Ян (Иен) МакДональд (Ian McDonald) к числу музыкантов очень популярных среди отечественных меломанов не относится. Это не удивительно. Ян не был рок-звездой в общепринятом смысле этого выражения. Он не был ведущим вокалистом или виртуозным ударником, хоть в детстве и мечтал об этом. А гитара, которую он освоил ещё в школьной группе, была у него скорее в числе дополнительных умений. Его козыри - клавишные, духовые, флейта. Плюс талант композитора. Но обо всем по порядку.
Родился наш сегодняшний герой 25 июня 1946 года в Остерли в графстве в Миддлсекс, входящем в состав Большого Лондона. Первые шаги в мир рок-музыки сделал, как было сказано выше, в школе. Однако учился он, судя по всему, неважно. Поэтому прежде, чем появиться среди основателей культовой команды King Crimson, МакДональд пять лет отслужил в Вооруженных Силах Великобритании. Впрочем, нет худа без добра. В армии Ян попал в военный оркестр. Именно там он овладел музыкальной грамотой, научился играть на кларнете, саксофоне и флейте.
После службы МакДональд еще пару лет работал в музыкальном магазине. Диванным эстетам, считающим себя спецами и рок-экспертами, это трудно понять, но работа по ту сторону прилавка помимо доступа ко всем музыкальным богатствам дает возможность взглянуть на продажу как ещё одну ступеньку на пути любого произведения от идеи в мозгу композитора до ушей слушателя. И, значит, позволяет лучше понимать саму музыку. Кстати, в музыкальном магазине работал и Тони Айомми.
Релиз 1969 года "In The Court Of The Crimson King" послужил для Яна отличным трамплином в мир шоу-бизнеса. Он отметился не только как исполнитель, но и как соавтор во всех пяти композициях альбома. В трех вещах он был указан вместе с остальной командой. А ещё в паре как единоличный автор музыки вместе с автором лирики Питером Синфилдом (Peter Sinfield).
Одна из этих песен "I Talk to the Wind" в исполнении автора не с "Малиновым Королем", а в компании Стива Хакетта и Джона Уэттона -
Ютуб-канал MrLodurr
С отцами-основателями King Crimson Ян был знаком до появления на свет эпохального альбома. Они познакомились в июне 1968-го, когда Фрипп и братья Джайлзы работали над диском "The Cheerful Insanity of Giles, Giles and Fripp" (1968). На переиздании альбома МакДональд появляется в бонусной композиции собственного сочинения "Under the Sky", где играет на акустической гитаре и флейте и поет. Ещё более широко умения мульти-инструменталиста МакДональда представлены на сборнике демо-записей того же периода под названием "The Brondesbury Tapes". А вскоре после выхода в свет знаменитого дебютника Фриппа и Ко. Ян и барабанщик Майкл Джайлз (Michael Giles) записали единственную работу совместного проекта "McDonald & Giles" (1970).
Имеет хождение мнение, что МакДональд и Джайлз сделали ошибку, покинув King Crimson ради самостоятельного творчества. Но Ян не выдержал давления. Не всем дано пройти испытание "медными трубами". Ожидания публики, что Кримзоны выдадут нечто ещё более ошеломляющее, нервировали его, а гастроли утомляли физически и психологически. Кроме того, трения между ним и Майклом, с одной стороны, и Робертом Фриппом, с другой, нарастали. В итоге в выигрыше остался Фрипп, ставший знаковой фигурой не только прога, но и всей популярной музыки. Это его имя многими воспринимается как синоним к словосочетанию "Малиновый Король".
А Ян и Майкл с помощью брата последнего, басиста Питера Джайлза (Peter Giles) и с гостевым участием Стива Уинвуда (Steve Winwood) из Traffic создали довольно симпатичную смесь из заложенных в "In The Court Of The Crimson King" тенденций, влияний стилей кентербери и прог-фолк и легких джазовых ноток. В альбоме вполне естественно ощущается известное сходство со вторым диском Кримзон "In The Wake of Poseidon", и он пользовался некой популярностью среди поклонников "малиновых". С другой стороны, часть прог-фанов сочла творение МакДональда и Джайлза шагом назад в творческом плане. Многие отмечали заметную неоднородность альбома. Пара коротких почти поп-песен в середине альбома не выглядит единым целым с многочастными сложными композициями в начале и конце диска. Может его стоило по другому скомпоновать? В общем и целом, те самые завышенные ожидания, которых боялся Ян, не оправдались. Да и коммерческая сторона дела оставляла желать лучшего. В итоге совместная работа осталась единственной. Пути музыкантов разошлись, хотя они и остались друзьями.
Забавный факт. Сэмпл барабанного соло Майкла Джайлза в треке "Tomorrow's People - The Children of Today" был использован известной нью-йоркской рэп-командой Beastie Boys для их собственного сочинения "Body Movin" с альбома "Hello Nasty".
Несколько лет после относительной неудачной сольной попытки МакДональд занимался в основном сессионной работой. В 1970-ом он сыграл на флейте и саксофоне на первом и единственном альбоме Кристины (Крис) Харвуд (Chris Harwood) "Nice to Meet Miss Christine". Позже Кристину назовут "великой потерянной британской фолк-певицей", а в момент выхода записи она осталась практически незамеченной, несмотря на участие в работе помимо МакДональда гитариста Yes Питера Бэнкса, клавишника Томми Эйра и других известных музыкантов. Может потому, что среди композиций альбома можно найти не только и не столько фолк? Здесь и джаз, и ритм-энд-блюз, и психоделия, и проговые элементы. Могу предположить, что аудитория просто не поняла на "какую полочку поставить" данный диск. А поскольку продолжения не последовало, то и оказалась певица "потерянной". Жаль, альбом хороший, но такова жизнь.
Ютуб-канал Thebestdream I had
В следующем 1971-ом Ян вновь выступил в роли флейтиста на дебютном диске автора/исполнительницы ритм-энд-блюза Линды Льюис (Linda Lewis) "Say No More...". Немного наивная, со странно звучащим, иногда напоминающим детский голосом запись. Впрочем, путевку в большой шоу-бизнес Линде дал сам Джон Ли Хукер. А кто - мы, чтобы спорить с маэстро... Моменты славы ждали певицу впереди, а Ян МакДональд стал одним из тех, кто не дал первому блину окончательно стать комом
В том же году МакДональд засветился, на сей раз как саксофонист, и на хитовой записи. Песня "Get It On" группы T.Rex возглавляла британский сингловый чарт и побывала на разных местах в чартах ещё восьми стран. Любопытно, что в её записи кроме Яна помимо автора Марка Болана (Mark Bolan) и участников команды принимал участие ещё один постоянный герой наших публикаций, знаменитый рок-клавишник Рик Уэйкман.
Понятно, что в видео ни МакДональда, ни Уэйкмана нет, но почему же не послушать хорошую песню -
Ютуб-канал Emma0815007
Ещё одну запись, в которой МакДональд принял участие упомяну мельком. Очень джазовый, местами фри-джазовый, очень экспериментальный диск проекта Centipede "Septober Energy" продюсировал Роберт Фрипп, а МакДональд был одним из полусотни музыкантов на нем сыгравших.
В 1973 году Ян выступил в качестве продюсера первого альбома скрипача, альтиста и клавишника Дэррила Уэя. Новый проект покинувшего Curved Air музыканта назывался Darryl Way's Wolf. Его характеризуют как идеальный вариант в основном инструментального британского прог-фьюжна. Альбом назывался "Canis Lupus", что в переводе с латыни и означает "волк - wolf". Кроме продюсерской работы Ян подыграл в одной вещи на пианино и тамбурине.
Работа действительно очень качественная, умная и интеллигентная, но оставшаяся в тени более ярких команд, с которыми Wolf сравнивали. А среди сравнений были и Curved Air (что понятно), и ELP, и Caravan.
Ютуб-канал vinyl record
Ютуб-канал ProgRock Box
1974 год был ознаменован для МакДональда очень примечательным и важным событием. Он вновь оказался в рядах King Crimson. Ну, или почти оказался. На важнейшем и многими почитаемом за лучший альбоме "Red" Ян исполнил партии альт-саксофона в композициях "One More Red Nightmare" и "Starless". Музыкант намеревался присоединиться к группе вновь на постоянной основе. Казалось, что жизнь возвращается на круги своя... Но Фрипп принял другое решение, и следующий альбом "малиновых" появился после большой паузы только семь лет спустя. И уже без Яна.
Остается добавить, что в 1974-ом МакДональд сыграл на электро-пианино на альбоме фолк-рокового исполнителя Кита Кристмаса (Keith Christmas) "Brighter Day", продюсером которого был ещё один бывший "кримзоновец" Грег Лейк (см. ссылки внизу заметки). И ещё раз - на альт-саксофоне в альбоме джазовых кавер-версий рок-хитов "London Underground" у американского джазового флейтиста Херби Манна (Herbie Mann). Вот здесь. Оригинал узнаете?
На этом на сегодня всё. Продолжение следует...
Автор заметки - БиС.
Предыдущие заметки по теме:
При дворе Малинового Короля. Музыканты King Crimson. Грег Лейк. 1960-70-е.
При дворе Малинового Короля. Музыканты King Crimson. Грег Лейк. Окончание.
#ian mcdonald #king crimson #музыка #рок #музыкальные альбомы #прог-рок