уже упомянутого альбома Ballads Пол в 70-х выпустит на лейбле ещё только две пластинки: Paul Bley with Gary Peacock и Open, To Love.

Альбом Open, To Love 1972-го года имеет настоящий классический ECM-вский саунд:

В 1974-м году Пол Блей со своей второй женой Кэрол Госс создают в США свой лейбл IAI Records & Video. Там, на протяжении всех 70-х, будут выходить его сольные альбомы, а так же альбомы других близких по духу музыкантов. Стоит отметить его альбом 1974-го года Quiet Song этого периода:

и альбом 1975-го года Alone, Again:

Вообще, Пол Блей очень разносторонний музыкант. Кроме перечисленных релизов он успел поиграть би-боп с самим Чарли Паркером, активно поучаствовать в возникновении фри-джаза. Одним из первых джазовых пианистов попробовал звучание новых в то время электрических клавишных инструментов. Приведу его дискографию данного периода:

1966 — Ramblin'

1966 — Closer

1967 — Ballads

1967 — Virtuosi

1967 — Paul Bley in Harlem

1968 — Mr. Joy

1970 — Paul Bley with Gary Peacock

1971 — The Paul Bley Synthesizer Show

1972 — Open, To Love

1973 — Paul Bley & Scorpio

1973 — Paul Bley/NHØP

1973 — Dual Unity

1974 — Quiet Song

1975 — Alone, Again

1976 — Japan Suite

1976 — Jaco Pastorius, Pat Metheny, Bruce Ditmas, Paul Bley

1977 — Pyramid

1977 — Axis

Кроме звучания лейбла ECM к музыке «другой современной эпохи» независимо тянулись и другие музыканты.

Отметим в этом контексте творчество трубача Дона Черри. В 1971-м году на музыкальном фестивале в Донауэшингене была сделана запись его концерта — Don Cherry, Krzysztof Penderecki «Actions». Здесь произошёл эксперимент слияния современной академической музыки, фри-джаза и индийской модальной музыки.

После этого эксперимента в музыке Дона будет появляться всё больше и больше инъекций разных видов этнических традиций. Например, альбом 1972-го года Organic Music Society, напичканный африканскими ритмами:

или 1973-го года Relativity Suite, разбавленный различными восточными музыкальными влияниями:

Вообще, период первой половины 70-х в музыке Дона Черри очень экспериментальный и мало на что похожий. Интересно, что позже Дон не избежит и своей очереди посотрудничать с ECM. Это случится в 1977-м на записи пластинки Old And New Dreams:

Дискография этнических экспериментов Дона Черри 70-х:

1971 — Actions

1971 — Orient

1972 — Organic Music Society

1973 — Relativity Suite

1973 — Eternal Now

1975 — Brown Rice

1976 — Hear & Now

1977 — Old and New Dreams

1979 — Codona

В контексте музыки новой эпохи хотел бы отметить работу Джона Маклафлина. Она предвосхищает всю ту музыку, о которой вы читаете сейчас. Его альбом 1970-го года My Goal's Beyond — это смесь психоделииджаза и индийской музыки:

Звучание альбома Джона Маклафлина очень похоже на саунд другого американского коллектива-долгожителя — группу Oregon. Не знаю, кто на кого повлиял, или, может быть идеи просто носились в воздухе, но в отличии от Джона Маклафлина развитию этого звучания группа Oregon посвятит всю свою творческую жизнь.

Последняя глава будет о группе Oregon, но это совсем не означает, что они — главная группа этого направления. Раньше я вообще, ошибочно, относил её творчество к акустическому этно-фьюжн, но очень по многим параметрам она не подходит под эту классификацию. С другой стороны, не смотря на активное сольное сотрудничество музыкантов группы с лейблом ECM, голос коллектива так же не совсем ECM-овский, особенно раннее звучание коллектива. Принципиально главное, что объединяет звучание Oregon и всех перечисленных музыкантов — это подход к созданию сплава вневременных музыкальных традиций. Эта концепция и позволила продержаться на сцене без особых перемен в звучании долгие годы.

Music of Another Present Era

Повествование нужно начать с того, что музыканты по настоящему познакомились и спаялись в коллективе оркестра Пола Уинтера. До прихода в оркестр: гитариста и пианиста Ральфа Таунера, контрабасиста Гленна Мура, перкуссиониста Колина Валькоута и мультиинструменталиста-духовика Пола Маккандлеса, в репертуаре оркестра были, в основном, пьесы в бразильском стиле босса-новы. Авторский материал новых участников и новый революционный подход к звучанию переформатировал звучание ансамбля. Слушаем переломный альбом ансамбля Пола Уинтера «Icarus» 1973-го года:

После этого альбома звучание оркестра Пола Уинтера уже не будет прежним — он активно начнёт смешивать в своей музыке фольклорные традиции разных народов, но в отличии от звучания, полученного с помощью четвёрки из Oregon, его музыка будет более поверхностна и ориентирована на коммерческий успех. Вот пример того, что записывал Пол после ухода музыкантов Oregon.

Стоит отметить, что ещё до того как покинуть оркестр Пола, музыканты будущего Oregon будут пробовать фиксировать совместные идеи на студии. Сохранился студийный сет их записей под названием Our First Record 1970-го года. Но дебютным считается их альбом, вышедший двумя годами позднее — Music of Another Present Era. Именно он станет манифестом их новой музыки и положит начало их самостоятельной карьеры с лейблом Vanguarg.

Живое выступление Oregon в 1975-м году в Норвегии на Molde Jazz Festival:

В 1984-м году, после трагической гибели перкуссиониста Колина Валькотта на несколько альбомов его заменит индийский музыкант Трилок Гурту. Альбомы Troyka и Beyond Words были записаны музыкантами втроём. Далее коллектив активно сотрудничал с перкуссионистами Арто Тунчбояджяном и Марком Уокером. Разрешите представить полную дискографию группы Oregon:

1970 — Our First Record

1972 — Music of Another Present Era

1974 — Vanguard

1974 — Distant Hills

1974 — Winter Light

1976 — Oregon in Concert

1977 — Together

1977 — Friends

1977 — Violin

1978 — Out of the Woods

1978 — Roots in the Sky

1978 — Moon and Mind

1980 — Oregon in Performance

1983 — Oregon

1984 — Crossing

1987 — Ecotopia

1988 — 45th Parallel

1992 — Always, Never and Forever

1993 — Troika

1995 — Beyond Words

1997 — Northwest Passage

2000 — Oregon in Moscow

2002 — Live at Yoshi's

2005 — Prime

2007 — 1000 Kilometers

2010 — In Stride

2012 — Family Tree

2017 — Lantern

Заключение

Вот мой небольшой рассказ о джазе 70-х и подошёл к концу. Главное качество джаза 70-х — это его взаимодействие или смешивание с другими стилями музыки. Если в первом случае с crossover jazz взаимодействие было поверхностное, то уже в случае jazz fusion получилось достаточно глубокое взаимное проникновение идей джаза и рока. Но если первые два случая взаимодействия опирались на актуальные поп-стили и при изменении конъюнктуры вынуждены были и сами меняться, то третий сплав сделал ставку на взаимодействие с вневременными музыкальными традициями: европейской академической музыкой и фольклором разных народов мира. Тем самым он создал задел для своего развития на многие десятилетия вперёд. Шедевры 70-х звучат так же свежо как и современные прочтения идей новой эпохи, выпущенные и на сегодня здравствующем лейбле ECM.

P. S. Если вы прочитали эту статью в отрыве от первых двух, то восполните пробел:

Если понравилась статья, подпишитесь!

Бонус для дочитавших

Плейлист Яндекс-музыки с альбомами из статьи. Попробуйте послушать в режиме "в случайном порядке":

#filumjazz #Ecm #oregon