Дисклеймер: все термины и деление на стили и жанры — умозрительны. Эти процессы происходят в головах исследователей. Процессы, происходящие в головах творцов имеют другую природу. Художники, обычно, ломают устоявшиеся правила, чтобы расширить палитру красок и найти с помощью них свой индивидуальный голос. По этой причине чистых стилей не существует. Но в арсенале исследователя поляризация процессов помогает систематизировать и усвоить информацию.
Признаюсь, что до написания этого текста я сам имел смутное представление о процессах, происходивших после упадка джаза. Большинство исследований этого жанра заканчивают своё подробное исследование музыкой авангардистов 60-х годов, далее, либо схематически описывая дальнейшие события, либо ставя на авангардистах жирную точку. Логика здесь — в интерпретации развития жанра как линейного исторического события. Действительно, с этой точки зрения джаз дошёл до максимально возможной точки логического развития, по аналогии с тем, как в начале 20-го века с помощью Чёрного квадрата до своего логического конца дошло изобразительное искусство. Умерло ли после этого изобразительное искусство? Нет! Конечно и джаз не «умер», просто ему, чтобы выжить, пришлось переродиться.
Прививку, позволившую джазу выжить после фри-джазового «чёрного квадрата», делали ещё джазисты начала конца 50-х, начала 60-х годов своими экспериментами с новыми ритмами и размерами, попыткой обогатить звучание классическими европейскими гармониями. Это и эксперименты Стена Гетса и Чарли Бёрда с бразильской босса-новой,
и эксперименты с не джазовыми размерами Дэйва Брубека,
и эксперименты со звучанием музыки барокко The Modern Jazz Quartet
или The Swingle Singers,
и попытки переосмыслить гармонию модальными практиками Джоржа Рассела и Майлза Дэвиса.
Все эти пробы показали, что джаз не только не умирает когда впитывает чуждые ему элементы, но умудряется делать их своими.
После того как джазовые авангардисты провозгласили свой «чёрный квадрат», отказавшись от тональности и ритма, многочисленные джазовые музыканты находились ещё в полном расцвете творческих сил и не собирались с этим мириться. Более того, в то время во всю уже работал американский джазовый конвейер музыкального колледжа Бёркли, выпуская ежегодно всё новых и новых джазовых вундеркиндов. Налицо случился кризис перепроизводства кадров для стремительно теряющего популярность жанра.
Но, признаемся, процесс потери популярности джаза был запущен не авангардистами в 60-х, а ещё в 40-х боперами во главе с Чарли Паркером и Диззи Гилеспи. Сразу после окончания Второй мировой войны в Америке развлекательно-танцевальную нишу постепенно начинает заполнять ритм-н-блюз. В первую очередь, это происходит в афроамериканской среде, затем моду подхватывает и белая публика. Правда из-за сегрегации в США этот стиль для белых носит другое название — рок-н-ролл, но не в этом суть. В Британии так же появляется своё неповторимое прочтение ритм-н-блюза, что даёт начало новому музыкальному направлению — психоделическому року.
Не смотря на ползучее замещение джаза ритм-н-блюзом, джаз вплоть до 60-х годов продолжает иметь какой-то успех у публики и развиваться, но в связи с его радикальным усложнением для слушателей, перед многочисленными джазовыми музыкантами встал выбор: к какому направлению примкнуть, чтобы продолжать зарабатывать себе на жизнь музыкой. Самым простым способом было переквалифицироваться в ритм-н-блюзового музыканта. Благо, что для большинства чернокожих музыкантов эта музыка была, по сути, родным фольклором.
Хотя и происходил процесс прямой переквалификации музыкантов, многие не желали отказываться от своих джазовых корней. Благодаря таким музыкантам начали появляться коллективы, концептуально продолжающие джазовые импровизационные традиции, но богато сдобренные популярной танцевальной ритмикой.
По сути возник новый стиль, как гибрид музыки ритм-н-блюз и музыки джаз.
Обычно, термином crossover jazz принято обозначать более узкие стилистические границы. Вот как, например, описывает это явление статья на allmusic.com (гугл-переводчик):
«С постепенным упадком рока (с художественной точки зрения), начавшимся в начале 70-х, фьюжн (смесь джазовых импровизаций с рок-ритмами) стал более предсказуемым, потому что рок-мир черпал меньше вдохновения. В то же время, поскольку было доказано, что пластинки электрического джаза могут продаваться, продюсеры и некоторые музыканты искали другие комбинации стилей, чтобы иметь большие продажи. Им удалось сделать свой джазовый бренд более доступным для среднего потребителя. Было испробовано множество различных комбинаций, и промоутеры и публицисты любят использовать термин «современный джаз» для описания этих «слияний» джаза с элементами поп-музыки, R&B и музыки мира. Однако слово «кроссовер» (которое описывает цель выступлений, а также обычные результаты) является более точным. Кроссовер и фьюжн были очень ценны для увеличения аудитории джаза (многие из которых в конечном итоге стали изучать другие стили). В некоторых случаях музыка вполне достойная; в других случаях джазовое содержание составляет относительно небольшую часть ингредиентов. Когда стиль на самом деле представляет собой поп-музыку с незначительным количеством импровизации (это означает, что он в значительной степени выходит за рамки джаза), термин «инструментальная поп-музыка» является лучшим описанием. Примеры кроссовера варьируются от вокальных записей Эла Джарро и Джорджа Бенсона до Кенни Г., Спайро Джайры и Риппингтонов. Все они содержат влияние джаза, но, как правило, в той же (если не в большей) степени относятся к поп-музыке.»
Яркой иллюстрацией вышеприведённому тексту будет это:
Я же предлагаю посмотреть на этот процесс под более широким углом. Во-первых, предлагаю не сбрасывать со счетов ранние проявления этого стиля 60-х и первой половины 70-х годов. Эту музыку частенько ошибочно относят к музыке фьюжн или джаз-року. Но, концептуально, правильнее относить эти эксперименты к crossover jazz. Главным критерием призываю считать желание музыкантов сохранить джазовую импровизационную концепцию, не смотря на конъюнктурные стилистические инъекции поп музыки (современных стилей ритм-н-блюза). Если посмотреть на историю джазовой музыки с этой точки зрения, мы увидим, что эта традиция наиболее широкая и общая, чем например, традиция музыки фьюжн. Более того, многое, что принято называть музыкой фьюжн как раз чаще корректнее относить к crossover jazz. Хотел бы отметить главное отличие crossover jazz от музыки фьюжн — это более поверхностное смешивание традиций джаза и популярной (танцевальной) музыки с желанием оставить в коктейле танцевально-развлекательную часть как основополагающую, музыка же фьюжн пропагандирует прежде всего духовный фундамент в музыке, как и психоделический рок, c которым у джаза и произошёл сплав в этом случае.
Первый эпизод в истории crossover jazz начинается с начала 60-х годов. Этот период, на мой взгляд, представляет наибольший интерес для меломана. По понятным причинам, в жанре ещё не сформировались свои правила, поэтому здесь присутствует много эксперимента над звучанием и пропорциями джаза и поп-музыки. До возникновения музыки фьюжн именно здесь творили главные экспериментаторы, кто не нашёл себя в джазовом авангарде (фри джазе).
В начале 70-х возникновение музыки фьюжн слегка вытеснит популярность у жанра, но уже к концу 70-х crossover jazz возьмёт реванш, практически, похоронит фьюжн — это второй важный эпизод развития стиля. В это время очень многие джазовые музыканты практически полностью перейдут в стан ритм-н-блюза (или R&B, как к тому времени сокращённо уже будет называться популярная музыка афроамериканцев). В такой музыке доля джаза, порой, будет чисто символической.
С конца 70-х и все 80-е годы остатки музыки фьюжн и crossover jazz постепенно будут стилистически многократно перемешиваться, но не смотря на это, концептуально, crossover jazz продолжает существовать и сейчас, только джазовая основа смешивается со всё более современными танцевальными поп-стилями, например, таким как хип-хоп. Большинство из таких смесей, на мой взгляд, ошибочно сейчас причисляют к фьюжн, но об этом подробно будет написано во второй части.
Первый эпизод
Итак, первый эпизод crossover jazz начинается с начала 60-х годов.
Первые пробы стиля, которые мне удалось найти — это эксперименты с латиноамериканским джазовым звучанием записью 1961-го года флейтиста Херби Манна:
и записью 1962-го года перкуссиониста Монго Сантамарии:
Здесь в записях ещё нет особого влияния ритм-н-блюза. За основу взята другая танцевальная музыка, но в последующих записях этих артистов будет наблюдаться всё большее влияние афроамериканской танцевальной традиции. К тому же в ритм-н-блюзе будет наблюдаться встречное движение в этом направлении — фанковое выпрямление ритма.
Первая полноценная запись, которая мне кажется задала стандарты стиля, появилась из под пера пианиста последнего акустического джазового состава Майлза Дэвиса — пианиста Хэрби Хэнкока. Заглавная композиция Watermelon Man с его дебютного сольного альбома Takin' Off 1962-го года. В этом альбоме пока только один трек в новом стиле — композиция Watermelon Man, остальные треки в духе джазового хард-бопа.
Интересно, что Херби Хэнкок за свою карьеру успеет перепробовать много стилей. Его дискография очень разнообразна. До начала 70-х годов он выпускает преимущественно джазовые альбомы со всё большим вкраплением в них Crossover треков, пока в середине 60-х не напишет саундтрек к культовому фильму Микеланжело Антониони Blow Up в духе Crossover. Следующая его пластинка вполне себе каноническая сrossover jazz запись Fat Albert Rotunda. После её выпуска он переключается на входящий в моду фьюжн.
1966 — Blow-Up
1970 — Fat Albert Rotunda
Где-то с 1963-64-го года наблюдается взрывной рост выпуска альбомов в новом стиле. Многие хард-боповые музыканты перепрофилируются.
В 1963-м году к клубу crossover jazz присоединяется оркестр Квинси Джонса со своим альбомом Plays Hip Hits. До этого оркестр записывает вполне серьёзный оркестровый джаз.
Альбом 1964-го года A New Perspective Дональда Бёрда:
Альбом того же 1964-го года гитариста Джоржа Бенсона:
В 1965-м переформатируется звучание хард-боп ансамбля The Jazz Crusaders:
Весьма интересны эксперименты оркестра Дона Эллиса в это время. Очень неординарный трубач и музыкант в 1965-м году собирает свой знаменитый биг-бэнд. Элис в музыке своего биг-бэнда не только активно использует новые ритмы, но активно экспериментирует с музыкальными размерами. Так же лидер бэнда пробует разные пропорции в составе музыкантов, вводя порой в состав несколько барабанщиков, басистов и т. д. Музыка оркестра стоит особняком в сегодняшнем повествовании, настолько она яркая и непохожая. Слушаем концертную запись оркестра 1965-го года Live In 3 2/3/4 Time:
Дискография у бэнда очень достойная:
1966 — Live In 3 and 2/3/4 Time
1966 — Live at Monterey
1967 — Electric Bath
1968 — Autumn
1968 — Shock Treatment
1969 — New Don Ellis Band Goes Underground
1970 — At Fillmore
1971 — Tears of Joy
1972 — Connection
1973 — Haiku
1973 — Soaring
1977 — Live at Montreux
1977 — Music from Other Galaxies and Planets
1981 — The Versatile Eddie Harris
Следующий, о ком нужно упомянуть — это бывший участник великого секстета Майлза Дэвиса, альт-саксофонист Кэнонбол Эддерли.
Переквалификация музыки оркестра Кэнонбола произошла с возникновением в его коллективе австрийского пианиста и композитора Джо Завинула. Первый альбом, выпущенный с новым пианистом в 1967-м году, Why Am I Treated So Bad! — это концертная запись в новом для артиста стиле. До этого альбома после работы с Майлзом он выпускал почти исключительно хард-боповые джазовые записи.
Сам Майлз Дэвис c натяжкой, но тоже успел отметиться в этом стиле со своими двумя альбомоми 68-го года Miles In The Sky и Filles de Kilimanjaro. В Miles In The Sky, помимо участников его последнего джазового квинтета участвует уже опытный гитарист этого стиля Джорж Бенсон:
К клубу сrossover активно начинают присоединяться молодые музыканты, дебютные записи которых зачастую записаны полностью в новой концепции. Кроме упомянутого выше Джоржа Бенсона, флейтист Хьюперт Лоуз начинает свою сольную карьеру с crossover-альбома 1966-го года Flute By-Laws.
Но далеко не все в это время стремились играть упрощённую коммерческую версию стиля. Для большинства это была возможность осовременить и обогатить звучание любимого джаза.
Яркий пример — оркестр Чика Гамельтона.
Наверное, уместно будет назвать первым более или менее сrossover-экспериментом альбом 1963-го года Chico Hamilton with Paul Horn, но, на мой скромный взгляд, наиболее яркая работа — альбом 1966-го года The Dealer..
Вообще, мне кажется дискография данного периода оркестра Чико Гамерьтона достойна более детального изучения:
1963 — Chico Hamilton with Paul Horn
1963 — Passin' Thru
1965 — Chic Chic Chico
1965 — El Chico
1966 — The Dealer
1966 — The Further Adventures of El Chico
1967 — The Gamut
1974 — Chico the Master
1975 — Peregrinations
1976 — Chico Hamilton and the Players
1979 — Nomad
Очень интересная и своеобразная музыка получалась у Тома Скотта, начиная с его дебютного сольного альбома 1967-го года The Honeysuckle Breeze.
Пожалуй, тоже предлагаю покопаться в некоторых его записях, они достойны этого:
1967 — The Honeysuckle Breeze
1968 — Rural Still Life
1969 — Hair to Jazz
1970 — Paint Your Wagon
Своеобразное звучание у первых crossover jazz альбомов саксофониста Чарльза Ллойда. Альбом Nirvana 1968-го года. Для справки, примерно в этот период в его ансамбле играл молодой ещё пианист Кит Джарретт.
Сам Кит Джарретт до того, как начнёт сотрудничать с лейблом ECM и по настоящему творчески там раскроется, первое время тоже выпускал сольные crossover записи, начиная с альбома 1969-го года Somewhere Before, при этом они не очень развлекательно-танцевально звучат, хоть и используют танцевальный бит.
Если вам нравится в музыке неординарный подход — это музыка вас должна зацепить:
1969 — Somewhere Before
1971 — Gary Burton & Keith Jarrett
1971 — The Mourning of a Star
1971 — Facing You
Второй эпизод
С наступлением эры музыки фьюжн в начале 70-х годов, некоторые музыканты, играющие crossover jazz переключились на новую моду, но кто-то остался в рамках прежнего стиля и существовал в нём, продолжая его совершенствовать. Яркий тому пример гитарист Джорж Бенсон, который стоял на пороге возникновения стиля. По его дискографии удобно проследить как менялась музыкальная мода в этом сегменте вплоть до 2011-го года.
Сначала идёт первый, ранний эпизод в развитии:
1964 — The New Boss Guitar of George Benson
1966 — The George Benson Cookbook
1966 — It's Uptown
1968 — Giblet Gravy
1968 — Goodies
1969 — Shape of Things to Come
1969 — Tell It Like It Is
1970 — The Other Side of Abbey Road
1971 — Beyond the Blue Horizon
1972 — White Rabbit
1973 — Body Talk
1974 — Bad Benson
1976 — Benson & Farrell
Где-то в начале второй половины 70-х случился слом как в музыке Crossover jazz, так и музыке фьюжн. В дискографии Джоржа Бенсона этот водораздел обозначен альбомом 1976-го года Breezin`.
Сейчас настало время вспомнить цитату с портала allmusic.com, приведённую в начале статьи.
В этот момент происходит массовое падение интереса к рок-музыке. Попытка перезагрузить рок с помощью панк-революции в этот раз совсем не находит понимания в среде джазовых музыкантов. Джазисты массово мигрируют в стан поп-музыки, пополняя и меняя под себя звучание crossover jazz.
Второй эпизод развития crossover jazz характеризуется двумя процессами: с одной стороны формальным упрощением, всё более приглаженной манерой игры и импровизаций, порой даже уже необязательных, часто присутствием слащавого соул вокала, с другой стороны, наоборот, более жёстким звучанием унаследованным от музыки фьюжн.
Джорж Бенсон всю свою оставшуюся часть карьеры будет приверженцем первого пути:
1976 — Breezin'
1976 — Good King Bad
1976 — In Concert: Carnegie Hall
1977 — In Flight
1978 — Weekend in L.A.
1979 — Livin' Inside Your Love
1980 — Give Me the Night
1983 — In Your Eyes
1984 — I Got a Woman and Some Blues
1985 — 20/20
1986 — While the City Sleeps
1987 — Collaboration
1988 — Twice the Love
1989 — Tenderly
1993 — Love Remembers
1996 — That's Right
1998 — Standing Together
2000 — Absolute Benson
2004 — Irreplaceable
2006 — Givin' It Up
2009 — Songs and Stories
2011 — Guitar Man
Что касается миграции фьюжн-музыкантов. Они вносят в звучание свои фьюжн наработки. Пианист Джорж Дюк, начиная с альбома 1977-го года From Me to You становится адептом нового crossover jazz:
Басист фьюжн-коллектива Return To Forever второй свой сольный альбом выпускает в обновлённой концепции. Далее, после альбома 1976-го года Scool Days в его музыке будет всё больше составляющая R&B:
Последний барабанщик всё того же коллектива Return To Forever с 80-го так же будет занят выпуском сольных записей в этом же стиле:
Кроме того, стоит отметить возникновение в этот период новых легендарных имён.
Во первых, упомянутый в первом эпизоде саксофонист Том Скотт в 70-х создаёт свой знаменитый The L.A. Express. Дебютный альбом ансамбля 1974-го года Tom Cat:
Дискография The L.A. Express:
1974 — Tom Cat
1974 — Miles of Aisles
1976 — L.A. Express
1976 — Shadow Play
Братья Брейкеры — достаточно известный духовой тандем: трубач Рэнди и саксофонист Майкл, создают свой успешный коллектив The Brecker Brothers. Их дебютный альбом 1975-го года The Brecker Bros.
Музыка очень достойная, чтобы поизучать их дискографию:
1975 — The Brecker Bros.
1976 — Back to Back
1977 — Don't Stop the Music
1978 — Heavy Metal Be-Bop
1978 — Blue Montreux
1980 — Detente
1981 — Straphangin'
1992 — Return of the Brecker Brothers
1994 — Out of the Loop
Далее хотелось бы отметить оркестр Майнрада Фергюсона. В 60-х у трубача был отличный джазовый биг-бэнд, покопайтесь самостоятельно в дискографии — там много достойной музыки. В 70-е, начиная с альбома 1976-го года Primal Scream звучание его пластинок резко меняется в сторону описываемого стиля. Но, не смотря на это, музыка остаётся весьма продуманной и по биг-бэндовски мощной, очень похожая по напору на поздний фьюжн.
Не поленитесь ознакомиться:
1976 — Primal Scream
1977 — Conquistador
1977 — New Vintage
1978 — Carnival
1979 — Hot
1980 — It's My Time
1982 — Storm
1982 — Hollywood
1983 — Live from San Francisco
1986 — Body & Soul
Примерно в это время начинают выпускать альбомы известные сейчас классики гитары новой эпохи такие как Ли Райтеноур, Ларри Карлтон и Робин Форд.
Ли Райтеноур 1977 - Captain Fingers:
Альбом Ларри Карлтона 1978-го года Larry Carlton:
Робин Форд с альбомом 1979-го года The Inside Story:
Так же в это время берут своё начало более коммерчески ориентированные известные имена: Spyro Gyra, Dave Grusin, David Benoit, Joe Sample, Dave Valentin, Hiroshima, Yellowjackets, Kenny G, George Howard, Bill Evans
В 80-е к ним присоединятся: Special EFX, Kirk Whalum, Najee, Gerald Albright, The Rippingtons и многие другие. До сегодняшнего дня продолжается активное пополнение артистов данного направления. Во-первых, до сих пор джазовое музыкальное образование во всём мире процветает, активно выпускает специалистов всё тот-же колледж Бёркли в США, во-вторых, джаз до сих пор не исчерпал свою суперсилу — впитывать в себя новые веяния и в-третьих, такое поверхностное соединение джаза с другими танцевальными жанрами слишком соблазнительно, чтобы им не пользоваться. Да, получающаяся музыка не очень глубока, но она до сих пор неплохо продаётся и, что греха таить, вполне бывает изобретательна.
Я потрогал «слона» с той стороны, которая мне самому интересна. Признаюсь — эта часть джаза 70-х лично для меня менее ценна, чем остальные два кита, о которых речь пойдёт в следующих частях. Возможно, кому-то из вас покажется, что я не описал какие-то важные процессы, происходящие внутри стиля, сразу прошу за это прощение и предлагаю дополнять в комментариях. Возможно, благодаря вашим замечаниям я сочту нужным что-то в будущем дополнить.
P.S.
Ну и последок, хочу поделиться поздним альбомом данного стиля из 90-х годов, который лично мне запал в душу в 90-е те годы. Я много раз его переслушивал, будучи студентом. Это альбом бас-гитариста и композитора Маркуса Миллера 1994-го года Tales. Каким модным он мне тогда казался!
Если понравилось, не забудьте подписаться!
Уже доступна следующая часть:
Бонус для дочитавших
Плейлист Яндекс-музыки с альбомами из статьи. Попробуйте послушать в режиме "в случайном порядке":
#filumjazz #Crossover #crossover jazz