Найти тему
Мурманский вестник

Отдых на бездорожье… Об экспедиции «Перекати Кольский» рассказывают ее участники

Дневник экспедиции - это не просто путевые заметки, это толчок для тех, кто любит путешествия, активный отдых, но опасается сделать решительный шаг. Чаще всего считают, что нет подходящего для подобных экстрим-туров супертранспорта, значит, и нечего строить такие планы. Но так ли это?

На старт!

Участники экспедиции - люди совершенно из разных сфер деятельности. Они не ставили цель устраивать спортивные соревнования или какие-либо коммерческие туры. Собрались единомышленники и любители экстремального отдыха, чтобы перевести дух от трудовых будней и прокатиться по родным просторам, заглянуть в заброшенные деревеньки, насладиться северными красотами. А заодно проверить свои силы и возможности.

Не сказать, что экспедиция по бездорожью Кольского полуострова была спонтанной - еще год назад мурманчане думали, взвешивали, решали. Внезапным можно назвать сам отъезд. За два дня собралась команда, закупили продукты, подготовили палатки, спальники, посуду, запасные канистры, провели техобслуживание автомобилей, да много чего еще успели сделать. И в путь!

Северяне стартовали на трех внедорожниках. Позже к ним присоединился экипаж со Смоленщины, и уже вместе они покоряли просторы Кольского Заполярья. Наметили проехать 1200-1300 километров. Маршрут пролегал через Ревду, перевал Геологов, по дороге, именуемой 1000 ручьев, через Хибины и по Терскому берегу. Приблизительно выходило около 700-750 километров по асфальту, остальное - по камням, лужам, ручьям, рекам, болотным гатям, заброшенным железным дорогам и просто грунтовкам.

- Забили в картах много путевых точек, знакомые ребята - огромная им благодарность - написали, чего надо бояться на маршруте и дали еще много очень важных и необходимых советов в дальнюю дорогу. Одно дело, когда едут подготовленные мостовые внедорожники, а другое - строить маршрут для полустоковых автомобилей, - рассказал идейный вдохновитель проекта Максим Максимов.

О команде

Экипаж 1. Илья на Mitsubishi L200. Из доработок: лифт подвески, резина в 33 размере. И огромное желание перекатить все и всюду!

Экипаж 2. Максим и его жена Юлия на Renault Duster. Из доработок: лифт подвески, блокировка ИЖ-Техно сзади, колеса в 29,3 размере, лебедка 12000lbs. И еще немного больше желания перекатить все и всюду, чем у Ильи!

Экипаж 3. Михаил, Анна и Александр (последний впоследствии был перебазирован к Илье штурманить, а также для совместного поедания всяческих вкусняшек) на Chevrolet Niva. Из доработок: лифт подвески, колеса чуть большего размера. Моральная проходимость просто зашкаливает!

Экипаж 4. Роман и Екатерина из Рославля Смоленской области на «Ладе 4x4 3D». Из доработок: лифт подвески, колеса большего размера. Неистребимое желание путешествовать по нашей необъятной и увидеть все воочию!

- Я вам так скажу, главное - найти отличную компанию. А у луж можно сделать дренаж или вычерпать ведром, снег перекопать, болото застелить или объехать, - пошутил Максим.

Итак, дневник экспедиции.

День 1-й

Из Мурманска выдвинулись в сторону Ревды, на перевал Геологов. Там в принципе ничего сложного, за исключением самого подъема. По меркам Кольского полуострова он очень высокий и затяжной. Съехали с асфальта и поднялись метров на 200. И тут у Миши на «Ниве» лопается тройник патрубка охлаждения. Приходится ехать в Ревду за запчастями. Благо там имеется автомагазин для нашего автопрома.

Покупаем, быстро меняем, заливаем и катим выше и выше! В это же время звонит Роман, который отстал, и сообщает, что у него камнем пробило хвостовик коробки передач и текло масло, но он уже замазал трещину мылом (!), долил масло и догоняет нас.

У Максима начинает закипать машина. Остановка на перекур, и едем дальше. И так пару раз, пока не забрались на высоту 1098 метров. На вершине очень холодно, порывистый ветер, кажется даже, что машины покрываются инеем. Немного поездили по перевалу и начали спуск. Здесь никаких проблем - кати да кати.

Фото предоставлены членами экспедиции
Фото предоставлены членами экспедиции

Пока ждали Рому, проехали к подножию перевала. Сходили помыть руки в талой воде, там есть пара небольших озер. Водичка, конечно, жуть какая холодная, аж до ломоты в костях! Еще пару часов руки никак не отогревались.

Через некоторое время мы уже все в сборе. Первая ночевка намечена на берегу Умбозера - очень живописное место с видом на Хибины. Начали движение по дороге, именуемой 1000 ручьев. Про название дороги можно много и долго писать, но буду краток - это не тысяча ручьев, это миллион камней. А поскольку периодически там много воды и нет нескольких мостов, то это еще и миллиард шпал. Да-да, именно шпал, видимо, рельсы уже давно сданы на металл. Но направление верное, и это главное.

Находим нужную отворотку и стремительно рвемся к берегу Умбозера. А там уже занято... Ребята из Сергиева Посада, Павел и Виктория, на мотоцикле путешествуют через всю Карелию и Мурманскую область. При этом стараются придерживаться бездорожья. Пообщавшись с ними, решили остаться на ночевку рядом, время-то уже позднее, да и устали все.

Разбиваем лагерь, готовим макароны с тушенкой, шашлык, знакомимся со всеми участниками экспедиции поближе. Обсуждаем дальнейший маршрут, Паша с Викой едут с юга на север, а мы с севера на юг. Обмениваемся информацией. Ребята поражаются, что такой путь покоряем на Renault Duster!

День 2-й

Утром подъем, завтрак. Сворачиваем лагерь, прощаемся с новыми знакомыми, обмениваемся контактами и желаем удачной дороги. Срываемся на свой маршрут. Следующая запланированная точка - Октябрьский, затем Кировск и Хибины. Там мы должны еще встретиться с ребятами, которые хотят побывать в горах и увидеть местные достопримечательности.

Далее мы скачем несколько десятков километров по камням, форсируем броды разной глубины и периодически выезжаем на заброшенную железную дорогу, чтобы объехать очень трудные места. По пути - поселок Пунча, делаем несколько фото, двигаемся дальше. Пока все пили чай с бутербродами на очередной кратковременной стоянке, Максиму удалось поймать немного рыбы. Значит, вечером намечается уха.

По большому счету дорога не особо трудная, но очень утомительная. За день мы с трудом прошли пару мест из-за того, что машины постоянно норовили соскочить с бревен и повиснуть на них. О камни чиркали днищем, но не криминально. Броды все «проезжабельные» - главное катить с чувством, с толком, с расстановкой!

-2

Чуть дальше Октябрьского начинается асфальт. Пора качать колеса и двигаться в сторону Кировска на заправку, потом встречаться с ребятами и катить в горы.

Встретив парней, мы поехали по всем известному маршруту. Правда, было уже темно, моросил дождик. Делать фото никому особо не хотелось, поэтому их почти нет... Из трудностей был только не полностью растаявший снег, но его прошли без проблем.

Лагерь решили ставить у озера Щучьего, не форсируя брод к озеру Гольцовому, ведь воды еще много, и это заняло бы немало времени. А нам завтра ехать на водопад и возвращаться в Октябрьский на свой маршрут. Разбили лагерь, сварили уху по всем правилам: налили стопку водки и затушили горящее полено. Было очень вкусно, прям очень-очень вкусно! Единственное, что нас отвлекало от отдыха, - это дождь, он шел без остановок почти всю ночь.

День 3-й

Проснулись от того, что у некоторых ребят начали промокать палатки. От дождя пострадало много вещей, стулья намокли. Пришлось экстренно сушить над костром. Да еще и небольшие ТО автомобилей надо делать: поменять колодки, подтянуть колесные болты и ступичные подшипники. И тут без приключений не обошлось. Роме рукоять домкрата отстрелила прямо по голове. Слава богу, обошлось! Собираем лагерь и стартуем к водопаду Красивому. Там наслаждаемся дивными пейзажами. Затем выбираемся в Кировск и дальше на маршрут.

От Октябрьского сворачиваем на Умбу - на карте имеется такая дорога. Травим колеса для удобства езды по неровным поверхностям и слабонесущим грунтам и выезжаем на самый сложный, по рассказам других путешественников, участок маршрута. На заброшенном аэродроме решаем устроить мини-соревнование. Видели подобное у ребят на каком-то канале.

Выстраиваем автомобили, включаем самые пониженные скорости и выходим из салонов, далее подруливаем через окно. Выигрывает тот, у кого меньшая скорость. Поиграли, развеялись - и на маршрут.

Нас пугали большим количеством медведей. Но мы за всю экспедицию не встретили ни одного, правда, следов их пребывания было очень много. А еще нам попадались огромные, как кабанчики, зайцы и даже лиса.

-3

Лагерь на ночевку решили разбить на берегу Ингозера. Поставили палатки, разожгли костер, нажарили мяса. Как кстати я вспомнил, что у меня есть зимняя палатка без дна, и мы решили соорудить импровизированную баньку. Установили, обложили края камешками, чтобы не дуло. Внутрь поставили газовую плитку, на нее положили плоские большие камни, наносили холодной и горячей воды - вскипятили на костре.

Девчата отлично вымылись в тепле, прям как в старой, советской бане. Счастью на их лицах не было предела! Естественно, третий день без полноценной помывки. Мы с ребятами немного попарились, а потом нырнули в озеро. Заряд позитивной энергии был получен в полной мере! Душевно посидели, посмеялись и пошли отдыхать.

День 4-й

Проснувшись, перекусив и собрав лагерь, тронулись в путь. В этот день предстояло добраться до Умбы, ведь Роме и Кате надо было выдвигаться в сторону дома. Дорога становилась все лучше и лучше, красивее и красивее. Единственные препятствия, которые нас тормозили, - это болотные гати.

Кстати, если смотреть карту со спутника, то видны три дороги. Они через самые труднопроходимые болота. Мы поехали по самой длинной, так называемым зеленым маршрутом. Не знаем, какая дорога на других двух, но, по рассказам мимо проезжавших людей, гати есть на всех маршрутах.

На выбранном нами отмечена точка в навигаторе под названием «ХренПроедешь». Но мы одолели ее! Видели следы мотоциклов, которым там явно было не очень хорошо. Проезжали небольшие деревушки. Даже неплохие коттеджи встречаются, новенькие детские площадки, на некоторых домах висят «тарелки» и стоят стеклопакеты. Скорее всего, это что-то наподобие дач, где люди живут только летом. Хотя могут и зимой на снегоходах поехать отдохнуть. Но машины там все серьезные: «УАЗы» на белках, «Нивы» и импортные подготовленные внедорожники.

-4

Выбравшись на заправку в Умбе, мы заметили, что у «Нивы» развалился ступичный подшипник, а значит, намечается трудный ремонт. Там же простились с Ромой и Катей. Проводили их теплыми словами, пожелали друг другу счастливого пути и, конечно, пригласили в наши края приехать в другое время года. А горячий прием мы гарантируем!

Начали разбирать машину. Необходима замена ступичного подшипника, рулевого наконечника и пыльника внутреннего шруса. Немного подумав, решили, что с утра наведаемся в магазин запчастей, благо он и в Умбе имеется, закупимся там и будем мудрить. Легли ночевать в машинах, так сказать, не отходя от кассы.

День 5-й

Проснувшись и позавтракав бутербродами с кофе, одни двинулись в автомагазин, другие принялись проверять провизию, надо же докупить продукты. Ну и заодно Максим решил выпрямить защиту редуктора на своей машине - сильно погнул, видимо, о камень. Три болта, молоток покрепче - и все готово! А вот со «Шнивой» было не все так просто.

Ступичный подшипник, который рассыпался, мы вынули, вернее вынули его остатки. А внутреннюю обойму выбить не смогли, пришлось ехать в местный сервис. Там ребята мучились около получаса, но свое дело сделали! Потом принялись за пыльник. Если снять привод, то может потечь масло из коробки. Это еще та проблема - нет ни масла, ни шприца для него. Решено было разрезать новый, внедрить его, набить смазки и стянуть изолентой, затем укутать пакетом и стянуть хомутами. Так и сделали. Кстати, схема хоть и временная, но рабочая.

Рулевой наконечник поставили без проблем: просто посчитали количество оборотов резьбы на старом, столько же сделали на новом. Правда, что-то пошло не по плану - при движении машину тащило в сторону, жевало резину. Четыре остановки и несколько простых манипуляций (путем вкручивания и выкручивания) проблему решили. Можно было, конечно, заехать на сход-развал, но работающий там парень сказал, что не возьмется за «Шниву», мол, очень много мороки с ней.

-5

Короче, катим дальше. До Варзуги осталось немного. Лил дождь, временами очень сильный. По приезде по-быстрому прокатились, сделали немного фото и рванули в Кузомень. Там и планировалась наша финишная ночевка.

Заехав в так называемую пустыню, немного покатались и отправились на берег Белого моря, где в него впадает река Варзуга. О-очень круто, живописно! Нашли подходящее место, поставили лагерь. Развели костер, поужинали и посидели у огня. Но наше уединение длилось недолго.

Пришли дикие лошади и принялись нас грабить в прямом смысле слова. Они без зазрения совести сперли огурцы, курицу, чуть не утащили налобный фонарик. С горем пополам мы уговорили их покинуть наше место ночевки. Для этого пришлось скормить почти всю провизию, что имелась. Ну еще Илья с ними вежливо побеседовал...

Легли отдыхать. Погода стояла пасмурная, предвещая дождь.

День 6-й

Проснулись под утро от адской жары. Из палаток выползли на улицу и стали досыпать прямо на траве. Было очень жарко, реально как на юге!

Завтрак наш был прост и быстр - яичница с помидорами, луком и сосисками. Это, видимо, самое распространенное блюдо у путешественников. Теперь я понимаю ребят с разных каналов, которые из супермаркетов выносят яйца лотками.

Собрав лагерь и рассмотрев карту, решили катить до Аметистового берега по побережью. И не зря! Таких видов я еще не встречал! Волшебное зрелище! Море завораживает, волны играют, пенные берега греет солнце. А что касается песка, это самый чистый пляж, который я видел. Сделали пару остановок на берегу, полюбовались красотами, запечатлели их на фото и двинулись в сторону дома. Выбравшись на асфальт, накачали колеса до нужного давления и покатили понемногу.

-6

Послесловие

- Какие только подручные средства для ремонта машин мы не использовали - от мыла до спирали от календаря! За всю экспедицию трос и лебедку не разматывали, лопатами тоже не пользовались. Но постоянно откручивались болты на колесах, ступичные подшипники и так далее. Обо всех поломках рассказывать не буду, по приезде домой они выявились у каждой машины, просто в разной мере, - рассказал Максим. - Последняя ли это наша экспедиция? Думаю, это только начало! Отремонтируем боевых коней и помчимся дальше! Благо чудесных мест в стране хватает, есть и такие, о которых толком никто не знает!

- Замечательная поездка! - добавил Илья. - Мы прониклись духом экспедиций - смех, удовольствие, слезы, поломки... Готовимся к следующей, планируем ее на конец августа - начало сентября.

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.08.2020