Пару дней назад я рассказала историю о том, как чехи пытались вместо родного мотора ЯМЗ установить на самосвал КрАЗ-256Б двигатель TATRA. Но дело в том, что это был не единственный оригинальный проект. Вместе с КрАЗом операцию по пересадке «сердца» проходил и еще один советский грузовик – Урал-375Д.
Если задуматься, то это было логичное решение. Ведь если даже дизельный «ярославец», стоявший на КрАЗе не очень устраивал представителей соцлагеря, то что уж тут говорить о прожорливом бензиновом моторе, которым комплектовались «Уралы». Тем более, что в полноприводном варианте на бездорожье расход топлива действительно стремился приблизиться к заветной цифре всех критиков – 100 л/100км.
Для тех, кто подзабыл, напомню – на Урал-375Д с завода устанавливалась бензиновая V-образная «восьмерка» ЗИЛ-375 с жидкостным охлаждением. Чехи же предлагали заменить ее на свой «воздушник» - T2-928 типового ряда 120/140 дизелей TATRA. Несмотря на то, что это так же был 8-цилиндровый двигатель, его мощность была 202 л.с. против 180 л.с. у «зиловского» мотора. Кроме того, питался он дешевой соляркой, а не дорогим Аи-93.
Правда, сложностей с установкой в «Урал» мотора TATRA было куда больше, чем с КрАЗом. Дело в том, что одной из задач было минимизировать использование чужеродных агрегатов. А значит, коробку передач следовало сохранить родную. Но из-за того, что максимальные обороты у ЗИЛ-375 были 3000 об/мин, а у T 2-928 всего 2000 об/мин, состыковать их напрямую не получалось.
В итоге, было принято решение устанавливать между двигателем и оригинальным сцепление «Урала» добавочную планетарную коробку передач, которая позволила бы сохранять минимальную и максимальную скорости автомобиля.
Чтобы разместить «воздушник» TATRA под капотом «Урала» потребовалось переделать переднюю часть рамы, изменить переднюю часть капота для направленного всасывания воздуха и установить новые воздухоочистители. Попутно поработали над масляным баком гидроусилителя, электропроводкой, воздушной системой тормозов, выхлопом, а так же установили независимый отопитель.
Итоги испытаний оказались положительными по всем параметрам. Сохранив снаряженную массу неизменной, модернизированный «Урал» стал лучше разгоняться, умерил свой «аппетит» на 25%, а еще на 3 дБа понизилась шумность, как снаружи, так и внутри.
Но, как и в случае с КрАЗом, судьба дальнейшего развития темы с «воздушником» TATRA для Урал-375Д неизвестна.