На днях, один из наших давних юридических клиентов – медик с большим стажем - спросил, не слышно ли о каких-нибудь изменениях в законодательстве о скорой помощи.
А конкретнее: планируются ли какие-то перемены для того, чтобы скорая помощь стала именно скорой?
20-30 лет назад, - сказал он, - в систему экстренной медицины приходили люди, готовые для спасения чужой жизни даже рискнуть собственной, не говоря уже о повседневных жертвах: бессонные ночи, носилки с тяжёлыми (и в прямом, и в переносном смысле) пациентами, да и просто страх перед неизвестностью на ночном вызове. Проблемы в семье: у всех Новый год, а ты – на дежурство. Весна, 8-е марта, все поздравляют женщин, а ты – на дежурство. Майские праздники, люди семьями на природу, а ты… в общем, понятно. Но вот что удивительно: работа на «скорой» считалась престижной, попасть туда было непросто. Вызовов было поменьше, чем сейчас, но были они более экстренными, что ли. Никто не вызывал на повышение температуры с утра или на порезанный палец.
А что сейчас?
Есть вызовы в экстренной форме, на которые нужно приехать в течение 20 минут, а есть – в неотложной, на которые это требование не распространяется.
Но различия между ними чётко не определены. А ориентируется скорая помощь на повод к вызову, то есть на те симптомы, которые указал абонент, и на то, в какой степени они предположительно представляют угрозу для жизни пациента.
Теперь представим, что в небольшом городе каждый день работает 10 бригад. Вызовов поступает значительно больше, и часть пациентов, чтобы ускорить приезд медиков, намеренно «утяжеляет» повод к вызову, то есть, например, говорит, что родственник потерял сознание или у него сильная боль в груди.
Туда бригаду направят в первую очередь. И выяснится, что никакой экстренности там нет, обычное ОРЗ. А в это время кто-то из тех, что вызвал скорую на пять минут позже, не дождется ее. Но человек, который заведомо указал более тяжелый повод к вызову, отвечать за это не будет. А скорая – будет. За то, что не успела.
А действительно, какой выход из этой ситуации?
Ведь «утяжеление» повода трудно квалифицировать с юридических позиций. По существу, это злоупотребление правом, доказать которое практически невозможно.
Не подходит и ст. 19.13 КоАП РФ («Заведомо ложный вызов специализированных служб»), поскольку потенциальный нарушитель сразу же говорит о том, что он не специалист и добросовестно заблуждался в оценке состояния больного. И поскольку в административном производстве действует презумпция невиновности, то и ответственность не наступит.
Есть и другая сторона.
Время пребывания бригады на вызове нормативно не регламентировано. Считается, что оно должно определяться тяжестью состояния пациента и, соответственно, объёмом медицинской помощи. Это всегда индивидуально, а значит, установить какие-то временные рамки очень сложно. И поэтому может возникнуть желание немного задержаться: отдохнуть ведь тоже хочется. Но в это время кто-то из тех, кому действительно нужна «скорая», опять же может не дождаться бригады.
И еще. Исторически, в нашем представлении, скорая помощь ассоциируется со спасением жизни. То есть с теми ситуациями, в которых больному без неё не выжить: огнестрельное ранение, ДТП, шок, инфаркт, инсульт…
Но Пленум ВС РФ (Постановление от 28.06.2012 № 17) подчеркнул:
что к отношениям по оказанию медицинских услуг в рамках ОМС применяется законодательство о защите прав потребителей.
Таким образом, оказание скорой помощи в глазах многих людей превратилось в услугу, а граждане, ощутив себя её потребителями, стали ожидать от экстренной медицины не только результата, но и сервиса на уровне частных клиник.
И вызывать её по любому поводу: когда лень идти в поликлинику, для консультации, для проведения теста: «у меня температура 37,2, а вдруг COVID-19?». Ведь это бесплатно, да и клиент, как известно, чаще всего «всегда прав».
А на случай, если сервис не устроил, есть возможность вызвать повторно. Уже нередкими становятся ситуации, когда бригаду, приехавшую на срочный вызов, попросту выгоняют, получив, например, отказ на требование надеть бахилы.
После этого на станцию, от возмущённого пациента или его родственников, поступает повторный вызов и направляется другая бригада. Кстати, в повторных вызовах можно себе не отказывать: какого-то лимита или запрета закон не устанавливает. В результате кто-то вызывает себе «скорую» по пустякам несколько раз в день, а кто-то попросту не дожидается её.
А медики, устав «оказывать услугу», уходят из системы скорой помощи, обостряется кадровый дефицит.
А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели?
Ведь мы все – потенциальные пациенты, а часть из нас – ещё и медицинские работники.
Как вам кажется, возможно ли на законодательном уровне принять какие-то эффективные меры, чтобы скорая помощь стала действительно скорой? И если да, что нужно сделать для этого?
Напишите в комментариях своё мнение о прочитанном 📜 и поставьте лайк, если статья интересна 👍
Благодарю за внимание!