Найти в Дзене
Автоисторик

Самый первый русский автомобиль!

Оглавление
Автомобиль Фрезе- Яковлева на Нижегородской ярмарке. 1896 год.
Автомобиль Фрезе- Яковлева на Нижегородской ярмарке. 1896 год.

Знали ли вы, что нашему автопрому уже 124 года? Он не сильно младше немецкого, французского и американского.

Как известно из общего курса истории, XIX век, а особенно его конец, неразрывно связан с бурным развитием науки и техники, и было бы вполне предсказуемо создание первого русского автомобиля в этот период времени. Так и произошло- в 1896 году в Нижнем Новгороде. Именно этот год можно считать началом отечественной автомобильной промышленности.

Что вдохновило создателей?

В 1893 году на Чикагской выставке два петербуржца, отставной офицер Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе увидели автомобиль Benz Velo. Они решили, что им по силам создать собственный экипаж.

Benz Velo - первый в мире серийный автомобиль. Было сделано 1200 экз.
Benz Velo - первый в мире серийный автомобиль. Было сделано 1200 экз.

У Яковлева был собственный завод по производству керосиновых и газовых двигателей внутреннего сгорания, а Фрезе управлял экипажной фабрикой "К.Неллис".

Первый показ готового автомобиля в России.

Вернувшись домой Яковлев и Фрезе начали разрабатывать новый автомобиль. Яковлев взялся за изготовления двигателя и трансмиссии, а Фрезе тем временем приспосабливал новый кузов и ходовую часть к новинке техники. И уже три года спустя - 14 июля 1896 года на Нижегородской ярмарке представили первую модель "самодвижущегося экипажа". Сами создатели не дали названия своему детищу.

Стоит отметить, что машина не просто стояла на выставке, но могла передвигаться по территории ярмарочного комплекса своим ходом, чем очень тогда удивила всех посетителей и участников ярмарки. Для справки: первые автомобили в Российской Империи появились в 1891 году в Одессе, в 1895 году в Петербурге и в 1899 году в Москве.

Машина была довольно новаторской для своего времени и имела ряд собственных конструктивных особенностей. Например наш автомобиль имел более мощный двигатель в 2 л.с. (у Бенца в начале было 1,5 л.с.), вместо радиатора на кузове по бокам были две латунные ёмкости.

На фотографии отчётливо видны латунные ёмкости (за задним колесом) исполняющие роль радиаторов. Фото: Авторевю 1996 год.
На фотографии отчётливо видны латунные ёмкости (за задним колесом) исполняющие роль радиаторов. Фото: Авторевю 1996 год.

2-скоростная коробка передач с нейтралью и без заднего хода состояла из ремней на шкивах, но вместо кожаных ремней в немецкой машине, наши изобретатели применили более прочные- многослойные из прорезиненной ткани.

Тормозов у машины было два типа. Ножной- который шёл на коробку передач и ручной, прижимающий резиновые колодки к шинам задних колёс. Колёса были деревянными, с цельными резиновыми шинами. Подшипников в ступицах не было- колёса вращались на бронзовых втулках.

В комплектацию входили складной кожаный верх, клаксон с резиновой грушей, фонари со свечами.

Запас хода на одном баке составлял примерно 20 км.

Судьба модели.

Несмотря на все усилия создателей модели, машина так и не снискала популярности ни в нашей стране, ни за рубежом. По неподтверждённым данным был сделан лишь один автомобиль оригинальной конструкции. До наших дней он не сохранился.

В 1898 году скончался Яковлев. После его смерти Фрезе продолжил выпуск автомобилей, но уже с двигателями иностранного производства Как раз в это время компания Фрезе выпустила первые в России грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и автомобили специального назначения - скорые, пожарные, такси . Так же Фрезе наладил импорт автомобилей, став тем самым первым "официальным дилером" в стране. В 1910 году Фрезе продал дело активно развивающейся тогда автомобильной компании "Руссо-Балт"

Первый российский пожарный автомобиль.
Первый российский пожарный автомобиль.

К столетию модели- в 1996 году, специалисты газеты "Авторевю", воссоздали точную ходовую копию модели по описаниям и фотографиям.

Характеристики " Самодвижущегося экипажа" Фрезе и Яковлева

  1. 2-местный пассажирский автомобиль.
  2. Кузов: фаэтон заднемоторной компоновки на раме.
  3. Двигатель: 1-цилиндровый; объём около 1 л. , мощность 2 л.с.
  4. Коробка передач: 2-скоростная механическая.
  5. Скорость: 21 км/ч.
  6. Шасси: каретная подвеска на эллиптических рессорах, с приводом на задние колёса.
  7. Годы выпуска: 1896-1898 гг.
  8. Цена: 1500 рублей- в два раза дешевле немецких и французских аналогов! (Для сравнения хорошая лошадь стоила 50 рублей, рабочий зарабатывал в среднем 25 рублей в месяц)

Спасибо что дочитали до конца! В следующей статье мы рассмотрим не менее интересный автомобиль фирмы "Руссо-Балт".

Ставьте палец вверх, если вам понравилась эта статья! Подписывайтесь на канал, если хотите больше узнавать много нового и интересного из автомобильной истории!

Авто
5,66 млн интересуются