Найти тему

История Горбатого Запорожца

Оглавление

Наверное о «Запорожце» слышали все, даже совсем молодежь, которая могла в живую его и не видеть. Сегодня хочу рассказать, как вообще такая модель появилась на дорогах нашей страны.

История создания

В 50-х годах прошлого века в СССР увеличивался личный грузооборот граждан. Развивалось частное строительство (в основном дачи), люди чаще стали покупать предметы обихода. Это все вело к необходимости наличия индивидуального транспорта.

При этом в основном советские люди в основном пользовались велосипедами и мототехникой. Имеющиеся в продаже легковые автомобили были недоступны по ценам и особенностям распространения. На Западе к тому моменту уже активно шла автомобилизация населения.

Стандартный транспорт 50-х годов (хотя кажется фото сделано позже)
Стандартный транспорт 50-х годов (хотя кажется фото сделано позже)

Так появилась задача создать простой и доступный для массового водителя автомобиль. Решить эту задачу должен был МЗМА (Москвич) совместно с институтом НАМИ.

Практически отказались от классической компоновки, где двигатель находится спереди, и есть задняя ведущая ось. Для микролитражки такой способ размещения агрегата не самый удобный, теряется много полезного пространства. Принятые тогда технологии не позволяли сделать переднеприводный автомобиль небольшим.

ЗАЗ-965
ЗАЗ-965

В итоге было принято решение сделать автомобиль с размещением двигателя сзади. В процессе создали довольно много прототипов.

  • Белка» ИМЗ-НАМИ-А50 1955 года (вагонная компоновка).
  • НАМИ-031 1957-58 годы (купе с торсионной передней подвеской).
  • НАМИ-049 (прототип лёгкого вездехода).
  • НАМИ-048 (вагонная компоновка).

Но, практически все эти варианты имел недоработки. К примеру, «Белка» имея откидной передок кузова, страдала плохой герметичностью салона. Также использовавшийся двигатель ИМЗ-М-72 (точнее созданный на его базе) не отличался надежностью.

ИМЗ-НАМИ-А50
ИМЗ-НАМИ-А50

Также сказались сложности с налаживанием производства этих модификаций. Самостоятельно разработать дешевую технологию сборки инженеры не смогли, а пригласить специалистов из-за рубежа у СССР не было финансовых возможностей.

Тут инженеры посмотрели на мировой автопром, как у них решались схожие задачи. Основным источником идей стали:

  • Fiat 600;
  • Renault Dauphine.

Они имели цельнометаллический несущий кузов оболочкового типа. Такой кузов можно было собирать непосредственно на имеющемся оборудовании. Вот Фиат 600 и взяли за основу. Хотя в итоге от него взяли только технологические решения по сопряжению деталей кузова, а также их размещение. Также «Запорожцу» достались двери, открывающиеся назад, конструкторы посчитали такую идею хорошей.

Fiat 600
Fiat 600

Подвеска и двигатель полностью разработаны отечественными конструкторами. В итоге к 1960 году начался выпуск первых машин ЗАЗ-965.

Технические характеристики

Особенностью являлся двигатель V4, такая компоновка встречалась нечасто. Причем распредвал находился в развале между цилиндрами. Объем 746 см3 обеспечивал мощность в 23 л.с.

Двигатель
Двигатель

Охлаждение воздушное. В первую очередь по причине простоты обслуживания, ведь автосервисов не было, да и условия эксплуатации достаточно суровы.

Система охлаждения
Система охлаждения

При этом, именно двигатель стал слабым звеном машины. Он был ненадежным, часто отказывал. Имеющиеся моторные масла не подходили для него, рекомендовалось использовать дизельные масла. Также мотор часто перегревался, что сокращало ресурс.

Но, несмотря на это, ЗАЗ-965 довольно быстро обрел популярность. В первую очередь из-за своей доступности.

Авто
5,66 млн интересуются