Собирать достоверные данные о нефтяных рынках всегда сложно, и рынок автомасел Ближнего Востока тому не исключение. Марк Таунсенд объяснит, как исследователи интерпретируют факты и цифры, касающиеся перехода регионов на использование высококачественных автомобильных масел.
Продолжаются споры о том, насколько быстро ближневосточный рынок смазочных материалов с производительностью 4 миллиона тонн в год переходит на более качественные моторные масла. Согласно недавним исследованиям, а этом региона по-прежнему преобладают минеральные масла. До недавнего времени данные о рынке автокомплектующих были скудными и обычно ограничивались комплексным исследованием, которое отражало слишком общую информацию.
Прачи Сатоскар, старший менеджер отдела, который занимается изучением автомобильного рынка, компании GfK, объяснил, как тенденции в области смазочных материалов влияют на рынки моторных масел.
GfK Middle East and Africa, региональное подразделение Germanys GfK GmbH, собирает данные в точках розничных продаж в Египте, Марокко, Омане, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. GfK не отслеживает прямые сделки, производителей с конечными потребителями через оптовые продажи. Центром исследования компании являются продажи, осуществляемые в фирменных магазинах производителей. GfK собирает информацию о тенденциях в области крупных поставок моторных масел и о планах выхода на рынок трансмиссионных масел и жидкостей. Данные, собранные исследовательским центром, предоставляют информацию о продукте, покупателях, закупках, сделках и использовании оборудования.
Исследования также показали, насколько для Ближнего Востока актуальна проблема контрафакции. Это роднит его с рынком оптовых поставок масла в России. По словам Сатоскара, 2% объема рынка моторных масел в Саудовской Аравии составляют аналоги или поддельные бренды. В ходе исследования было выявлено 28 брендов автомасел с артикулами, аналогичными артикулам ведущих марок.
Что можно купить за 5 долларов
В Дубае 1 литр моторного масла для легковых автомобилей стоит 5 USD, что является самой высокой ценой в ОАЭ. Далее следуют Абу-Даби с ценой 4,10 USD за 1 литр и соседние эмираты Аджман, Фуджейра, Рас-эль-Хайма, Шарджа и Умм-эль-Кайвайн, где литр масла реализуется по 4 USD. GfK утверждает, что высокая стоимость в Дубае объясняется одновременно наличием универсальных продуктов премиум-класса и лидерством категории моторных масел для легковых автомобилей. Оптовые цены около 3 USD
По словам Сатоскара, это также связано с использованием синтетических и полусинтетических масел. Около 15% всего рынка ОАЭ составляют синтетические, 22% — полусинтетические и 63% — минеральные масла.
Моторные масла для легковых автомобилей (PCMO) составляют 65% рынка смазочных материалов ОАЭ, а остальные 35% приходятся на масла для дизельных двигателей большой мощности (HDDEO). Институт GfK, проводя исследования по всем ОАЭ, отметил, что одним из ключевых факторов роста рынка HDDEO являются расходы на инфраструктуру.
Между тем, в ОАЭ автомобилисты активно переходят от сезонных масел к универсальным. По данным GfK, в 2017 году моторные масла с вязкостью SAE 20W-50 и SAE 15W-40 составили аж 93% объема рынка HDDEO. Большинство членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива утвердили API CH минимальным стандартом для масел, предназначенных для тяжелых условий эксплуатации.
Спрос на бренды PCMO премиум-класс в Дубае и Абу-Даби растет, поскольку автомобилисты все чаще придерживаются спецификаций OEM-производителей. По оценкам GfK, в ОАЭ насчитывается около 3000 розничных продавцов моторных масел, более 600 - в Дубае, 800 - в Абу-Даби и 1500 - в других эмиратах.
GfK сегментирует рынок на основе объема оборота торговых точек, используя статистический анализ. Компания ранжирует их от A до D, где A - самый высокий оборот. По словам Сатоскара, в ОАЭ более 1200 торговых точек категорий A и B. Ориентация в первую очередь на них имеет решающее значение для роста рынка Дубая и Абу-Даби.
Программа Видение Саудовской Аравии 2030
Исследование GfKs прогнозирует оживление продаж автомобилей в Саудовской Аравии, связанное с изменениями в экономике, в значительной степени зависящей от доходов с нефти. Недавнее решение правительства о прекращении многолетнего запрета на вождение автомобиля женщинами внушает оптимизм. Пока неясно, приведет ли это к росту продаж автомобилей. Несмотря на активное введение новых реформ в Саудовской Аравии в последнее время, эта страна остается достаточно консервативной. Культура мужской опеки над женщинами глубоко укоренилась в обществе, что, в краткосрочной перспективе, может ограничивать рост женщин-водителей без сопровождения.
По словам Сатоскара, центральные и восточные регионы королевства являются главными потребителями моторных масел премиум-класса. Однако правительственный указ, запрещающий независимые пункты замены моторного масла, и новые правила трудоустройства иностранцев потрясли сектор. Это привело к распространению масел такого вида за пределы центрального и восточного регионов, в особенности на запад.
Сатоскара утверждает, что в результате «саудизации» произошел отток населения в отдельные районы, что привело к закрытию некоторых торговых точек. Саудизацией называют государственную политику увеличения числа граждан Саудовской Аравии в составе рабочей силы и сокращения числа иностранцев в частном бизнесе.
Несмотря на это, в западном регионе сосредоточено как наибольшее количество оптовых и розничных торговых точек, так и самая большая доля рынка. По данным GfK, в этом регионе 69% рынка составляют минеральные масла. В центральном и восточном регионах важное значение имеют полусинтетические (34% и 30% соответственно), хотя доля рынка минеральных масел и остается преобладающей.
По словам Сатоскара, в этих регионах самый высокий ВВП и более высокая отпускная цена на премиальную продукцию. Бренды производителей оригинального оборудования в Саудовской Аравии пользуются популярностью. Центральным сегментом выступает SAE 20W-50 с долей около 73% и плановой ценой от 3 до 3,50 USD за литр. Бренды премиум-класса, как правило, сосредотачиваются на SAE 10W-30, 5W-30 и 10W-40.
Египет и Оман
Экономические реформы и поддержка Международного валютного фонда оказали значительное влияние на экономику Египта. По данным лондонского консалтингового агентства по экономическим исследованиям Capital Economics, во втором квартале 2018 года ВВП вырос на 5,4%, что является одним из самых высоких показателей, зафиксированных после революции 2011 года. Данные изменения увеличили потребление смазочных материалов в таких ключевых секторах, как строительство.
По оценке GfK, общий рынок смазочных материалов в Египте составляет 261,5 миллиона литров в год, и сильно тяготеет к дизельному топливу, которое составляет 88% от общего рынка моторных масел. Тем не менее, в отличие от рынков в странах Персидского залива, Египет является основным потребителем сезонных масел с классом вязкости SAE 50. Компания GfK выяснила, что масла для дизельных двигателей в данной стране составляют 63% рынка, а моторные масла для бензиновых двигателей — остальные 37%. Для последней категории двигателей характерна частая замена масла на относительно небольших пробегах при использовании недорогих моторных масел.
79% рынка Омана составляет бензин, а остальные 21% — дизельное топливо. Смазочные материалы на основе минеральных масел составляют 76% рынка, а синтетические и полусинтетические — по 12%. SAE 20W-50 остается ведущим классом вязкости, занимая около 61% рынка, за ним следует SAE 15W-40 с 15%.
Ближний Восток, на долю которого приходится около 10% мирового рынка смазочных материалов, представляет собой хоть небольшой, однако непростой регион. После недавних активных дискуссий по поводу технических разработок, кажется, пришло время для принятия новых маркетинговых решений, которые выведут регион на следующую стадию развития.
Источник: