Найти тему

БОЛЬ В УШАХ ПРИ ПОЛЕТЕ В САМОЛЕТЕ. Почему особенно сильно при посадке и как ее снимать?

Расширение и сужение внутренних полостей при повышении/снижении внешнего давления
Расширение и сужение внутренних полостей при повышении/снижении внешнего давления

Практически все из нас летали на самолете и сталкивались с такой неприятностью, как заложенность ушей, а иногда даже достаточно сильной болью не только в ушах, но и лобных пазухах.

Бароотопатия (бароотит), баросинусопатия (баросинусит) и бароденталгия обычно развиваются при изменении атмосферного давления и могут вызвать сильную боль во время полета, когда в салоне самолета происходит снижение/повышение давления, ведь не смотря на «герметичность», давление в салоне снижается до 650мм.рт.ст.

Причины заложенности и болей в ушах и лобных пазухах

Они (декомпрессионные нарушения) проявляются ощущением заложенности и болей в ушах и придаточных синусах (чаще в лобных –синусит), а также зубной болью при сильном изменении внешнего давления или запущенных зубов (чаще при разгерметизации).

Воспалительные процесс в носоглотке и образование кариозных полостей затрудняют выравнивание давления внутри указанных полостей и синусов с внешним давлением, чем способствуют развитию декомпрессионных нарушений в полете.

Симптомы бароотопатии чаще возникают не вовремя подъема, а при быстром спуске с высоты. В этом случае увеличивающееся внешнее давление воздуха прижимает заслонку слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющей среднее ухо с носоглоткой, а также сдавливает воздухоносный канал, чем препятствует поступлению воздуха в полость среднего уха и затрудняет выравнивание давления. В результате в последней удерживается низкое давление, созданное при подъеме на высоту. Барабанная перепонка, прогибаясь внутрь полости под действием отрицательного перепада давления, растягивается, что вызывает различные дискомфортные и болевые ощущения в ушах.

Интенсивность проявлений бароотопатии находится в прямой зависимости от величины перепада давления в полости среднего уха. Соответственно его нарастанию до 3-5, 10-15, 20-30, 60-80 и 100-200 мм. рт. ст. симптомы прогрессируют следующим образом: чувство «полноты», заложенность и слабый шум, выраженная заложенность и сильный шум, острая боль, иррадиирующая в височную область, щеку и околоушную область, разрыв барабанной перепонки (баротравама).

Способы снижения симптомов

Замедление или прекращение спуска (подъема), глотательные движения, энергичные движения нижней челюстью, произвольное затяжное зевание способствуют открытию заслонки слуховой трубы и восстановлению ее проходимости для воздуха. Это приводит к выравниванию давления в полости среднего уха и носоглотки, в результате чего ослабевают или даже полностью устраняются боли и дискомфортные явления в ушах. Избавиться от боли можно так же посредством произвольной «вентиляции» полости среднего уха. Для этого нужно зажать пальцами нос и при закрытом рте осторожно натужиться, как бы выдыхая.

Бародентальгия (зубная боль) и баросинусопатия (заложенность и боль в лобных и верхнечелюстных –гайморовых – пазухах) на высоте обычно развиваются в следствии давления на нервные окончания расширяющегося при декомпрессии воздуха в кариозных полостях и придаточных пазухах при наличии в них воспалительных процессов.

Профилактика болевых ощущений, выполняемая перед полетом

Профилактика указанных декомпрессионных нарушений основана на купировании воспалительных процессов в носоглотке: закапывание нозальных капель перед взлетом, устранение симптомов ОРЗ перед предстоящим полетом. Не редко, встречается и пониженная барофункция в виду индивидуального анатомического строения пазух, к сожалению, в этом случае «…остается одно – страдать, как говорил папенька, не гоже в жизни только радости вкушать, в страданьях душа совершенствуется…»

Не выносимые боли и баротравмы все же бывают, но в гражданской авиации редко.

Вышеописанные симптомы встречаются повсеместно во время полетов на самолете, но в большинстве случаев, протекают в легкой форме, хотя моя супруга летала всего раза 3 со слезами на глазах и больше повторять не собирается из-за индивидуальной непереносимости.

За себя же могу сказать, что проявление симптомов раз на раз не приходится: можно 2-3 раза за один день подниматься на высоты и каждый раз чувствовать себя по-разному в зависимости от того, появились ли за это время тучи, или напротив вышло яркое солнце.

Более сильное проявление упомянутых симптомов встречается как правило при разгерметизации кабины или полете в негерметичной кабине. Здесь боль бывает действительно «зверской». У меня было несколько случаев, когда я в прямом смысле этого слова, «застревал» на больших высотах (7-10км) и не мог с них спуститься т.к. начинались сильнейшие боли, а «продуться» вышеописанным способом не представлялось возможным в связи с плотно притянутой маской, отсоединение которой привело бы к неминуемой потере сознания. Только «кое-как» спустившись до 5км, я снял ее и опасаясь гипоксии совершил «маневр Вальсальва» (продувку зажав нос), который принес долгожданное облегчение.