Найти тему

Нескорая скорая помощь! Почему мы проигрываем гонку за жизнь?

На днях, один из наших давних юридических клиентов – медик с большим стажем - спросил, не слышно ли о каких-нибудь изменениях в законодательстве о скорой помощи.

А конкретнее: планируются ли какие-то перемены для того, чтобы скорая помощь стала именно скорой?

20-30 лет назад, - сказал он, - в систему экстренной медицины приходили люди, готовые для спасения чужой жизни даже рискнуть собственной, не говоря уже о повседневных жертвах: бессонные ночи, носилки с тяжёлыми (и в прямом, и в переносном смысле) пациентами, да и просто страх перед неизвестностью на ночном вызове. Проблемы в семье: у всех Новый год, а ты – на дежурство. Весна, 8-е марта, все поздравляют женщин, а ты – на дежурство. Майские праздники, люди семьями на природу, а ты… в общем, понятно. Но вот что удивительно: работа на «скорой» считалась престижной, попасть туда было непросто. Вызовов было поменьше, чем сейчас, но были они более экстренными, что ли. Никто не вызывал на повышение температуры с утра или на порезанный палец.

А что сейчас?

Есть вызовы в экстренной форме, на которые нужно приехать в течение 20 минут, а есть – в неотложной, на которые это требование не распространяется.

Но различия между ними чётко не определены. А ориентируется скорая помощь на повод к вызову, то есть на те симптомы, которые указал абонент, и на то, в какой степени они предположительно представляют угрозу для жизни пациента.

-2

Теперь представим, что в небольшом городе каждый день работает 10 бригад. Вызовов поступает значительно больше, и часть пациентов, чтобы ускорить приезд медиков, намеренно «утяжеляет» повод к вызову, то есть, например, говорит, что родственник потерял сознание или у него сильная боль в груди.

Туда бригаду направят в первую очередь. И выяснится, что никакой экстренности там нет, обычное ОРЗ. А в это время кто-то из тех, что вызвал скорую на пять минут позже, не дождется ее. Но человек, который заведомо указал более тяжелый повод к вызову, отвечать за это не будет. А скорая – будет. За то, что не успела.

А действительно, какой выход из этой ситуации?

Ведь «утяжеление» повода трудно квалифицировать с юридических позиций. По существу, это злоупотребление правом, доказать которое практически невозможно.

-3

Не подходит и ст. 19.13 КоАП РФ («Заведомо ложный вызов специализированных служб»), поскольку потенциальный нарушитель сразу же говорит о том, что он не специалист и добросовестно заблуждался в оценке состояния больного. И поскольку в административном производстве действует презумпция невиновности, то и ответственность не наступит.

Есть и другая сторона.

Время пребывания бригады на вызове нормативно не регламентировано. Считается, что оно должно определяться тяжестью состояния пациента и, соответственно, объёмом медицинской помощи. Это всегда индивидуально, а значит, установить какие-то временные рамки очень сложно. И поэтому может возникнуть желание немного задержаться: отдохнуть ведь тоже хочется. Но в это время кто-то из тех, кому действительно нужна «скорая», опять же может не дождаться бригады.

И еще. Исторически, в нашем представлении, скорая помощь ассоциируется со спасением жизни. То есть с теми ситуациями, в которых больному без неё не выжить: огнестрельное ранение, ДТП, шок, инфаркт, инсульт…

-4

Но Пленум ВС РФ (Постановление от 28.06.2012 № 17) подчеркнул:

что к отношениям по оказанию медицинских услуг в рамках ОМС применяется законодательство о защите прав потребителей.

Таким образом, оказание скорой помощи в глазах многих людей превратилось в услугу, а граждане, ощутив себя её потребителями, стали ожидать от экстренной медицины не только результата, но и сервиса на уровне частных клиник.

И вызывать её по любому поводу: когда лень идти в поликлинику, для консультации, для проведения теста: «у меня температура 37,2, а вдруг COVID-19?». Ведь это бесплатно, да и клиент, как известно, чаще всего «всегда прав».

А на случай, если сервис не устроил, есть возможность вызвать повторно. Уже нередкими становятся ситуации, когда бригаду, приехавшую на срочный вызов, попросту выгоняют, получив, например, отказ на требование надеть бахилы.

-5

После этого на станцию, от возмущённого пациента или его родственников, поступает повторный вызов и направляется другая бригада. Кстати, в повторных вызовах можно себе не отказывать: какого-то лимита или запрета закон не устанавливает. В результате кто-то вызывает себе «скорую» по пустякам несколько раз в день, а кто-то попросту не дожидается её.

А медики, устав «оказывать услугу», уходят из системы скорой помощи, обостряется кадровый дефицит.

А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели?

Ведь мы все – потенциальные пациенты, а часть из нас – ещё и медицинские работники.

Как вам кажется, возможно ли на законодательном уровне принять какие-то эффективные меры, чтобы скорая помощь стала действительно скорой? И если да, что нужно сделать для этого?

Напишите в комментариях своё мнение о прочитанном 📜 и поставьте лайк, если статья интересна 👍

Благодарю за внимание!