Среди экспонатов авиамузея в Монино есть Ил-76 с интересной историей - за 8 лет этот самолёт трижды попадал в инциденты, связанные с повреждением шасси.
Ил-76М с номером СССР-86047 был выпущен в 1979 году на ныне несуществующем Ташкентском авиазаводе имени Чкалова. Самолёт поступил в состав 196-го военно-транспортного авиаполка, в советское время базировавшегося на аэродроме Тарту в Эстонии.
Спустя всего месяц самолёт попал в первое происшествие: во время разбега экипаж убрал шасси до отрыва от полосы. Из 16 колёс основных стоек шасси, 15 колёс стёрлись до последнего слоя корда, ещё одно колесо лопнуло.
Последующие 6 лет самолёт летал без происшествий, но в 1985 году произошёл ещё один инцидент с повреждением шасси. При посадке на военном аэродроме Казлу-Руда экипаж забыл выпустить шасси и посадил транспортник на брюхо. В итоге Ил-76 заблокировал ВПП аэродрома, аварийный самолёт пришлось поднимать с помощью шпал и гидроподъёмников и менять повреждённые колёса. После этого самолёт отправили на ремонт в Ташкент.
После ремонта борт 86047 вернулся в эксплуатацию, но уже в 1987 году попал в очередную аварию, вновь связанную с шасси. При посадке на аэродроме Паневежис экипаж не смог выдержать нужную высоту и самолёт врезался в верхушки деревьев. После столкновения Ил-76 пришлось сажать на другом аэродроме - Кедайняй. Уже на земле обнаружилось, что самолёту сильно помяло створки шасси, досталось и двигателям, которыми Ил-76 "насосал" веток.
Самолёт вновь отремонтировали и решили передать МУАБ (Монинскую учебно-аэродромную базу) ВВИА им. Н.Е. Жуковского. На forumavia.ru есть информация, что перегон в Монино тоже чуть не закончился аварией и самолёт едва не выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы.
В качестве учебного пособия для курсантов борт 86047 простоял на территории академии до 2012 года. После расформирования академии большую часть стоявших там самолётов передали в находящийся по соседству музей. В их числе был и наш Ил-76.
Несмотря на облезлый внешний вид, внутри самолёт отлично сохранился. Посетить его можно в дни открытых дверей, которые ежегодно проводятся в монинском музее.
Материалы по теме:
Ту-204С: последний советский "грузовик"
"Внуково": Ан-124 и два президентских борта
Секунды в невесомости: космический Ил
Аэропорт МинВод: заброшенная метеостанция и старые "Туполевы"
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
Под забором во "Внуково": Ил-96 и ни одного Airbus
Авиамузей Стамбула: самые интересные экспонаты
Классика советской авиации: авиамузей в Минводах
Кладбище авиатехники на Ходынке: судьба самолётов