Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.
Начав писать текст о творческой биографии Майлза Дэвиса я не предполагал, что мне самому это занятие так понравится. Кроме фиксации уже накопленных знаний, этот процесс расширяет кругозор, заставляет замечать ранее не исследованные области. К примеру, весь параллельный цикл "шагов назад" о создателях альбома Birth Of The Cool - это, по сути, настоящая исследовательская работа. Признаюсь, многие факты из этих текстов и для меня оказались открытием.
Вторую биографическую серию "шагов" я посвящу двум пианистам, почти ровесникам, хорошим знакомым, творческий путь которых, неоднократно пересекался и вклад в мировую музыку каждого, как мне кажется, одинаково знаковый. Шаги вперёд новой серии будут о пианисте Херби Хэнкоке, шаги назад я напишу о Чике Кориа. Почему эти двое? Не знаю, может потому, что именно в моём сознании два эти имени всегда идут неразрывно, как бы в связке. По крайней мере, мне интересно было бы написать о них именно в таком формате.
Герберт Джеффри Хэнкок (Херби Хэнкок) родился в Чикаго 12-го апреля 1940-го года. (Очень удобно. В день космонавтики вторую рюмку можно выпить за здоровье музыканта). По слухам, его родители назвали его в честь популярного в те годы певца и актера Херба Джеффриса.
Родители же и предопределили судьбу мальчика, отдав учиться классической музыке по классу фортепиано. Уже в возрасте одиннадцати лет он играет первую часть Концерта для фортепиано с оркестром Моцарта № 26 ре мажор, K. 537 (Коронация) на молодежном концерте 5 февраля 1952 года с Чикагским симфоническим оркестром. Какое-никакое достижение!
Оцените сложность произведения:
В 1960-м году Хэнкок окончил Гриннелл-колледж, как пишет Википедия "со степенью в области электротехники и музыки". В это время он начинает свою профессиональную музыкальную карьеру, играя в оркестре трубача Дональда Бёрда. В рамках этого коллектива мы можем слышать первые записи его игры на фортепиано. Альбом 1961-го года Free Form:
Donald Byrd - Composer, Trumpet
Wayne Shorter - Sax (Tenor)
Pepper Adams - Sax (Baritone)
Herbie Hancock - Piano
Butch Warren - Bass
Billy Higgins - Drums
Alfred Lion - Producer
Rudy Van Gelder - Engineer
Где-то в это время музыка Бёрда начинает отклоняться от хард-бопа в ранний кроссовер-джаз (смесь джаза и танцевального ритм-н-блюза).
Обратите внимание на то, что в составе коллектива Бёрда присутствует тенор-саксофонист Уэйн Шортер. В скором времени Херби предстоит в компании с ним играть во втором великом квинтете Майлза Дэвиса.
Кроме занятости в оркестре, Херби активно и успешно сотрудничает в качестве сессионного музыканта со многими джазовыми музыкантами. Благодаря своему таланту и активности, ему достаточно быстро предоставляется возможность записать свою первую пластинку. В 1962-м году на лейбле Blue Note выходит его дебютный и сразу достаточно заметный релиз — Takin' Off.
Herbie Hancock - Composer, Piano
Freddie Hubbard - Flugelhorn, Trumpet
Dexter Gordon - Sax (Tenor)
Butch Warren - Bass, Guitar (Bass)
Billy Higgins - Drums
Rudy Van Gelder - Digital Remastering, Engineer, Remastering
Заглавная композиция Watermelon Man - это первый яркий хит авторства Хэнкока, ставший джазовым стандартом. Эта пьеса во-многом знаковая. Возможно, именно она дала начало смеси афро-кубинской ритмики с афроамериканской музыкой R&B, что в свою очередь заменило ритмическую основу ритм-н-блюза на фанк к концу 60-х. По слухам, впервые она была исполнена на концерте оркестра Монго Сантамарии, когда Хэнкок временно заменял за фортепиано Чика Кориа. Прямо во время выступления, чтобы заполнить паузу, Херби начал играть ритмический риф своей Watermelon Man, а Монго спонтанно начал подыгрывать на кубинской перкуссии. Люди в зале люди принялись танцевать. Позже Монго попросил Херби разрешения записать со своим оркестром эту вещь. Так получилась короткая танцевальная радио-версия композиции. Записанный сингл достиг 10 места в Billboard в 1963 году.
Кроме коммерческого успеха, первая сольная пластинка Хэнкока заставила обратить внимание на талант её молодого автора самого Майлза Дэвиса. К этому времени Дэвис активно ищет новых музыкантов после распада его великого секстета.
В итоге в 1963-м году Хэнкок попадает в обойму к Майлзу. Именно с его участием будут записаны все альбомы его второго великого квинтета.
Про второй великий квинтет подробнее можно прочитать по ссылке:
Здесь же я приведу только первый полноценный релиз ансамбля 1965-го года E.S.P.
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – tenor saxophone
Herbie Hancock – piano
Ron Carter – bass
Tony Williams – drums
Кроме занятости в квинтете Дэвиса Хэнкок продолжит выпускать сольные пластинки. В 1963-м у него выходит релиз My Point of View. Первым треком идёт танцевальная композиция Blind Man, Blind Man - это как в случае с Watermelon Man смесь латиноамериканских ритмов с R&B. Далее идут более серьёзные джазовые композиции.
Herbie Hancock - Composer, Piano, Vocals
Donald Byrd - Trumpet
Hank Mobley - Sax (Tenor)
Grant Green - Guitar
Grachan Moncur III - Trombone
Chuck Israels - Bass
Tony Williams - Drums
Alfred Lion - Producer
Reid Miles - Design, Photography
Rudy Van Gelder - Engineer, Remastering
Третий сольный альбом записан в составе из четырёх человек, но четвёртый участник- это латиноамериканский перкуссионист Освальдо Мартинез. Альбом, не смотря на участие перкуссиониста, совсем не танцевальный. Здесь Херби пытается смешать хард-боп с латиноамериканскими ритмами.
Herbie Hancock - Composer, Piano
Paul Chambers - Bass
Osvaldo Martinez - Bongos, Congas, Finger Cymbals, Guiro
Willie Bobo - Drums, Timbales
Rudy Van Gelder - Audio Engineer, Engineer, Remastering
Следующий релиз 1964-го года так же как и первые два имеет на борту один трек в новой гибридной ритмике, ставший как и Watermelon Man джазовым стандартом - это третья композиция на альбоме - Cantaloup Island.
Herbie Hancock - Composer, Piano
Freddie Hubbard - Cornet, Flugelhorn, Trumpet
Ron Carter - Bass
Tony Williams - Drums
Как видите, Херби активно привлекает музыкантов второго великого квинтета Майлза для записи сольных альбомов. Напомню, он до сих пор, в основном, занят там.
Середина 60-х - это взрыв новой популярной музыки. С этого времени в фокусе рок-музыка. Джаз стремительно теряет свои позиции. Ещё недавние звёзды джаза вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Вчерашние боперы пробуют новые ритмы.
Херби Хэнкок, как помните, одним из первых экспериментирует с новыми ритмами ещё играя в оркестре Дональда Бёрда.
В 1966-м культовый итальянский режиссёр Микеланджело Антониони именно Херби Хэнкоку предлагает написать саундтрек к своему новому фильму о "свингующем Лондоне".
Советую посмотреть фильм Blow Up, если раньше не приходилось, и послушать саундтрек целиком. Хэнкоку блестяще удалось запечатлеть атмосферу.
Помимо саундтреков к художественным фильмам, Хэнкок записал ряд музыкальных тем, использованных в американских телевизионных рекламных роликах для таких тогда хорошо известных продуктов, как палочки Pillsbury's Space Food, Standard Oil, диетическая кола Tab и сигареты Virginia Slims. Для примера послушайте сочинённую им "шпионскую" тему для сигарет Silva Thins.
Но вернёмся к его сольной дискографии.
В рамках продолжения своего сольного сотрудничества с лейблом Blue Note в 1966-м Хэрби выпускает свой следующий джазовый альбом Maiden Voyage. Многие считают это вершиной его акустического джазового периода.
Herbie Hancock - Composer, Piano
Freddie Hubbard - Trumpet
George Coleman - Sax (Tenor)
Ron Carter - Bass
Anthony Williams - Drums
Rudy Van Gelder - Engineer
До 1968-го в сольных работах Херби наблюдается перерыв по причине пика популярности второго великого квинтета Майлза Дэвиса и, как следствие, жёсткого концертного графика коллектива.
Альбом 1968-го года Speak Like A Child после двухгодичного перерыва иллюстрирует погружение Хэнкока в модальный джаз второго великого квинтета.
Herbie Hancock - Composer, Piano
Jerry Dodgion - Flute (Alto)
Thad Jones - Flugelhorn
Peter Phillips - Trombone (Bass)
Ron Carter - Composer, Double Bass
Mickey Roker - Drums
В 1968-м году Херби Хэнкок покидает оркестр Майлза Дэвиса. Теперь он концентрируется на сольном творчестве. Первый альбом, выпущенный после освобождения от обязательств в квинтете и последний на лейбле Blue Note концептуально посвящается Мартину Лютеру Кингу и тематически выстроен композитором. Кроме того, Хэрби сделал аранжировки для оркестра из 9-ти музыкантов - нонета.
Herbie Hancock - Composer, Piano, Piano (Electric), Vocals
Johnny Coles - Flugelhorn, Trumpet
Hubert Laws - Flute
Joe Henderson - Flute, Sax (Tenor)
Jack Jeffers - Trombone (Bass)
Romeo Penque - Clarinet (Bass)
Jerome Richardson - Clarinet (Bass), Flute
Tony Studd - Trombone (Bass)
Garnett Brown - Trombone
Oren Waters - Vocals
Buster Williams - Bass, Composer
Albert "Tootie" Heath - Drums
Rudy Van Gelder - Engineer, Original Recordings, Remastering
Помните, я упоминал, что Херби писал музыку к рекламе? В этом альбоме есть одна переработанная мелодия, использованная в рекламе сигарет Silva Thins. В альбоме этот трек называется He Who Lives in Fear.
Следующий релиз Хэнкока 1970-го года - это тоже саундтрек, но теперь к популярному мультсериалу Fat Albert. Здесь Хэнкок впервые полноценно поработал в ультра-модном в то время стиле фанк.
Herbie Hancock - Arranger, Composer, Conductor, Keyboards, Piano, Piano (Electric), Producer, Synthesizer, Vocals
Garnett Brown - Trombone
Johnny Coles - Flugelhorn, Horn, Trumpet
Joe Henderson - Flute (Alto), Sax (Tenor)
Buster Williams - Bass, Bass (Acoustic), Bass (Electric), Percussion
Billy Hart - Drums, Percussion
Albert "Tootie" Heath - Drums
Да, это пока тоже саундтрек, блестящая стилизация под популярную музыку, но дальше Херби серьёзно увлечёт фьюжн-революция, начатая Майлзом Дэвисом. Об этом читайте в следующей части.
Продолжение:
Хотите ещё?
Биографии джазовых музыкантов:
Попытка объять развитие джаза 70-х в США:
Биография Роберта Фриппа:
Если понравилось, не забудьте подписаться!